Полезные статьи

Что такое СДВГ

©Vitaly Gariev
Все о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): что это такое, как проявляется и почему его диагностируют все чаще. Какие причины и формы имеет синдром, как его выявляют у детей и взрослых и какие методы лечения помогают справляться с симптомами. Разбираемся вместе с экспертами.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — проблема, с которой все чаще сталкиваются современные врачи. Распространенность диагноза СДВГ за последние десятилетия возросла более чем в полтора раза[1]. В России синдром выявляется у 7–16% детей[2] — это одно из самых частых расстройств в практике детских психиатров и неврологов. Сегодня мы расскажем, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, как корректируется это состояние и какое влияние оно может оказать на качество жизни.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — нарушение нейропсихического развития. Это состояние характеризуется снижением способности к концентрации внимания, импульсивностью, сложностями при выполнении действий, которые требуют волевых усилий.

Согласно Международной классификации болезней 10 пересмотра, которая используется в России, синдром относится к гиперкинетическим расстройствам. Новая, 11 версия классификации, принятая ВОЗ, относит СДВГ к нейроонтогенетическим нарушениям. Первый термин означает, что синдром может проявляться повышенной двигательной активностью, второй — что расстройство возникает при формировании центральной нервной системы.

Концепция СДВГ, которая используется сегодня, относительно нова — она была принята Американской ассоциацией психиатров только в 2000 году. Однако нарушения внимания и плохо контролируемая импульсивность поведения интересовали психиатров уже с 18 века, а поведение детей с симптомами, схожими с СДВГ, изучалось и описывалось на протяжении двух последних столетий.

Причины СДВГ

Причины развития синдрома пока прояснены лишь частично. Имеет значение наследственность — во многих случаях СДВГ передается генетически. У родственников первой линии синдром встречается в 6–7 раз чаще[3].

Отмечена связь расстройства с низким весом при рождении или недоношенностью (родами до 37 недели). В этом случае причина может крыться в незрелости нервной системы при рождении. Другие возможные причины: травмы головы, воздействие неблагоприятных факторов в пренатальном периоде (плохая экологическая обстановка, употребление матерью алкоголя или курение).

Виды СДВГ

Основные проявления СДВГ, как и следует из названия расстройства, — гиперактивность, импульсивность и невнимательность. В зависимости от доминирующих симптомов СДВГ расстройство относят к одному из трех типов:

  1. Невнимательности. Нарушение внимания — неспособность долгое время фокусироваться на одном предмете, легкая переключаемость при появлении посторонних факторов и раздражителей.
  2. Гиперактивности, импульсивности. Этот тип проявляется как повышенная (сравнительно со сверстниками) моторная активность, неусидчивость, быстрое нервное переутомление. Импульсивное поведение означает недостаточный самоконтроль и скоординированность действий относительно условий внешней среды.
  3. Комбинированный. У пациентов с СДВГ такого типа могут проявляться все три типа симптомов. В детском и подростковом возрасте это наиболее распространенная форма расстройства.

Как понять, что у ребенка СДВГ?

У детей синдром обычно проявляется до 12 лет. Диагноз СДВГ ставится, если симптомы гиперактивности снижают качество жизни, влияют на учебу и социальную жизнь ребенка. Взрослые, как правило, обращают внимание на такие проявления как:

  1. Нарушения внимания. Ребенок часто допускает ошибки по невнимательности, легко отвлекается, неспособен сконцентрироваться на занятии в течение 20–30 минут. Занятия, требующие концентрации, его раздражают и вызывают сопротивление. Он постоянно витает в облаках, часто забывает и теряет мелкие вещи. В связи с нарушениями внимания у детей дошкольного возраста может наблюдаться отставание в развитии речи, счета, письма.
  2. Импульсивность и гиперактивность. Симптомы могут включать неспособность долго находиться в спокойном положении (ребенок вертится, ерзает, постоянно что-то теребит руками, может вставать и ходить в классе во время занятий), избыток энергии, невозможность сидеть тихо или играть в спокойные игры. СДВГ также может проявляться как болтливость, постоянное перебивание собеседника.

Все эти проявления в определенном возрасте присущи многим детям и совершенно нормальны. Однако у пациентов с СДВГ они имеют гораздо более высокую степень выраженности.

