«Афиша Daily» вместе с TBRG Open выбрала десять фильмов, которые лучше всего рассказывают об эпохе паейток, телефонных трубок и «Очень странных дел».
партнерский материал
партнерский материал

«Шестнадцать свечей» («Sixteen Candles»), Джон Хьюз, 1984

Саманта Бейкер просыпается утром и жалуется своей подруге по телефону: «Мне сегодня шестнадцать, и мне надо прибавить пять фунтов». Когда она спустится на завтрак, окажется, что никто из домашних не помнит о ее дне рождения — все озабочены свадьбой старшей сестры. В школе тоже уныло. В желтом школьном автобусе к ней пристает наглый восьмиклассник, в то время как кумир-старшеклассник Джейк встречается с распутной Кэролайн. А вечером ей придется идти на танцы в компании противного китайца, которого в качестве культурного обмена приютили сердобольные бабушка с дедушкой. Большая часть фильмографии Джона Хьюза приходится именно на 1980-е, и он с размаху, еще на титрах, погружает в атмосферу веселой молодежной комедии того времени. Джинсы с высокой талией, прыщавые улыбчивые подростки в брэкетах, прически «взрыв на макаронной фабрике» и крупные висячие клипсы. Если хотите поднять себе настроение грустным осенним днем, стоит посмотреть «Шестнадцать свечей». «Если девчонка в шляпе — она стерва», — вздыхает восьмиклассник Фред, который в этот день еще зажжет в одолженном «роллс-ройсе», выпросив трусы в горошек у Саманты. А его робкого друга в исполнении не кого-нибудь, а юного Джона Кьюсака, запихнут в багажник два качка-верзилы.

Фильм
Шестнадцать свечей
6.2

«В ночи» («Into the Night»), Джон Лэндис, 1985

Инженер Эд (Джефф Голдблум) не может уснуть неделями. Вдобавок ему изменяет жена. Убегая от бессонницы, он выезжает однажды ночью в аэропорт, чтобы лететь в Лас-Вегас, и тут же на капот к нему буквально падает роковая блондинка Диана (Мишель Пфайффер), умоляя увезти ее прочь. За Дианой охотятся головорезы, потому что она ввезла в страну несколько драгоценных камней из коллекции иранского шейха (который, впрочем, тоже в бегах). Блестящий комедийный триллер Лэндиса знаменит главным образом тем, что режиссер засунул в кастинг немыслимое количество своих коллег и даже самого Дэвида Боуи, сыгравшего британского киллера. «В ночи» — светская энциклопедия 1980-х: Роже Вадим играет здесь французского похитителя, Дэвид Кроненберг — начальника Эда, Пол Мазурски — любовника жены Эда, а Джонатан Демми — федерального агента в очках. Духом времени проникнут и отдающий эхом запоминающийся саундтрек в исполнении самого Би Би Кинга. Главная же фишка — бесконечно гламурные наряды Пфайффер, сияющей как новогодняя елка: кожаные косухи, яркие лосины, джинсовые юбки и обязательные шпильки.

Фильм
В ночи
4.8

«Подземка» («Subway»), Люк Бессон, 1985

Фред (Кристофер Ламберт) несется на краденом автомобиле: только что в гостях у великолепной Хелен (Изабель Аджани) он взломал сейф и украл документы ее богатого мужа. Но вот в автомагнитоле зажевало кассету, и машина врезается в ворота одной из станций метро. Все остальное время в культовом фильме Люка Бессона, получившем два «Сезара», герои проведут в подземке. Вот ее обитатели: стильный роллер в полосатой повязке (Жан-Юг Англад), веселый барабанщик, следующий за красивой женской задницей в джинсах (Жан Рено), циничный комиссар полиции, расследующий дело Фреда, который шутит про то, что на дежурстве сегодня сильнейшие — «Бэтмен и Робин», и похожие друг на друга киллеры мужа Хелен. Ну и конечно, сам Фред, крашеный блондин в костюме с бабочкой, который ненавидит сейфы и звонит в два часа ночи Хелен из телефонной будки, чтобы сказать: «Я тебя люблю». А также закутанная в синтетические черные шелка Хелен с массивными бриллиантами в ушах. «Подземка» — квинтэссенция французского стиля 1980-х, внешняя атрибутика которого интернациональна, но здесь мощно приправлена фирменной истерией, свойственной французскому кино того времени.

