Что такое вера в справедливый мир?
Это социально-психологический феномен, согласно которому каждый получает по заслугам: за хорошие поступки — награду, за плохие — наказание. Психотерапевт, доцент Международного университета Флориды и автор проекта «Стоп насилие» Алена Прихидько считает, что людям удобно думать, будто мир — упорядоченное, предсказуемое и справедливое место, где у каждого поступка есть адекватное последствие. По ее словам, примеры справедливости и несправедливости мира окружают нас с детства, часто об этом говорится в сказках. Непослушного Колобка съела лиса, и поделом ему. Трудоголик и сама добродетель Золушка получает принца, а ее сестры, видимо, так и остаются старыми девами — потому что нечего было лениться и завидовать.
Гипотезу о вере в справедливый мир предложил американский профессор социальной психологии и родоначальник исследований на тему справедливости Мелвин Лернер. В 1966 году он провел эксперимент: подопытным предлагалось посмотреть видеозапись, на которой взрослых людей в процессе обучения наказывали ударами электрического тока (надо сказать, что никого током не били, это были актеры). «Учеников», у которых не было возможности уйти, зрители критиковали больше тех, кто прекращал эксперимент. Лернер сделал вывод: вера в справедливость наказания оправдывает насилие и стигматизирует его жертву. Гипотеза вызвала полемику и спровоцировала ряд других исследований для ее проверки.
Алена Прихидько считает, что вера в справедливый мир сформировалась вместе с первыми религиями. Большинство религиозных текстов, включая Ветхий и Новый Завет, это истории о преступлениях и наказаниях. Идея, что за хорошие дела человек попадет в рай, а за грехи будет расплачиваться в аду, подпитывает веру в справедливость, даже если человек не считает себя религиозным.
Кто чаще верит в справедливый мир?
В 1975 году журнал Journal of Social Issues опубликовал исследование американских психологов Зика Рабина и Летиции Энн Пеплау. Они разработали анкету «Шкала справедливого мира» и раздали ее респондентам, которые должны были ответить, согласны ли они со следующими утверждениями:
«Осторожные водители тоже могут попасть в ДТП»
«Студенты почти всегда заслуживают оценок, которые получают»
«У людей, ведущих здоровый образ жизни, скорее всего, не будет инфаркта»
«Если родители наказывают детей, значит, для этого почти всегда есть причина»
И так далее
Всего в опроснике было 20 пунктов. Результаты продемонстрировали, что в справедливость верят консервативные, авторитарные и ортодоксальные люди. Алена Прихидько согласна с выводами, потому что «такие люди существуют в системе жесткой иерархии и верят в заслуженность наказания». Тем не менее единого мнения о том, как религия, раса, гендер и другие социальные и культурные различия влияют на наличие или отсутствие веры в справедливый мир, среди специалистов нет.
Какой бывает вера в справедливый мир?
Вера в справедливый мир, согласно одному из исследований, может быть общей и личной. В первом случае человек верит в высшую силу, которая за всем следит, — будь то Бог, карма, все герои «Лиги справедливости» или розовый единорог. Именно такие люди склонны к обвинению и наказанию жертвы. Поэтому автор проекта «Стоп насилие» Алена Прихидько считает, что у такого проявления веры больше негативных последствий.
Вера в персональный справедливый мир строится на убеждении человека в том, что он сам будет награжден за добрые дела и наказан за плохие. «Такие люди склонны считать себя хорошими и поэтому думают, что награда найдет героя, — говорит Прихидько. — Пословица «Что посеешь, то и пожнешь» как раз про веру в справедливость на персональном уровне». В этом случае можно иметь персональную веру, но не иметь глобальной, считая, что мы живем в тотально несправедливом мире.
Как проявляет себя вера в справедливый мир?
Алена Прихидько говорит, что одно из главных последствий веры в справедливый мир — виктимблейминг, или обвинение жертвы насилия в том, что с ней произошло. В этом случае говорят об «ошибке справедливого мира», ведь именно это убеждение приводит к умозаключению, будто жертвы насилия заслужили такое обращение с собой. Один из самых ярких примеров виктимблейминга последних лет — история Дианы Шурыгиной. Общественность считала 17-летнюю девушку виноватой в том, что ее изнасиловали, потому что она была в состоянии алкогольного опьянения. В защиту обвиняемого Сергея Семенова создавали паблики с десятками тысяч участников и подписывали петиции. Про Шурыгину же делали мемы и издевательски использовали ее образ в рекламе.
