Генеральный директор группы компаний «Ритуал-Сервис»
В начале января уровень смертности всегда повышается, а затем идет на спад. Так происходит из года в год. Сотрудники похоронных организаций рассказывают, что у них есть негласная установка — перед Новым годом массово закупать похоронные принадлежности, ими прямо забивают склады. Весь месяц работают, а в феврале — отдыхают. С чем это связано и почему пик смертности приходится именно на первую половину января — сказать сложно.
Увеличивается количество как неестественных смертей, так и вполне логичных — например, когда человек долгое время боролся с серьезным заболеванием. Связь между последним и новогодним периодом выявить нельзя — по крайней мере, мне неизвестно, чтобы эти данные собирали и анализировали.
Новогодняя смерть
Одна из причин повышения уровня случайных смертей в том, что у нас часто злоупотребляют алкоголем. Особенно в праздники. Отсюда — много летальных случаев, связанных с отравлением или обострением заболеваний на фоне выпитого. В идеале — вообще не пить. Если это невозможно, выбирайте качественные напитки: большинство случаев интоксикации связаны с суррогатами. Пищевые отравления тоже часто происходят, но обычно не приводят к смертельным исходам. Хотя и такое бывает.
В новогодние праздники возрастает и процент несчастных случаев. Но это, опять же, связано с алкоголем: опьянение нередко провоцирует ДТП с жертвами. Пиротехника — еще один фактор риска. Во-первых, она может быть некачественной (но это встречается не так часто). Во-вторых, ее использование в состоянии алкогольного опьянения часто приводит к несоблюдению элементарных норм безопасности и — смерти. Вообще, все сопутствующие празднованию увеселительные мероприятия — по приему алкоголя, наркотических средств и прочего — в это время усугубляются и влияют на уровень смертности.
Еще одна «интересная» смерть связана с бездействием медицинских структур. Об этом обычно стараются не говорить. Банально, если в разгар праздника происходит критичная ситуация, до скорой не всегда можно достучаться. Потому что сотрудники, даже те, кто на дежурстве, просто не в состоянии работать — опять же из‑за алкогольного опьянения. Понятно, что поголовно говорить нельзя, но такие случаи были в моей практике.
Последний путь
В нашей стране похоронный рынок — это совокупность частного бизнеса и государственных учреждений, имеющих то или иное отношение к смерти: больницы, морги, кладбища. Нередко из‑за этого возникает коллизия.
Для похоронных организаций не существует таких понятий, как праздники, выходные, нормированный рабочий день. Ведь смерть не выбирает время, она может произойти в полночь с 31 декабря на 1 января. С государственными структурами все не так однозначно. Есть дежурные бригады, которые так же, как и кареты скорой, выезжают в любое время для оказания первой помощи по организации похорон — перевозки умерших в морг. Там тоже есть дежурные врачи, которые принимают тела. То есть стартовый этап нормальный, а вот потом начинается пробуксовка.
Дело в том, что морги подчиняются общему производственному календарю. А значит, в первые несколько дней там скапливаются умершие: никто их не вскрывает и не выдает родственникам. Основная проблема — наши морги не рассчитаны на такое количество тел: их сохранность не обеспечивается, так как холодильных камер не хватает. В результате умерших выкладывают в коридорах, наваливают друг на друга горами. Это довольно печальное зрелище.
Из‑за такого «сохранения» начинается процесс разложения тел. Нельзя однозначно сказать, как быстро он произойдет, так как это зависит от многих факторов: какой человек, сколько ему лет, какое у него было заболевание, в каком состоянии его привезли. Если, например, привозят бездомного, который до этого пролежал долгое время под снегом и его начали есть черви, оставляют его в теплом коридоре и сверху кладут еще три свежих трупа — черви сразу же перелезают на новые тела. И когда на четвертый-пятый день праздников умершего разрешают забрать, возникает совершенно страшная картина.
Вторая беда — кладбища. Здесь та же история: у них выходные, поэтому захоронения не производятся.
Коррупция и очереди
Сложившаяся ситуация порождает коррупцию: иногда в моргах есть сотрудники, готовые поработать в праздники, но за достаточно большую сумму от родственников. Цены могут расти до безумного уровня. И платить придется за все: чтобы получить разрешение на выдачу тела из морга, чтобы его все-таки выдали, чтобы на кладбище приняли.
Вообще, морги у нас бесплатные. Но по факту там нередко навязывают услуги — например, макияж и бальзамирование. Стоят они от 5 до 25 тысяч рублей в зависимости от региона. Если выдача тела происходит в нерабочее время, то, как правило, приходится заплатить от 1000 рублей до двойной цены за все оказанные услуги. История двух дураков: один платит, другой просит.
С кладбищем посложнее, потому что там обычно нет прямого контакта с сотрудником, который мог бы в праздничные дни все оформить и захоронить умершего. И, опять же, все зависит от региона — я знаю города, где в выходной вообще невозможно найти таких людей, их просто нет.
Что касается крематориев, в регионах с ними все нормально (там работают в основном частные крематории), а вот в Москве — нет. Помню, несколько лет назад как раз в новогодние праздники из‑за этого произошел скандал: в первый рабочий день крематориев выстроилась огромная колонна из катафалков. Люди ждали в очереди по шесть часов. И конечно, там тоже нашлись те, кто решил заработать на продаже своего места.