Фильм
Подземка
6.5

«Жить и умереть в Лос-Анджелесе» («To Live and Die in L.A.») Уилльям Фридкин, 1985

Классик американского кино Уилльям Фридкин тоже внес свою лепту в отражение стиля 1980-х. Так, триллер «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» открыл Уиллема Дефо, как талантливого артиста, играющего злодеев-психопатов, и стал своеобразной энциклопедией из жизни полицейских того времени. Главный герой, Ричард Ченс (Уилльям Петерсон) мстит за смерть своего напарника, который погибает в начале фильма. Он распутывает дело, параллельно тоже преступая закон, и к нему присоединяется новый напарник. Ченс курит «Мальборо», носит обтягивающие джинсы и высокие ковбойские сапоги, одним ударом ноги вышибая все нужные двери. Ему помогает красивая и сексуальная осведомительница (эротические сцены в картине весьма откровенны по моде 1980-х). Интересно, что Фридкин в этой картине сам себя цитирует, вставляя в фильм длиннющую погоню по встречной полосе (почти как во «Французском связном»). С любовью и знанием дела показана арт-среда, в которой фигурирует галеристка — карлик в инвалидной коляске.

Фильм
Жить и умереть в Лос-Анджелесе

«Смертельное влечение» («Heathers»), Майкл Леманн, 1988

Фильм, который на самом деле называется «Хизер» в российском прокате шел под сомнительным названием «Смертельное влечение». В центре сюжета — школьная девочковая элита из трех подруг (всех зовут Хизер) и примкнувшей к ним Вероники (Вайнона Райдер), которую они учат быть стервой. Но все идет не по плану, Вероника влюбляется в новенького старшеклассника Джейсона (Кристиан Слейтер), вместе с которым они мстят школьным выпендрежникам и обидчикам. Фильм начинается изящной сценой игры в крикет, в которой девушки одеты аристократично и со вкусом — в цветные колготки, пиджачки с накладными плечами и юбки выше колен. Джейсон же, как истинный романтичный герой, носит длинный черный плащ и разъезжает на шикарном мотоцикле, одной из жертв подмешивая в чашку средство для очистки труб. Характерно, что режиссер Майкл Леманн ловко спаразитировал на популярном в 1980-е имени Хизер, высмеяв как элитные школьные клубы, так и радикалов, плывущих против течения.

Фильм
Смертельное влечение
5.2
Подробности по теме
Бурные 1920-е: фильмы, погружающие в эпоху шляпок и сухого закона
Бурные 1920-е: фильмы, погружающие в эпоху шляпок и сухого закона

«Пойми меня, если сможешь» («Incompresa»), Азия Ардженто, 2014

Этот фильм актрисы и режиссера Азии Ардженто — «Чучело» по-итальянски. В Риме в 1984 году девятилетняя Ария не нужна никому — ее родители (маму играет Шарлотта Генсбур) разводятся со страшным скандалом, сестры ее ненавидят, одноклассники считают неудачницей. Вместе с единственной подругой Ария выслеживает любовную переписку соседей, при этом из-за семейных неурядиц ей часто приходится ночевать на улице в компании черного кота. По-настоящему душераздирающий фильм, драма на разрыв сердца, тем не менее, искусно стилизована. Все герои одеты по моде 1980-х, катаются на роликах, разговаривают по стационарному телефону, никаких компьютеров, а только эксцентричная игра на пианино подвыпившей мамаши Арии.