От сторонников веры в справедливый мир достается жертвам сексуального, физического и эмоционального насилия. Но не только. Этот феномен проявляет себя и в ситуациях, не имеющих прямого отношения к насилию. Людей с положительным ВИЧ-статусом чаще всего считают либо «распущенными», либо наркозависимыми (хотя это не так). Последних, в свою очередь, винят в отсутствии силы воли. Бездомных людей или тех, кто оказался без средств к существованию, — в лени. Тем, чье тело не вписывается в глянцевые стандарты, советуют «меньше жрать».
По мнению Алены Прихидько, виктимблейминг — это еще и вариант самозащиты. Обвинители склонны упрощать реальность, чтобы не испытывать когнитивного диссонанса. «Так им проще найти логику событий, все разложить по полкам, — говорит психотерапевт. — Если человек видит несправедливость, он начинает бояться за себя. Чтобы перестать бояться, он начинает думать, что женщина стала жертвой насилия, потому что шла по улице ночью в короткой юбке. И, мол, если я не пойду в короткой юбке ночью, меня не изнасилуют. Такие мысли быстро решают внутренний конфликт, снимают тревогу. Часто шовинизм, расизм, лукизм, эйблизм и другие «-измы» связаны именно с тревогой и страхом».
То есть справедливость не работает одинаково для всех, а «karma is a bitch». И те, кто больше всего нуждается в сострадании, вместо этого получают критику.
Иногда жертвы насилия сами верят в справедливость случившегося, ведь так им проще объяснить себе негативный опыт. При этом принятие «ударов судьбы» может стать причиной безразличия к несправедливости, бездействия и самостигматизации. И в крайнем случае приводит к институционализации несправедливости.
Верю ли я в справедливость мира? Если да, то почему я это делаю?
«Мысли на тему «сам виноват» — сигнал о том, что вы находитесь во власти принципа, — говорит Алена Прихидько. — Например, Петя удивляется тому, что Вася не может постараться и достичь того же, чего достиг сам Петя. Но Петя не понимает, что Васю окружает огромное количество разных факторов, которые не дают ему сделать этого. Они с Петей выросли в разной социальной и культурной среде, возможно, у них разный цвет кожи, уровень образования. Все это может стать препятствием на пути к успеху. Но Пете проще думать, что Вася сам виноват».
Прихидько отмечает, что поскольку вера в справедливый мир закладывается с детства, она становится частью представления о мире вообще и срабатывает автоматически. «Такую установку сложно разрушить или подвергнуть сомнению, тем более что люди склонны искать подтверждение своим установкам, а не опровергать их», — говорит психотерапевт. Иногда помогают объективные показатели. «Если у человека нет подтвержденных данных о невиновности жертвы, то он с большей вероятностью будет считать, что она «сама виновата». А если есть очевидные доказательства невиновности, то даже люди, подверженные вере в справедливый мир, начнут защищать ее», — считает Прихидько.
Можно ли правильно использовать веру в справедливый мир?
Вера в справедливый мир может заменить подлинную справедливость и поддерживать несправедливость. «Люди, подверженные вере в справедливый мир, уверены, что существующее положение вещей — правильное, — говорит Алена Прихидько. — Соответственно, они не хотят ничего менять. Поэтому вера в глобальный справедливый мир не полезна. Объективно мы живем в очень несправедливом мире, где много дискриминации, стигматизации, даже цвет волос может быть поводом для предвзятого отношения. Вера в справедливый мир приводит к тому, что мы не стремимся к справедливости и закрываем глаза на несправедливость, тем самым поддерживая порядок, в котором справедливости места нет». Такие люди верят пассивно, рассчитывая, что правосудие свершится само по себе. Зато они более оптимистичны и менее подвержены стрессам и депрессии.
Когда человек сталкивается с доказательствами того, что мир несправедлив, он пытается восстановить справедливость и оказывает жертве помощь. По словам Прихидько, понимание того, что мир несправедлив, делает его справедливее: «Когда люди видят, что ресурсы распределены неравномерно и другим не хватает помощи, они будут искать возможность компенсировать несправедливость, будут делать больше добра, чтобы достичь справедливости».
В этом случае люди перестают верить в правосудие и берут миссию по спасению мира на себя, понимая при этом, что идеального мира не будет. Но они не бездействуют.
Алена Прихидько считает, что нужно повышать свою мультикультурную компетентность, стараться открыто и непредвзято относиться к людям из разных социальных, культурных, гендерных групп. «Многие живут в культурных капсулах, в которых все понятно и привычно, — говорит психотерапевт. — Но не осознают, с чем могут сталкиваться другие. Это дает неадекватную оценку справедливости и несправедливости мира». Для многих принять тот факт, что за справедливость в мире отвечает каждый отдельный человек, а не мифическая Вселенная, значит покинуть зону комфорта. Но именно личная вера в справедливый мир — ресурс, помогающий поддерживать благосостояние и равенство всех людей вне зависимости от их отличий.