Все больше российских продуктовых сетей принимают участие в акции Гринписа «Освободи планету! #ПорвиСПакетом». Вслед за «Ашаном», «Вкусвиллом» и Spar от раздачи пластиковых пакетов отказалась «Азбука вкуса».
Одноразовые пакеты — серьезная угроза окружающей среде. Их практически не перерабатывают (по данным организации ConservingNow, в мире на переработку попадает один пакет из двухсот). Это связано с тем, что пакеты сложно собирать. А для их переработки необходимо специальное оборудование, в обычном они распадаются на мелкие частицы. В результате пакеты лежат на свалках до 400 лет — загрязняют воду и почву, приводят к гибели животных. При этом в мире каждый год используют 500 миллиардов пакетов, из них в России — 26,5 миллиардов.
Мировой опыт борьбы с пластиковым мусором сосредоточен скорее не на сборе и переработке, а на отказе от него. В ЕС действует директива «О сокращении потребления легких пластиковых пакетов» от 2015 года, по которой к 2019 году планируется сократить использование одноразовых пакетов до 90 штук в год на человека, к 2025 году — до 40. Пока на каждого европейца приходится около 200 пакетов в год. В Ирландии с пакетами борются с 2002 года, постепенно повышая их стоимость в супермаркетах. Это уже дало результаты: количество используемых пакетов сократилось на 95%, до 18 штук на человека в год. Еще сорок стран в 2017 году ввели частичные ограничения или полный запрет на раздачу одноразовых пластиковых пакетов. А 1 октября 2018 года от производства, импорта и реализации полиэтиленовых пакетов толщиной меньше 15 микрон отказалась Грузия.
В России, где в год на человека приходится в среднем 181 пакет, тоже проводят кампании по сокращению использования пластикового мусора. В ноябре 2017 года Гринпис запустил проект «Пакет? Спасибо, нет!», предложив двадцати крупнейшим российским ретейлерам прекратить распространение бесплатных пластиковых пакетов. «Ашан» и Spar согласились на участие. «Вкусвилл» обещал подумать, а «Азбука вкуса» отказалась пойти на такие меры. Большинство сетей вовсе не ответили.
К новой акции Гринписа «Освободи планету! #ПорвиСПакетом», в которой на этот раз согласилась участвовать и «Азбука вкуса», тоже есть вопросы. Идея прекратить раздачу одноразовых пакетов — безусловно, хорошая, но способствует ли она их исчезновению из магазинов? В российских супермаркетах продукты, как правило, продаются в пластиковых упаковках (например, в «Азбуке вкуса» в нее заворачивают каждый банан). Да и пакеты из магазинов, присоединившихся к акции, не исчезли, они просто стали платными. При этом их цена значительно ниже стоимости более экологичных альтернатив. Во «Вкусвилле» многоразовые сумки стоят от 17 до 45 рублей (без учета скидки до 95 рублей), а сетка для фасовки фруктов и овощей — 90 рублей. В «Азбуке вкуса» сумка из спанбонда (нетканый материал из тонкого полимерного волокна. — Прим. ред.) обойдется в 40 рублей, а из джута — в 359 рублей. Тогда как стоимость одноразового пакета обычно не превышает десяти рублей.
«В скором времени человечеству все равно придется отказаться от пластиковых пакетов. Они наносят большой вред растительному и животному миру. И в конце концов нанесут еще много вреда самому человечеству, которое уже страдает от того, что ему некуда девать мусор. Пластиковые пакеты не разлагаются столетиями. По некоторым подсчетам в день на одного человека приходится по два одноразовых пакета. И, если снижать от них вред по-честному, надо совсем от них отказаться. Этому должна предшествовать короткая, но мощная просветительская кампания.
Когда люди увидят в новостных сюжетах кадры — например, о черепахах, запутавшихся намертво в пакетах, или о коровах, умирающих оттого, что съели зацепившийся за куст пакет, — они сами захотят жить экологичней. Обзаведутся авоськами, которые шьют, например, незрячие, или, как раньше, начнут пользоваться хозяйственными сумками — кстати, в Европе они в моде. А пока пакеты просто превращаются из бесплатных в платные, для экологии в этом проку ноль.
Я не знаю, что движет владельцами сетей — действительно желание сделать планету чище или стремление заработать, прикрывшись «гринписовскими» идеями. Если пакеты становятся платными в магазинах дешевых продуктов, куда приходят пенсионеры и многодетные семьи (особенно в малых городах России), которые считают каждый рубль, то покупатели, конечно, начнут пользоваться своими сумками. Но не потому, что прониклись экологическими проблемами нашей общей Земли, а потому, что бедны. В этом будет практический толк, но не идеологический. А за спасением Земли должна стоять идеология.
Теперь об «Азбуке вкуса». Цены на продукты там столь неоправданно высоки и средний чек бывает так высок, что вряд ли покупатель заметит переплату в десять рублей за пакет. Для него это не деньги. Соответственно, и тут прок от того, что пакеты стали платными, крайне небольшой. Когда сеть действительно озабочена проблемами экологии и сама является носительницей этой идеологии, она поступает иначе: отказывается от пластиковых пакетов вообще, а покупателям предлагает дешевые, но удобные варианты их замены. Например, прочные компактные хозяйственные сумки рублей за 50, а не непонятные суменции, которые стоят 359 рублей, — их невозможно свернуть и положить в сумку или портфель, когда идешь на работу, планируя по пути домой забежать в магазин.
