Наадя «Осколки»
О новом альбоме группы Нади Грицкевич почти все важное сказал Кирилл Иванов из «СБПЧ» (кратко: удивительный, новаторский звук, завороженность окружающим миром). Но стоит добавить вот что: «Осколки» — лучшее описание того, что происходит с тобой накануне или около тридцати лет. Грустишь, тоскуешь, мечешься, страдаешь от внутреннего неуюта, но при этом не перестаешь любить и в этом обретаешь целостность. Или нет. Грицкевич тянет ноту за нотой, а, кажется, тянет из тебя нерв за нервом. Вспышки и яркие пятна, страшно, но очень приятно. Мы сломанные, нас не починить. В текстах — много боли не от несовершенства мира вокруг, но от собственного несовершенства, которое мешает жить и любить. От некоторых строчек бросает в дрожь, от некоторых хочется рыдать, потому что слишком легко примерить на себя все эти состояния. Особенно когда тебе под тридцать и вроде все хорошо, а вроде и нет.
Ну и звук: объемный, пластичный, воздушный, с плавкой синтетикой, с голосом, улетающим в небо, с ритмическими выкрутасами. Электронщик Сергей Бурунов и игравший с Дельфином гитарист Павел Додонов сумели найти тонкую грань между пустотой и трогательностью: вот и вправду «русские the xx», но вместо второго голоса в дуэте — пустота. Или сам слушатель с пустотой внутри. Такого сильного и такого мастерски сделанного альбома на русском языке в этом году ещё никто не выпускал. (Николай Овчинников) 9/10
Apple MusicKelela «Take Me Apart»
Начать, наверное, следует с того, что большое будущее Келеле Мизанекристос стали прочить уже после выхода дебютного микстейпа «Cut 4 Me». Там холодное RʼnʼB сопровождалось мутантной электроникой от резидентов лейблов Fade to Mind и Night Slugs — максимальный уровень модности по меркам 2013-го. Прошло 4 года и это примерно в 4 раза больше, чем нужно сегодня, чтобы тебя записали в неоправданные надежды и сбитые летчики. Однако выходит «Take Me Apart», и становится очевидно, что перед нами один из самых нужных RʼnʼB-альбомов в этом году — тонкий, сложный, обезоруживающий. Очень правильное и трогательное сочетание RʼnʼB 90-х с современным электронным звучанием (за продакшен отвечают Jam City, Arca, Bok Bok) — как это охарактеризовали в издании Vulture, и всплакнуть, и тверкнуть. Но песен про слезы, очевидно, больше — и нежная, соблазнительная, уязвимая и эмоциональная Келела в них крайне выгодно дистанцируется от регулярной продукции современного поп-конвейера. 9/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicKing Krule «The Ooz»
Британец Арчи Маршалл — не из тех, кто потакает публике. Его прорыв случился еще в 2010 году в возрасте шестнадцати лет с вырывающим сердце синглом «Out Getting Ribs», но блестящий дебютный альбом «6 Feet Beneath The Moon» он выпустил только три года спустя. Выпуск второй пластинки King Krule отнял еще больше времени, и, по слухам, даже помешал Маршаллу принять участие в одном из проектов Канье Уэста. Впрочем, это того стоило: на «The Ooz» Кинг Крул полностью переосмысляет свою музыку и исполняет свои самые необычные песни в карьере. Диск звучит, как звуковой коллаж, из которого в памяти оседают не песни, но сочетания гармоний и текстур, звуковые лоскутки и осколки. В качестве ближайшего аналога стоит упомянуть прошлогодний шедевр Фрэнка Оушена «Blonde». Маршалл точно так же играется со структурами композиций, поет разными голосами, завешивает звук фильтрами, затем резко обрывает их едва ли не полевыми записями и сырыми диктофонными демками. В память альбом врезается кусками: гитарным соло в духе Steely Dan в «Dum Surfer», наигранной на ксилофоне «The Cadet Leaps», строчкой из Лермонтова в «Midnight 01 (Deep Sea Diver)». Здесь таких моментов десятки, и каждый на своем месте. Маршалл часто звучит небрежно и неровно, более спонтанно, местами неуютно, но живо — и в этом и вся суть этого диска. 8/10 (Алексей Алеев)
Apple MusicBell Witch «Mirror Reaper»
