Отвечают эколог, сторонница жизни без отходов и журналистка

Все больше российских продуктовых сетей принимают участие в акции Гринписа «Освободи планету! #ПорвиСПакетом». Вслед за «Ашаном», «Вкусвиллом» и Spar от раздачи пластиковых пакетов отказалась «Азбука вкуса».

Одноразовые пакеты — серьезная угроза окружающей среде. Их практически не перерабатывают (по данным организации ConservingNow, в мире на переработку попадает один пакет из двухсот). Это связано с тем, что пакеты сложно собирать. А для их переработки необходимо специальное оборудование, в обычном они распадаются на мелкие частицы. В результате пакеты лежат на свалках до 400 лет — загрязняют воду и почву, приводят к гибели животных. При этом в мире каждый год используют 500 миллиардов пакетов, из них в России — 26,5 миллиардов.

Подробности по теме
Крохотная смерть: фотопроект о пластиковых пакетах, которые убивают все живое
Крохотная смерть: фотопроект о пластиковых пакетах, которые убивают все живое

Мировой опыт борьбы с пластиковым мусором сосредоточен скорее не на сборе и переработке, а на отказе от него. В ЕС действует директива «О сокращении потребления легких пластиковых пакетов» от 2015 года, по которой к 2019 году планируется сократить использование одноразовых пакетов до 90 штук в год на человека, к 2025 году — до 40. Пока на каждого европейца приходится около 200 пакетов в год. В Ирландии с пакетами борются с 2002 года, постепенно повышая их стоимость в супермаркетах. Это уже дало результаты: количество используемых пакетов сократилось на 95%, до 18 штук на человека в год. Еще сорок стран в 2017 году ввели частичные ограничения или полный запрет на раздачу одноразовых пластиковых пакетов. А 1 октября 2018 года от производства, импорта и реализации полиэтиленовых пакетов толщиной меньше 15 микрон отказалась Грузия.

В России, где в год на человека приходится в среднем 181 пакет, тоже проводят кампании по сокращению использования пластикового мусора. В ноябре 2017 года Гринпис запустил проект «Пакет? Спасибо, нет!», предложив двадцати крупнейшим российским ретейлерам прекратить распространение бесплатных пластиковых пакетов. «Ашан» и Spar согласились на участие. «Вкусвилл» обещал подумать, а «Азбука вкуса» отказалась пойти на такие меры. Большинство сетей вовсе не ответили.

К новой акции Гринписа «Освободи планету! #ПорвиСПакетом», в которой на этот раз согласилась участвовать и «Азбука вкуса», тоже есть вопросы. Идея прекратить раздачу одноразовых пакетов — безусловно, хорошая, но способствует ли она их исчезновению из магазинов? В российских супермаркетах продукты, как правило, продаются в пластиковых упаковках (например, в «Азбуке вкуса» в нее заворачивают каждый банан). Да и пакеты из магазинов, присоединившихся к акции, не исчезли, они просто стали платными. При этом их цена значительно ниже стоимости более экологичных альтернатив. Во «Вкусвилле» многоразовые сумки стоят от 17 до 45 рублей (без учета скидки до 95 рублей), а сетка для фасовки фруктов и овощей — 90 рублей. В «Азбуке вкуса» сумка из спанбонда (нетканый материал из тонкого полимерного волокна. — Прим. ред.) обойдется в 40 рублей, а из джута — в 359 рублей. Тогда как стоимость одноразового пакета обычно не превышает десяти рублей.

Подробности по теме
Автор концепции Zero Waste — о том, как жить без мусора. Совсем!
Автор концепции Zero Waste — о том, как жить без мусора. Совсем!
Марина Ахмедова
Журналистка, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер»

«В скором времени человечеству все равно придется отказаться от пластиковых пакетов. Они наносят большой вред растительному и животному миру. И в конце концов нанесут еще много вреда самому человечеству, которое уже страдает от того, что ему некуда девать мусор. Пластиковые пакеты не разлагаются столетиями. По некоторым подсчетам в день на одного человека приходится по два одноразовых пакета. И, если снижать от них вред по-честному, надо совсем от них отказаться. Этому должна предшествовать короткая, но мощная просветительская кампания.