Важный признак, который указывает на расстройство — постоянство симптомов в разной обстановке. Импульсивное поведение ребенка сохраняется дома, в школе, в ответственной обстановке, на занятиях, которые ему интересны. Например, ребенок перебивает учителей, не дослушивает до конца вопросы задания, вмешивается в беседы не только друзей, но и незнакомых людей.

Кто и как диагностирует СДВГ?

Диагностирует синдром дефицита внимания и гиперактивности детский психиатр. В сборе симптомов могут помогать педиатр, невролог, дефектолог, воспитатели, учителя и, конечно, родители.

Специализированных тестов, лабораторных и инструментальных методов для выявления СДВГ пока нет. Врач диагностирует СДВГ методом клинического обследования, в процессе наблюдения, беседует с ребенком и его родителями. Как правило, родителям или ребенку предлагаются опросники, анкеты, психологические тесты.

Врач должен убедиться, что симптомы имеют высокую степень выраженности и постоянство, сочетаются друг с другом. Обычно для диагноза у ребенка должно присутствовать не менее 5–6 характерных признаков из специального списка. Симптомы должны последовательно наблюдаться в течение нескольких месяцев или лет. Важная задача врача — исключить другие психиатрические, неврологические или соматические заболевания.

Лечение СДВГ

Полного излечения от СДВГ на данный момент достигнуть невозможно, однако разработаны меры, которые позволяют снизить степень выраженности симптомов, уменьшить их влияние на учебу и социальную жизнь. Терапия предполагает мультимодальный подход, то есть комплексное воздействие:

  1. Коррекция образа жизни. Чтобы направить избыточную энергию ребенка в продуктивное русло, рекомендуется подобрать спортивную секцию по его вкусу. Очень важно следить за качеством и продолжительностью сна — синдром часто связан с бессонницей, что обостряет симптоматику. Активно изучается воздействие на симптомы СДВГ пищевых привычек[4]. Более яркие проявления синдрома может провоцировать фастфуд, пища глубокой переработки, избыток сладостей. Рекомендуется включать в рацион больше овощей и фруктов, полезных жиров, продуктов с высоким содержанием магния, цинка, железа, витамина D.
  2. Психотерапия и поддержка. Пациенты с СДВГ очень нуждаются в поддержке, так как их самооценка часто снижена из-за отставания в учебе, насмешек сверстников, неудач в социальной жизни. Используются методы нейропсихологической коррекции, когнитивно-поведенческая терапия. Работа со специалистом поможет научиться контролировать свои импульсы, лучше управлять временем, повысить самооценку. Родителям очень важно хвалить ребенка даже за небольшие успехи, мягко помогать ему справиться с забывчивостью и невнимательностью.
  3. Медикаментозная терапия. Необходимость, тип и объем лекарственного лечения определяет врач. Обычно медикаментозная терапия назначается длительными курсами на несколько месяцев или до конца учебного года. У детей могут использоваться препараты ноотропного ряда, атомоксетин, психостимуляторы. Взрослым дополнительно назначаются препараты для уменьшения сопутствующих симптомов, например, антидепрессанты или мелатонин для улучшения сна.

Часто задаваемые вопросы

1. Может ли СДВГ развиться у взрослого?

По современным представлениям, СДВГ сопутствует человеку всю жизнь, но может быть впервые диагностирован во взрослом возрасте. Это бывает довольно часто. Например, в США у взрослых первичный диагноз сейчас ставится в четыре раза чаще, чем у детей[5]. Некоторые врачи считают, что во взрослом возрасте обнаруживается ранее «пропущенный» синдром. Ведь еще два-три десятилетия детские психологи и педагоги знали о расстройстве довольно мало, поэтому оно редко диагностировалось. Однако есть исследования, которые показывают, что у 90% взрослых с СДВГ в детстве не наблюдались характерные симптомы[6]. Возможно, через несколько лет концепция детского дебюта СДВ будет пересмотрена.

2. Как проявляется СДВГ у взрослых?

Во взрослом возрасте основные признаки расстройства остаются — это гиперактивность, импульсивность и невнимательность. У некоторых взрослых степень выраженности признаков снижается, однако примерно 50–60% пациентов с СДВГ во взрослом возрасте сохраняют симптомы расстройства. Синдром может проявляться беспокойством, неорганизованностью, трудностями с планированием и тайм-менеджментом. Человеку сложно выполнять несколько задач одновременно, доводить проекты до конца. Также людям с СДВГ тяжелее справляться со стрессом и фрустрацией, контролировать свои импульсы и перепады настроения.