Страшно, что, чтобы записать свой лучший на данный момент альбом и заодно одну из главных метал-пластинок этого года, сиэтлской фьюнерал-дум-формации Bell Witch понадобилась реальная смерть. В 2015-м умер барабанщик коллектива Адриан Герра, и «Mirror Reaper» — это по большому счету один большой ответ костлявой от оставшихся участников группы. Свою позицию Bell Witch обозначают с помощью размеренных широких гитарных мазков, кроткой перкуссии, вдумчивой работы с акустикой. Жизнь сильнее, богаче, даже несмотря на то, что в итоге всегда побеждает смерть. 8,5/10 (Кристина Сарханянц)
Apple MusicCarla dal Forno «The Garden»
Перебравшаяся в германский Берлин из австралийского Мельбурна резидентка авторитетного лейбла Blackest Ever Black Карла даль Форно после выпуска в прошлом году дебютного лонгплея решила переориентироваться на мини-формат и теперь радует нас EP «The Garden». Миньон — точнее, давшая ему название песня — в свою очередь, получил имя от одноименного трека Einstürzende Neubauten, у которых даль Форно переняла еще и мрачную эстетику, сумрачное звучание и общее неприкаянное настроение записи. Получилась готичная повесть, предрассветная фантазия, медитативная и в меру психоделичная, с отстраненно-потусторонним вокалом певицы в качестве связующего элемента. «The Garden» в хорошем смысле похож на чуткий сон: тронешь — и он рассыплется. 7/10 (Кристина Сарханянц)
Apple MusicCircuit Des Yeux «Reaching for Indigo»
«Reaching for Indigo» — пятый альбом чикагской певицы Хейли Фор под псевдонимом Circuit des Yeux, но во многом он звучит как продолжение и развитие прошлогоднего именного дебюта Фор в другой ипостаси — кантри-бандитки Джеки Линн. Если вспомнить предыдущий студийник Circuit des Yeux — вышедшую в 2015-м пластинку «In Plain Speech», — нельзя не отметить, что тогда Фор как только ни тюнинговала свою музыку: то разделочным ножом задребезжит, то звук работающего домашнего тренажера подклеит — и так далее. Нынче Хейли нашла себя в простоте и непритязательности. Есть гитара? Хорошо. Клавиши? Ок. Добавим немного струнных? Ладно. В целом же «Reaching for Indigo» — это максимально голые песни, которые работают сами по себе и на себя без каких-либо заморочек. Но венец альбома — голос Фор: красивый, густой, спокойный. Голос человека, находящегося в гармонии с самим собой и окружающим миром. Человека, пришедшего к пониманию, что нет дела интереснее и правдивее, чем то, которым он занят здесь и сейчас. 8,5/10 (Кристина Сарханянц)
Apple MusicAmenra «Mass VI»
Кортрейкцы Amenra (минутка географии: Кортрейк — город в бельгийской провинции Западная Фландрия на 75 с небольшим тысяч жителей, входит в состав франко-бельгийской агломерации Большой Лилль) — так вот, кортрейкцы Amenra продолжают забивать гвозди в гроб металла как направления и mindset. В частности, в октябре группа выпустила шестой такой гвоздь, то есть альбом «Mass VI». Замороченность на звуке лишь один из пунктов Amenra, так как их музыка уже давно не только не вписывается в какие-либо каноны (постхардкор, блэкгейз — как только не изгаляются критики, чтобы описать Amenra), но стала сама себе канон и господин. Больше того, Amenra — не группа и не жанр, но настроение, состояние, образ мышления и жизни. В первую очередь для участников коллектива, конечно, но также и для его последователей и последователей Church of Ra — арт-формирования, а по сути, большой музыкальной семьи и сцены, которую создали вокруг себя Amenra. По словам фронтмена группы Колина ван Экхаута, на «Mass VI» формация обращается к таким темам, как смерть родителя, недуг ребенка, неопределенность, поиск счастья, любовь и борьба с тем, что ей противостоит, желание найти покой, красота тишины, омут боли. В эссе для британской газеты «Индепендент» он добавляет, что с помощью музыки пытается «перековать тьму в свет». И постоянно возвращается к Фландрии. Вообще, тема родины для Amenra и других групп, причисляющих себя к Church of Ra, важна, так как в большой степени их музыка — кровь от крови и плоть от плоти своей земли. Да, в смысле патриотичности нам тоже есть чему поучиться у маленького бельгийского городка. Помимо этого — трудолюбию, глубине и широте взглядов, эмпатии, умению находить вдохновение в повседневности, слышать собеседника и не терять себя, разумеется. 8,5/10 (Кристина Сарханянц)