Когда люди увидят в новостных сюжетах кадры — например, о черепахах, запутавшихся намертво в пакетах, или о коровах, умирающих оттого, что съели зацепившийся за куст пакет, — они сами захотят жить экологичней. Обзаведутся авоськами, которые шьют, например, незрячие, или, как раньше, начнут пользоваться хозяйственными сумками — кстати, в Европе они в моде. А пока пакеты просто превращаются из бесплатных в платные, для экологии в этом проку ноль.

Я не знаю, что движет владельцами сетей — действительно желание сделать планету чище или стремление заработать, прикрывшись «гринписовскими» идеями. Если пакеты становятся платными в магазинах дешевых продуктов, куда приходят пенсионеры и многодетные семьи (особенно в малых городах России), которые считают каждый рубль, то покупатели, конечно, начнут пользоваться своими сумками. Но не потому, что прониклись экологическими проблемами нашей общей Земли, а потому, что бедны. В этом будет практический толк, но не идеологический. А за спасением Земли должна стоять идеология.

Теперь об «Азбуке вкуса». Цены на продукты там столь неоправданно высоки и средний чек бывает так высок, что вряд ли покупатель заметит переплату в десять рублей за пакет. Для него это не деньги. Соответственно, и тут прок от того, что пакеты стали платными, крайне небольшой. Когда сеть действительно озабочена проблемами экологии и сама является носительницей этой идеологии, она поступает иначе: отказывается от пластиковых пакетов вообще, а покупателям предлагает дешевые, но удобные варианты их замены. Например, прочные компактные хозяйственные сумки рублей за 50, а не непонятные суменции, которые стоят 359 рублей, — их невозможно свернуть и положить в сумку или портфель, когда идешь на работу, планируя по пути домой забежать в магазин.

Я уверена, что помогать окружающей среде должны не в меньшей степени и производители пластиковых пакетов. Им необходимо думать о сборе использованных пакетов, их утилизации. Также у нас, как и в других странах мира, должен быть введен налог на использование и распространение пакетов магазинами. Когда магазин начнет платить такой налог, его руководству не захочется дурить потребителя тем, что, добавив себе еще одну статью дохода, он печется о благе окружающей среды.

Думаю, все это в ближайшем будущем появится в России. И случится это тогда, когда люди зададут себе вопрос: «А отчего наши дети болеют, задыхаются? Не виной ли тому тот мусорный полигон, который раскинулся в нашем городе?» А что на том полигоне? Конечно же, в немалом количестве неразлагающийся пластик. В этом году мы уже наблюдали мусорные скандалы по всей России, буквально перерастающие в политические. Я уверена, что вскоре они будут еще громче».

Ольга Киб
Соосновательница кафе «Ланчерия», комьюнити-лид в WeWork, автор телеграм-канала «Зеровейстушка»

«Любая инициатива, которая рассказывает про zero waste (жизнь без отходов), прекрасна. Рада, что сейчас об этом говорят из каждого утюга. Правда, мне кажется, запретить пакеты совсем — более действенная мера. Пока они продаются, их будут брать, как раньше бесплатные.

Бизнес, ориентированный на экологию, — это суперсекси. Но проблема в том, что магазины получают уже все упакованное. Производители должны уменьшить количество пластмассовой упаковки, потому что работать с ней правильно — трудная задача. Самый простой вариант — сортировать и выбрасывать отдельно. Но пока наш бизнес занят больше продажами. Возможно, следующий этап борьбы с пластиковым мусором будет направлен в эту сторону.