3. Правда ли, что СДВГ бывает только у мальчиков?

Нет, это неправда. У мальчиков синдром дефицита внимания встречается в 2–4 раза чаще, однако у девочек это расстройство также диагностируется. При этом у девочек симптоматика отличается, например, у них реже отмечается гиперактивность. Из-за этого СДВГ у девочек диагностируется в среднем в более позднем возрасте, а корректировать синдром сложнее[7].

4. Как понять, что поведение ребенка в подростковом возрасте связано с СДВГ, а не с протестным поведением?

Диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности должен устанавливать врач-психиатр. В подростковом возрасте диагностика действительно может усложняться, поэтому для старших подростков и взрослых используются особые критерии[8].

5. Какие последствия может иметь СДВГ?

Многие дети по мере взросления перерастают синдром или обучаются контролировать свои импульсы. Однако пациенты с СДВГ более склонны к развитию других психологических нарушений (тревожность, депрессия), подвержены таким проблемам, как ожирение, алкоголизм, наркомания, могут проявлять признаки антисоциального поведения[9]. Именно поэтому симптомы СДВГ в детстве нельзя игнорировать.

6. Может ли СДВГ сосуществовать с другими неврологическими нарушениями?

Да, современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности довольно часто пересекается с расстройствами аутистического спектра, в том числе высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера. Отмечается связь синдрома с эпилепсией[10].

Важно понимать, что СДВГ является не просто «плохим поведением» или сознательным непослушанием, а состоянием, которое трудно контролировать самостоятельно. Поддержка и грамотное лечение помогают преодолеть симптомы, повысить успеваемость, справиться с темпераментом и улучшить качество жизни. Однако терапия может потребовать длительного времени, и назначать ее должен квалифицированный психиатр.

Источники:

  1. Abdelnour E, Jansen MO, Gold JA. ADHD Diagnostic Trends: Increased Recognition or Overdiagnosis? Mo Med. 2022 Sep-Oct; 119(5): 467-473.
  2. Корень Е.В., Куприянова Т.А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ). Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России, Москва, 2015.
  3. Зыков В.П., Бегашева О.И. Современные концепции диагностики и опыт лечения гопантеновой кислотой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Педиатрия. Consilium Medicum. 2017. № 1.
  4. Pinto S, Correia-de-Sá T, Sampaio-Maia B, Vasconcelos C, Moreira P, Ferreira-Gomes J. Eating Patterns and Dietary Interventions in ADHD: A Narrative Review. Nutrients. 2022 Oct 16; 14(20): 4332.
  5. Chung W, Jiang S, Paksarian D, et al. Trends in the Prevalence and Incidence of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Among Adults and Children of Different Racial and Ethnic Groups. JAMA Netw Open. 2019.
  6. Moffitt TE, Houts R, Asherson P, Belsky DW, Corcoran DL, Hammerle M, Harrington H, Hogan S, Meier MH, Polanczyk GV, Poulton R, Ramrakha S, Sugden K, Williams B, Rohde LA, Caspi A. Is Adult ADHD a Childhood-Onset Neurodevelopmental Disorder? Evidence From a Four-Decade Longitudinal Cohort Study. Am J Psychiatry. 2015 Oct; 172(10): 967-77.
  7. Klefsjö, U., Kantzer, A. K., Gillberg, C., & Billstedt, E. (2020). The road to diagnosis and treatment in girls and boys with ADHD — gender differences in the diagnostic process.  Nordic Journal of Psychiatry, 75(4), 301–305
  8. Заваденко Николай Николаевич Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения // ВСП. 2014. № 4.
  9. French B, Nalbant G, Wright H, Sayal K, Daley D, Groom MJ, Cassidy S, Hall CL. The impacts associated with having ADHD: an umbrella review. Front Psychiatry. 2024 May 21; 15:1343314.
  10. Пылаева О.А., Шатенштейн А.А., Дорофеева М.Ю., Мухин К.Ю. Синдром дефицита внимания c гиперактивностью: сопутствующие заболевания, акцент на сочетание с эпилепсией // Русский журнал детской неврологии. 2015. № 2.
Расскажите друзьям