Фильм
Пойми меня, если сможешь
7.1

«Инопланетянин» («E.T. the Extra-Terrestrial»), Стивен Спилберг, 1982

Эллиотту примерно девять лет, он живет в американской глубинке вместе со старшим братом, младшей сестрой (Дрю Бэрримор) и мамой. Однажды компания старших друзей брата посылает его забрать пиццу на улице у развозчика. В сарае Эллиотт обнаруживает странное существо, полностью увидеть которое ему удается только через несколько дней. Это — инопланетянин, прибывший на Землю в составе научно-исследовательской миссии, и не успевший вовремя вернуться на свою отлетевшую тарелку. Эллиотт забирает его в свою комнату, где прячет в шкафу среди мягких игрушек. Стивен Спилберг не только создал культовый фильм, который многочисленным эхом сейчас отзывается в сериальной и телевизионной продукции, но и чудесно передал атмосферу массовой одержимости в 1980-х мыслями об инопланетных цивилизациях. В фильме много реликвий из докомпьютерной эпохи: когда Эллиотт притворяется заболевшим, мама запрещает ему смотреть телевизор, у него много игрушек — фигурок викингов, домашний холодильник забит баночками кока-колы.

Фильм
Инопланетянин
7.4

«Кристина» («Christine»), Джон Карпентер, 1983

На заднем дворе стоял старый «плимут», который подросток Арни отремонтировал, тюнинговал и превратил в произведение искусства. Арни даже дал своей новой машине имя — Кристина, но все оказалось не так просто. Кристина, автомобиль с «черным сердцем», начинает ревновать Арни к подружкам и совершать настоящие преступления. Фильм, созданный по одноименному роману Стивена Кинга, очень тонко передает атмосферу 1980-х. Кассетные магнитофоны, рок-н-ролл, королева школьного бала, прыщавые худые подростки, одетые в бейсболки и растянутые футболки, и автомобиль, пытающийся стать другом (как бы предвестник той мысли, что в нынешнее время нам человеческое общение заменяют гаджеты).

Фильм
Кристина
5.7

«Каждому свое» («Everybody Wants Some!»), Ричард Линклейтер, 2016

Этот фильм Ричарда Линклейтера — как зеркальный шар на студенческой дискотеке, такой же яркий и веселый. Главный герой Джейк поступает на первый курс и приезжает жить в общежитие, где его ждет безумный бардак и приключения. Условия «никакого алкоголя и девушек в комнатах» никто не соблюдает, в пинг-понг играют прямо в помещении, пиво льется рекой, а Джейка тут же подвергают ритуальному посвящению в студенты. Линклейтер, прямо скажем, постарался, и мастерски передал атмосферу ретро, как будто эта эпоха никогда и не заканчивалась. Герои тут посещают вечеринки в стиле рок, диско и кантри, меняют цветастые рубашки, как перчатки, и щегольски отращивают усы, едва перейдя на второй курс. Лучшая стилизация за последнее время.

Фильм
Каждому свое
6.2

«Самый жестокий год» («A Most Violent Year»), Дж.-С.Чандор, 2014

Действие в картине происходит в Нью-Йорке зимой 1981-го, в год, когда было зафиксировано больше всего убийств и изнасилований за всю историю города. Эйбел Моралес (Оскар Айзек) — бизнесмен средней руки, который пытается сохранить свою компанию, не используя преступных методов борьбы. Но на фоне разгула коррупции он рискует потерять все. Прокурор выдвинул Моралесу обвинения по 14 пунктам, у него неприятности с бизнесом по перевозкам, а маленькая дочь нашла во дворе заряженный пистолет. Напряженную драму, в течение которой не однажды льется кровь, тем не менее, приятно смотреть. Оскар Айзер и Джессика Честейн в белых пальто на фоне заснеженной набережной, угловатые автомобили, грустная музыка. Фильм вполне мог бы быть снят в 1980-е и признан эталоном стиля эпохи.

Фильм
Самый жестокий год
5.6
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!