Apple MusicThomas Mraz & Yanix «Bla Bla Land»
Нельзя сказать, что сотрудничество сладкоголосого уфимца Томаса Мраза и столичного лидера новой школы Яникса было вопросом времени, но на совместной EP двух молодых артистов оба соседствуют гармонично и представляют заслуживающий внимания материал. Большую роль играют биты: четыре из семи треков на «Bla Bla Land» принадлежат перу одного из самых мелодичных трэп-продюсеров в России Lil Smooky, да и остальные композиции подобраны с большим вкусом. Яникс привычно отгружает забавные панчлайны и играется со словами и смыслами: «Да, я бог для моей мамы, в меня верит мама./Знаю, она знала то, что поздно или рано. <…> Я смогу расправить свои гребаные крылья/…будто двери Lambo Gallarado» («Не бери трубку»). Томас Мраз подтверждает свою репутацию мелодиста, находя для практически каждого своего куплета запоминающиеся интонации и нередко снабжая их меткими строчками: «Ты раскрывала мой талант сто тысяч очень сладких раз,/И я бы мог тебя вернуть, но я боюсь банальных фраз» («Хочу к тебе»). Лишенная избыточности и проходных моментов EP «Bla Bla Land» длиной в семь композиций — один из лучших релизов в жанре за последнее время. 7/10 (Алексей Алеев)
Apple MusicQuok «Intervals»
Молодой (кажется, нет еще и восемнадцати) представитель новой генерации отечественной электроники Владимир Сорокин выпускает уже третий сольный альбом. В котором не обнаружить ни единого признака сырости, незрелости или там ребячливости. Ровно наоборот: «Intervals» звучит как очень продуманная и прочувствованная пластинка. Давно отправленный на склад устаревших тегов термин «постдабстеп» за неимением лучшего кое-как сюда подойдет: это медленная электроника, то резкая и нервная, то гипнотизирующая и умиротворенная. В ней чудятся не по годам нелегкий опыт и непростые переживания. Надеюсь, только чудятся. 8/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicLindstrøm «It’s Alright Behind Us As It Is»
Ханс-Петер Линдстрем — одна из главных звезд норвежского психоделического спейс-диско с его бесконечными треками по семь минут, спрос на которое — еще недавно такой высокий — уверенно пошел вниз. Удивительного тут мало, ведь источник вдохновения не выглядит неисчерпаемым. Так что веселенькие перкуссии и игривые синты рано или поздно должны были всех задолбать. Нет, не надо это понимать так, что перед вами худшая пластинка на Земле. Lindstrøm — умелый мастер, а за разнообразие и новизну на его альбоме «Itʼs Alright Behind Us As It Is» призваны, видимо, отвечать треки с участием вокалисток. Фрида Сандемо превращает «But Isnʼt It» в старинный диско-боевик, выход Грейс Холл в «Shinin» перемещает нас на поле танцевального электропопа, а «Bungl (Like a Ghost)» благодаря спокенворду Енни Валь обретает шаманский техно-дух. Венчает альбом эпичный «Under Trees» со звуками джазового фортепиано, рассыпанными среди резких бас-линий и тревожного рейв-бита. 7/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicWeezer «Pacific Daydream»
От Риверса Куомо и компании уже давно никто ничего не ждет. Их оптимистично-ироничный гитарный поп уже давно не вызывает ни улыбки, ни смеха. В последние годы это игры со звуковыми стереотипами, не более. И тут вышел «Pacific Daydream». Один из треков тут называется «Beach Boys», и весь альбом выглядит как низкий поклон солнечной калифорнийской поп-музыке. Weezer всегда метались между поп-примитивизмом и любовью к внезапным вывертам. На «Pacific Daydream» они объединили две эти сущности: все треки легко идентифицировать как песни Weezer — мажорное трехаккордье и надрывный ученический голос Куомо. С другой стороны, каждый трек — с фигой в кармане: будь то электропанк «Mexican Fender», псевдо-EDM «Feels Like Summer» или тонкая акустика «Any Friend of Dianeʼs». Получился праздник музыкального оптимизма. Правда, это счастье сквозь слезы. Главный хит альбома «Feels Like Summer» — это не гимн лету, а песня о невозвратной потере, без которой и лето не лето. Минимум иронии, оптимизм — только в звуке (другой хит, «Happy Hour», — вот уж и вправду светлая музыка), в текстах — размышления о потере, об отстраненности, о поиске себя. Weezer, как ни удивительно, идет быть грустными. 7/10 (Николай Овчинников)