Я уверена, что помогать окружающей среде должны не в меньшей степени и производители пластиковых пакетов. Им необходимо думать о сборе использованных пакетов, их утилизации. Также у нас, как и в других странах мира, должен быть введен налог на использование и распространение пакетов магазинами. Когда магазин начнет платить такой налог, его руководству не захочется дурить потребителя тем, что, добавив себе еще одну статью дохода, он печется о благе окружающей среды.
Думаю, все это в ближайшем будущем появится в России. И случится это тогда, когда люди зададут себе вопрос: «А отчего наши дети болеют, задыхаются? Не виной ли тому тот мусорный полигон, который раскинулся в нашем городе?» А что на том полигоне? Конечно же, в немалом количестве неразлагающийся пластик. В этом году мы уже наблюдали мусорные скандалы по всей России, буквально перерастающие в политические. Я уверена, что вскоре они будут еще громче».
«Любая инициатива, которая рассказывает про zero waste (жизнь без отходов), прекрасна. Рада, что сейчас об этом говорят из каждого утюга. Правда, мне кажется, запретить пакеты совсем — более действенная мера. Пока они продаются, их будут брать, как раньше бесплатные.
Бизнес, ориентированный на экологию, — это суперсекси. Но проблема в том, что магазины получают уже все упакованное. Производители должны уменьшить количество пластмассовой упаковки, потому что работать с ней правильно — трудная задача. Самый простой вариант — сортировать и выбрасывать отдельно. Но пока наш бизнес занят больше продажами. Возможно, следующий этап борьбы с пластиковым мусором будет направлен в эту сторону.
Я уверена, что у нас все впереди. Жить по zero waste — супер! Просто надо начать, потом уже сложно остановиться. Делить мусор на четыре категории, в магазинах брать все в свои мешочки, избегать пластика — и вуаля, вы экономите массу денег и чувствуете себя лучше. А кроме того, что не едите ничего с канцерогенами, можете себе на сэкономленное позволить дополнительное путешествие!»
«Мне кажется, акция очень нужная и своевременная. С одной стороны, она помогает привлечь внимание людей к вопросу пластикового загрязнения и к тому, как мы используем одноразовые пакеты: обычно берем на кассе, не задумываясь. С другой — дает возможность ретейлерам, может быть, узнать об этой проблеме и как-то на нее среагировать. Думаю, отказ от бесплатных пластиковых пакетов может быть одной из граней решения проблемы. Замечательно, если покупатели начнут приходить с собственными многоразовыми сумками или мешочками. Но в магазинах также должна быть возможность купить экологичную альтернативу пакету из нормальных материалов. И в идеале пакет не должен стоить дешевле — хотя это сложно представить, потому что себестоимость одноразовой и многоразовой упаковок отличаются.
Когда речь заходит о пакетах, иногда возникают дискуссии на тему, что лучше: одноразовый пластиковый или одноразовый бумажный. роблема как раз в их одноразовости. На изготовление таких упаковок затрачиваются ресурсы, но их мало используют и почти сразу выбрасывают. Понятно, что на отказ от одноразовых пакетов требуется время, момент перехода к культуре использования многоразовых вещей. В этот период платные пакеты возможны, но их стоимость должна быть ощутимой, а не 5 рублей.
Хорошо, если магазины смогут переориентировать своих сотрудников и клиентов на долгосрочное использование. Для первых можно проводить обучающие лекции и семинары. А также призывать их следовать принципу сокращения отходов во внутренней работе магазина — это может повлиять как на подрядчиков, так и позволит сформировать корпоративную культуру. И тогда уже кассир сам не захочет предлагать купить пакет. Также нелишним будет составить для сотрудников инструкцию или закрепить экопринципы в политике компании. Покупателям с многоразовыми сумками можно предлагать бонусы, скидки. Еще здорово повесить в магазине плакаты, которые будут объяснять, почему там не раздают пластиковые пакеты бесплатно и вообще предлагают от них отказаться. Такой призыв я пока видела только в сети «Вкусвилл».
Возможно, если магазин сравнит месяц с пластиковыми пакетами и месяц с многоразовой упаковкой, финансовый результат будет не в пользу последней. Но в долгосрочной перспективе это вклад в будущее. Уже сейчас из-за образующихся отходов в составе воды и почвы видны сильные изменения. Ущерб сложно оценить финансово. Обычно мы его не замечаем, пока не происходит что-нибудь ужасное. И только потом признаем, что да, люди производят слишком много отходов и с этим нужно что-то делать.
Сохранение благоприятной для жизни среды становится все более насущным вопросом как для людей, так и для организаций. Поэтому сейчас у населения больше интереса к экологичному образу жизни, чем пять или восемь лет назад. Все больше людей готовы разделять мусор и поддерживать инициативы, которые направлены на сокращение уровня отходов. Поэтому те компании, которые сейчас смогут перестроиться одними из первых, зададут новую культуру отношения магазина к покупателю в плане предложения различных экологичных решений.
Сложно сказать, сколько потребуется времени, чтобы в России начали обращать больше внимания на экологические проблемы и искать пути их решения. Думаю, это произойдет, когда вырастет поколение, которое с детства имело возможность слушать о том, что нужно бережно относиться к природе, сохранять ресурсы, ходить в магазины с экосумкой и разделять отходы. С другой стороны, если произойдет серьезный экологический кризис, изменения могут наступить гораздо быстрее, просто потому, что для выживания будет необходимо что-то делать».