Я уверена, что у нас все впереди. Жить по zero waste — супер! Просто надо начать, потом уже сложно остановиться. Делить мусор на четыре категории, в магазинах брать все в свои мешочки, избегать пластика — и вуаля, вы экономите массу денег и чувствуете себя лучше. А кроме того, что не едите ничего с канцерогенами, можете себе на сэкономленное позволить дополнительное путешествие!»

Подробности по теме
6 устройств для утилизации органического мусора дома: измельчение, скорлупа и черви
6 устройств для утилизации органического мусора дома: измельчение, скорлупа и черви
Лидия Беляева
Эколог, занимается экологическим просвещением

«Мне кажется, акция очень нужная и своевременная. С одной стороны, она помогает привлечь внимание людей к вопросу пластикового загрязнения и к тому, как мы используем одноразовые пакеты: обычно берем на кассе, не задумываясь. С другой — дает возможность ретейлерам, может быть, узнать об этой проблеме и как-то на нее среагировать. Думаю, отказ от бесплатных пластиковых пакетов может быть одной из граней решения проблемы. Замечательно, если покупатели начнут приходить с собственными многоразовыми сумками или мешочками. Но в магазинах также должна быть возможность купить экологичную альтернативу пакету из нормальных материалов. И в идеале пакет не должен стоить дешевле — хотя это сложно представить, потому что себестоимость одноразовой и многоразовой упаковок отличаются.

Когда речь заходит о пакетах, иногда возникают дискуссии на тему, что лучше: одноразовый пластиковый или одноразовый бумажный. роблема как раз в их одноразовости. На изготовление таких упаковок затрачиваются ресурсы, но их мало используют и почти сразу выбрасывают. Понятно, что на отказ от одноразовых пакетов требуется время, момент перехода к культуре использования многоразовых вещей. В этот период платные пакеты возможны, но их стоимость должна быть ощутимой, а не 5 рублей.

Хорошо, если магазины смогут переориентировать своих сотрудников и клиентов на долгосрочное использование. Для первых можно проводить обучающие лекции и семинары. А также призывать их следовать принципу сокращения отходов во внутренней работе магазина — это может повлиять как на подрядчиков, так и позволит сформировать корпоративную культуру. И тогда уже кассир сам не захочет предлагать купить пакет. Также нелишним будет составить для сотрудников инструкцию или закрепить экопринципы в политике компании. Покупателям с многоразовыми сумками можно предлагать бонусы, скидки. Еще здорово повесить в магазине плакаты, которые будут объяснять, почему там не раздают пластиковые пакеты бесплатно и вообще предлагают от них отказаться. Такой призыв я пока видела только в сети «Вкусвилл».

Возможно, если магазин сравнит месяц с пластиковыми пакетами и месяц с многоразовой упаковкой, финансовый результат будет не в пользу последней. Но в долгосрочной перспективе это вклад в будущее. Уже сейчас из-за образующихся отходов в составе воды и почвы видны сильные изменения. Ущерб сложно оценить финансово. Обычно мы его не замечаем, пока не происходит что-нибудь ужасное. И только потом признаем, что да, люди производят слишком много отходов и с этим нужно что-то делать.

Сохранение благоприятной для жизни среды становится все более насущным вопросом как для людей, так и для организаций. Поэтому сейчас у населения больше интереса к экологичному образу жизни, чем пять или восемь лет назад. Все больше людей готовы разделять мусор и поддерживать инициативы, которые направлены на сокращение уровня отходов. Поэтому те компании, которые сейчас смогут перестроиться одними из первых, зададут новую культуру отношения магазина к покупателю в плане предложения различных экологичных решений.

Сложно сказать, сколько потребуется времени, чтобы в России начали обращать больше внимания на экологические проблемы и искать пути их решения. Думаю, это произойдет, когда вырастет поколение, которое с детства имело возможность слушать о том, что нужно бережно относиться к природе, сохранять ресурсы, ходить в магазины с экосумкой и разделять отходы. С другой стороны, если произойдет серьезный экологический кризис, изменения могут наступить гораздо быстрее, просто потому, что для выживания будет необходимо что-то делать».