Apple MusicСлава КПСС «Солнце мертвых»
Победитель нашумевшего баттла известен высокой производительностью: счет релизов Вячеслава Машнова идет на десятки. «Солнце мертвых» среди них наиболее серьезный: вместо домашней записи — студия, вместо песенок-шутеек — 10 треков про умирание. Слава КПСС интонационно повторяет или вольно цитирует Летова и БГ; параллели с группой «4 позиции Бруно» тоже, вероятно, не беспочвенны. Льется бесконечный поток уменьшительно-ласкательных «иконка», «слободка», «хлеба корочка», «русский ручеек» (это про водку), пишется суровый портрет метафизической некро-России, «Русская культура это смерть, бухло и тюрьма» — выносит вердикт Гнойный. 6/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicFever Ray «Plunge»
Fever Ray «Plunge»
Карин Дрейер, голос дуэта The Knife, неожиданно выпустила первый за 8 лет альбом, а в следующем поедет в тур и, вероятно, станет украшением главных фестивалей лета. «Plunge» — альбом-сюрприз и альбом-триллер. Под гиперактивный токсичный электропоп Дрейер яростно требует: «Разрешите аборты и чистую воду, уничтожьте семьи, уничтожьте скуку». На ее знаменах лозунги «Every time we fuck we win» и «This country makes it hard to fuck» — в лучших традициях современного радикального агитпопа. Ее оружие — агрессивная сексуальность и бунт против патриархальной нормы. Карин Дрейер много лет прожила замужем за программистом, у нее родились две дочери. Пять лет назад они развелись. Сегодня Карин — ЛГБТ-активистка, реагирующая на давление консервативного, крайне сексистского и гомофобного общества и пережившая, по ее словам, крайне травматичный опыт материнства. Ее ответы в интервью по степени провокативности не отстают от текстов «Plunge». «Меня достали люди, которые говорят: «Теперь вы в безопасности, у вас равные права, вам можно заключать брак!» — рассказывает она The Guardian. — «Но я не хочу заключать брак, я хочу трахаться!» 7,5/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicSt. Vincent «Masseduction»
«Я пишу любовную песню, а получается элегия», — признается Энни Кларк в «Los Ageless». У Кларк был непростой год: перед тем как начать работу над пятым студийным альбомом, певица добровольно оборвала практически все отношения и связи — профессиональные, личные, социальные, — чтобы написать такие песни, строчки из которых, как сказала Кларк в интервью Нику Паумгартену для NewYorker, хотелось бы набить в качестве татуировки. И правда, крутых строчек на «Masseduction» много: и трогательных, и злободневных, и ироничных, и пугающе откровенных, и отдающих должное, и как будто подыгрывающих хайпожорству медийного мира (на самом деле, смеющихся над ним). Разбирать отсылки, скрытые и не очень цитаты и аллюзии здесь — большое удовольствие. То же в музыке, которая у Кларк за последние годы эволюционировала в невероятно умный поп. Такой, пожалуй, делал Боуи, а ведь St. Vincent не скрывает, что великий англичанин остается ее кумиром. А еще на «Masseduction» вовсе нет заигрывания и фальши, и слушатель такое тоже безошибочно чует. В итоге получилась пронзительная, почти до невозможности личная пластинка, сделанная к тому же с огромными талантом, умением и любовью. Кларк записала лучший в своей дискографии альбом и стала одним из важнейших и самых интересных музыкантов поколения. Жаль только, что это вряд ли принесет Энни душевный покой. 8,5/10 (Кристина Сарханянц)
Apple MusicМакс Корж «Малый повзрослел, ч.2»
Медляк — когда-то король школьных и студенческих дискотек, а сегодня, кажется, непоправимо утраченное явление — вдруг обретает современное прочтение на новом альбоме Макса Коржа, молодого человека, которого все мы знаем как автора адреналиновых гимнов танцпола. Когда-то выбравший жизнь в кайф, малый, как следует из заголовка, повзрослел — и словно узнал что-то такое, что уже никогда не позволит беззаботно веселиться. «Бит подбивает на движ» героя песни «Оптимист», но этот бит словно бы намеренно отовсюду повырезали, превратив потенциально дискотечные хиты в медитативные и созерцательные пьесы. Словам Коржа «В этот обрыв кайфов я с сальтона готов», конечно, веришь, но почему-то кажется, что этому самому неожиданному, удивительному и пронзительному альбому Макса больше подошло бы название «Стопудовый пессимист». 7/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicT-Fest «Молодость 97'»
Казахстанский продюсер и рэпер Скриптонит не просто записал одну из лучших русскоязычных рэп-пластинок за последние пять лет («Дом с нормальными явлениями»), но дал жизнь целому новому жанру со своим звуком, темпом и флоу. Сейчас на лейбле Gazgolder царит его видение хип-хопа. Узнаваемый вязкий саунд разрабатывают его коллеги по недавно закончившему существование коллективу Jillzay, в нем работает украинец T-Fest, которого Скриптонит в начале года подтянул на лейбл. Второй в этом году релиз Ти-Феста «Молодость 97’» выпущен без указания авторов битов, однако рука Скриптонита на этом релизе хорошо чувствуется. Звучит мясистый, жаркий трэп с извивающимися басами и семплами из восточной музыки; сам Ти-Фест будто бы разрабатывает вселенную, придуманную Скриптонитом, читая про сук, малых, грязь, деньги и свое бедное прошлое, частенько обращаясь к его флоу. Однако Ти-Фест может быть и разным: самые интересные песни здесь — те, в которых нет игры мускулами, и артист не боится сполна применять свои таланты мелодиста. «Цвети» с ее насыщенной перкуссией напоминает чуть ли не певицу Линду с поправкой на самый актуальный звук, воздушные «Красота» и «Вещества» — одни из самых красивых композиций на русском в этом году. Ти-Фест лучше всего звучит, когда делает хип-хоп по-своему, не пытаясь встраиваться в заданные тренды, и многие композиции с его дебюта на Gazgolder выявляют в нем исполнителя, который совсем скоро отточит свой собственный, уникальный стиль. Пока же «Молодость 97’» неплохо помогает скрасить ожидание следующей пластинки Скриптонита. 7/10 (Алексей Алеев)
Apple MusicМальбэк «Плакса»
«Мальбэк» — люди, придумывающие новый поп на русском. Песнями «Равнодушие» и «Гипнозы» пробили перегородку, отделяющую артистов, которых форсят критики, от артистов, чьи выступления собирают сотни молодых людей. И судя по «Плаксе», все идет к тому, что это они в следующем сезоне будут героями новостей о солдаутах. В этом альбоме нет двух не то что одинаковых, а просто похожих песен. Первобытно дикий «Стильный бит» с Сюзанной, «Глаза» — романтика с Лизой Громовой из «Озер», шаманская бесноватая «Будешь или нет», напоминающая клубный рэпчик из середины нулевых «Просто поверь» — все их объединяет то, что в них много жизни и искренности. Даже если вам кажется странным оценивать поп-музыку в таких категориях. 7,5/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicCourtney Barnett and Kurt Vile «Lotta Sea Lice»
Вайл и Барнетт — Курт и Кортни, которых мы не заслуживаем. И все же этому дуэту как будто суждено было сбыться с самого начала, благо что музыканты и выглядят, и звучат словно брат и сестра из болливудского фильма, которых разлучили в детстве (один оказался в американском Лансдауне, другая — в австралийском Мельбурне) и которые после многих лет испытаний и странствий нашли друг друга. Если продолжать эту аналогию, Lotta Sea Lice — кульминация картины, та самая сцена, где все танцуют и поют. Вот только, в отличие от болливудских блокбастеров, совместный альбом двух, наверное, главных аутсайдеров англосаксонской гитарной музыки не претендует на хеппи-энд. Проблема в том, что «Lotta Sea Lice» тупо пересказывает, а порой и буквально цитирует то, что Вайл и Барнетт и без того с лихвой отсыпают нам в своих сольных работах. И все бы ничего, но это «в предыдущих сериях» быстро надоедает. Единственная более или менее любопытная песня здесь — «Over Everything», но звучит она почти семь минут — непривычно долго для привыкшего к «быстрым» хитам слушателя. Еще есть незатейливая «Continental Breakfast». Остальной материал на альбоме сливается в одну протяжную гитарную историю, каких миллион. Две отмеченные вещи вышли синглами, поэтому невольно задумываешься, а не ради ли них все и затевалось, и если да, почему нельзя было ограничиться собственно синглом с би-сайдом или EP (нужно ли записывать альбом, чтобы поехать турить вместе, — тоже хороший вопрос). С другой стороны, работ вроде «Lotta Sea Lice» — добрых, человечных, качественно и с любовью записанных и сведенных — не так много, поэтому свою аудиторию пластинка найдет. 6,5/10 (Кристина Сарханянц)
Apple MusicLiam Gallagher «As You Were»
На обложке дебютного сольного альбома «As You Were» бывший вокалист Oasis бесстрашно смотрит в глаза всем, кто в нем когда-либо сомневался. Взирая с конверта, состаренного так, чтобы смотреться потрепанным музыкальным артефактом, младший из братьев Галлахер будто бы сообщает слушателю, что его новая музыка достойна того, чтобы одолеть проверку временем. На «As You Were» Галлахер выдает сорок минут насквозь предсказуемого бодрого, дорого спродюсированного бритпопа, не переизобретает себя и играет на знакомом поле. Каким-то образом в случае с этой пластинкой такая осторожность идет на пользу, причем как в коммерческом, так и в артистическом плане. Галлахер предстает абсолютно уверенным в себе, состоявшимся и обретшим свой независимый голос артистом, а также проявляет себя как превосходный вокалист. На руку играют запоминающиеся песни: фестивальные боевики «Wall of Glass» и «Greedy Soul» сменяются акварельными оркестрованными балладами «Paper Crown» и «Chinatown», все звучит мелодично и нарядно. И при всей местами возмутительной банальности это лучшие композиции, спетые Галлахером после распада Oasis.
6/10 (Алексей Алеев)
Apple MusicSkepta «Vicious»
Вышедшая в последний день октября и нигде не анонсировавшаяся EP способен скрасить двадцать минут жизни каждого поклонника Скепты. Даже несмотря на то что его автор занят довольно тривиальным делом: осмысливает успех, уверяет, что остался тем же, напоминает нам и себе, что вышел с низов. Развивает трансатлантический коннект, записывая фиты с Лил Би и A$AP Роки, но и корни не забывает, подтягивая популярных лондонских роуд-рэперов Section Boyz. Впрочем, есть ощущение, что ему больше идут сольные выходы — обманчиво расслабленный «Still», взрывной «No Security», подозрительно похожий на его хит «It Ainʼt Safe», а также расправляющийся с хейтерами (с кем еще?!) «Hypocrisy». Плохие новости? Присутствуют. Не похоже, что в обозримом будущем Скепта сможет снова резко поднять планку, как на предыдущем альбоме «Konnichiwa». Впрочем, ее уровень высок. 6/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicL'One «1985 (из т/с «Чернобыль 2. Зона отчуждения»)»
Героям сериала «Чернобыль» удается предотвратить аварию на АЭС — а с ней и распад СССР. О том, как советское музыкальное наследие могло бы звучать в такой альтернативной реальности, пофантазировал LʼOne, автор саундтрека ко второму сезону сериала. Легендарные «Мы эхо», «Там где клен шумит» и «Трус не играет в хоккей», песни из фильмов «Мэри Поппинс, до свидания» и «Гостья из будущего» обзавелись рэп-куплетами и трансформировались под запросы нынешних двадцати- и тридцатилетних, одновременно сохранив сильный ностальгический флер. LʼOne — один из самых популярных рэперов последней пятилетки — использует советские хиты как повод поделиться собственными жизненными сюжетами. Эффектнее всего в этом смысле выглядит заключительная «Прекрасное далеко». 7/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicErrorsmith «Superlative Fatigue»
Как легко и коротко охарактеризовать новый альбом Errorsmith? Вообразите инструментарий условного Major Lazer — жужжалки, свистелки, пищалки и галопирующие карибские биты. Только используется все это добро так, что вместо лощеных радиохитов получается веселое изощренное издевательство. 48-летний берлинец Эрик Виганд, программист, электронный музыкант, известный в местных техно-кругах по меньшей мере двадцать лет, выпустил на лейбле PAN первый сольный альбом с 2004 года, сыгранный на цифровом синтезаторе Razor собственной разработки. И это могучая, нетривиальная, захватывающая, мало на что похожая запись (видимо, из-за использования оригинального софта), где монотонный техно-грув нарушается самыми дикими ребяческими выходками, на которые только способен программист под пятьдесят. 8/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicLee Gamble «Mnestic Pressure»
Трек «A Tergo Real» на Resident Advisor называют самым красивым в дискографии Ли Гэмбла. Он одиннадцатый по счету в треклисте альбома — и первый, который хоть немного задумывается о комфорте слушателя. На пути к нему вас ждет длинное путешествие по полям нойза, эмбиента и даже ретроджангла. «Mnestic Pressure» — первый опыт сотрудничества интеллектуала и экспериментатора Ли Гэмбла с лейблом Hyperdub — похож на длинный экспромт. Автор рассказывает, что удалил его целиком, чтобы переписать заново — более шумно и хаотично. О каком давлении идет речь в заголовке? Гэмбл сочинял альбом во время правого реванша: Трамп, Брекзит, альт-райты. Он говорит, что реагировал на риторику «Нужно просто выйти из Евросоюза — и жизнь будет как раньше» — то есть полем боя в сражениях за умы людей теперь становится их память. Считывается ли это во время прослушивания? Хороший вопрос. 8,5/10 (Андрей Никитин)
Apple MusicJohn Maus «Screen Memories»
Доктор философии, профессор Джон Маус — фантастический персонаж, по большому счету не принадлежащий ни к миру синтипопа, к которому его хочется причислить, раз уж он пишет такую ретрофутуристичную, с налетом готичности, музыку, ни к современной панковской тусовке, в которую при других обстоятельствах его можно было бы запросто вписать за лютое поведение на концертах. Но перед нами одиночка, аутсайдер, панк, настоящий, а не подкатывающий на стиле, и именно этим Маус ценен. В 2014-м он получил степень доктора политических наук в Гавайском университете, причем его научником, как выразились бы у нас, был известный в Штатах философ, теоретик и писатель Майкл Шапиро. Параллельно подготовке к защите Маус копался в модульных синтезаторах, а сразу после получения степени сел писать альбом. Результат — 12 треков, которые можно считать эдаким саундтреком к диплому Мауса: «Screen Memories» иллюстрирует не только и не столько взгляды автора на происходящее в мире, сколько общую атмосферу напряженности, состояние общества, его паранойю и чаяния. За ироничным «пиу-пиу» и отстраненным вокалом в духе классического постпанка кроются и наша тревожность, и бесконечная беготня, и пофигизм: конец света неизбежен, так давайте танцевать. 7,5/10 (Кристина Сарханянц)
Apple MusicBeck «Colors»
Взрывной, изобилующий синтезаторами, эйфорический, подчеркнуто попсовый звук его нового альбома «Colors» больше напоминает о музыке на радио и, на первый взгляд, в витиеватую дискографию исполнителя не встраивается напрочь. Бек тут по-своему интерпретирует EDM: нагнетает звук перед припевами, исполняет их как дропы, держит темп, по всей пластинке разбрасывает отрывистые вокальные эхо и усиливает это все трансовыми клавишными. Песни сделаны находчиво и с выдумкой: в «Seventh Heaven» гитарные риффы разведены по каналам и будто бы подгоняют друг друга, «No Distraction» набирает в припеве мощь, как рейв-гимн, и это все без привычной для Бека иронии, на голубом глазу. Потому этот альбом так здорово и срабатывает. Диском «Colors» Бек не пытается что-либо осмыслять, не перегружает его дополнительными смыслами — он просто дает чистую энергию и заряжает песни эйфорией, собирает быструю, динамичную и ненадоедливую поп-пластинку. (7/10) Алексей Алеев
Apple Music