Фейс, Кедр Ливанский, «Каспийский груз»: что надо было слушать в сентябре

«Афиша Daily» выбрала 35 наиболее примечательных музыкальных альбомов сентября, снабдив их лаконичными обзорами, оценками и ссылками на прослушивание. Материал подготовлен совместно с музыкальной платформой TBRG OPEN.
«Лауд» «ТанецГолосЗвук 2»
Уфимское трио легко сравнивать с Disclosure: играют хаус, зовут актуальных поп-артистов на фиты. Но это сравнение в пользу бедных. «Лауд» —- это не про ритм, а про чилл под этот самый ритм. Это очень солнечная и летняя музыка: светятся синтезаторные полотна, подскакивает из пустоты прямая бочка, в треке с Антохой МС и другими блюстителями отечественного хауса Cream Soda вовсе вступают в дело семплы духовых. Центральный номер — с Thomas Mraz — вообще настоящий поп-шлягер, такая «Moscow Never Sleeps» образца 2017 года. Плюс вязкий рэп от «I61» и классический хаус от Đevika ༒ Šhawty (оба — из уфимской группировки D O P E C L V B). Российский хаус в последние годы поступательно двигался навстречу поп-музыке: благодаря «ТанецГолосЗвук 2» эта встреча наконец состоялась. (Николай Овчинников) 8/10
Apple Music
25/17 «Ева едет в Вавилон»
На протяжении последних лет десяти к группе «25/17» практически невозможно было придраться. Опасная на бумаге смесь рока и бумаги у них выходит зрелой, сильной, самодостаточной. А если их заносит в одну или в другую сторону, то и там они уверенно разбираются со всеми штампами. Можно приводить разные аргументы, но вот вам козырь — «25/17» несколько раз возглавляла чарт «Нашего радио» и прошла эти 36 ступеней Шаолиня так мастерски, как это в принципе не предполагалось матрицей. «Ева едет в Вавилон» — движение не вверх, как почти все их номерные альбомы раньше, но в стороны. Этот альбом мясист, накачан какой-то убежденностью в своей музыкальной, авторской силе. Не то чтобы они раньше заискивали перед слушателем, но теперь его фигуры будто нет и в уме — вот вам такая Ева, другой не будет. (Руслан Муннибаев) 8/10
Apple Music
Антоха MC «Советы для молодоженов»
Предыдущая — сильнейшая, до мурашек — пластинка Антохи «Родня» получилась его самым депрессивным альбомом. Беспокойство, неустроенность и потерянность читались в каждой его букве, чему неплохо соответствовал и саунд — заупокойный постпанк на уровне самых мрачных вещей группы «Кино». Но прошло чуть больше года — и перед нами совершенно другой артист: одобренный Ургантом и Дорном, с концертами, с четким менеджментом. Вероятно, жизнь тоже наладилась и больше не способствует написанию настолько же отчаянных песен. Нет, Антоха по-прежнему сочиняет угловатые и выламывающиеся из общего ряда тексты. И все так же берет топор, чтобы построить дом, а айфон меняет на домкрат, дистанцируясь от общества потребления в пользу общества созидания. Только происходит это теперь под приторно жизнерадостные инструменталы, которые звучали бы дико прогрессивно году так в 1997-м: драм-н-бейс и дип-хаус, хип-хоп и диско, джаз и фанк. (Андрей Никитин) 6/10
Apple Music
Galcher Lustwerk «Dark Bliss»
Формально дебютный альбом бруклинского продюсера (вообще-то, он выпустил несколько LP под менее известным никнеймом Road Hog) — это ровно та электроника, которую мог бы записать рэп-артист. Галшир Лустверк, конечно, не читает рэп под шероховатый дип-хаус — меланхоличный, по-модному шумный, намеренно загрязненный. Он скорее бормочет и нашептывает. Тем не менее звучит это максимально борзо, а значит, по-рэперски: спорткары и прайвет-джеты, коктейли на яхте. (Андрей Никитин) 6/10
Bandcamp
Tricky «Ununiform»
От Трики давно не ждут шедевров, что не мешает ему, ни под кого не подстраиваясь, выдавать раз в три-четыре года по пластинке в своем узнаваемом стиле. «Ununiform» тоже легко встраивается в канву его поздней дискографии. Трики привычно нагнетает серые краски, а его вкрадчивая хрипотца, которая ощущается телом и проникает под кожу, дрейфует по «минусам» в диапазоне от электророка до трэпа. Значительная часть «Uniform» записана при участии артистов лейбла Gazgolder. Скриптонит приложил руку как минимум к трем композициям, одна исполнена на бит от Василия Вакуленко, а Смоки Мо так вообще удостоился на альбоме сольного трека. Все это здорово освежает музыку Трики и заслуживает внимания, однако на «Ununiform» полным-полно проходного материала вроде действующей на нервы «Same as it Ever Was» или «Armor», которая звучит, как любительская версия группы Moloko. Лучший же трек на альбоме — дуэт с актрисой Азией Ардженто «Wait for Signal», исполненный нежным шепотом и прозрачными гитарами напоминающий группу The xx. (Алексей Алеев) 6/10
Apple Music
Hercules & Love Affair «Omnion»
На четвертом альбоме диджей и продюсер из Нью-Йорка Энди Батлер, прославившийся как один из передовиков ню-диско, меняет курс. Звук «Ominion» лишился ретроградства и сделал крен в сторону тек-хауса. По качеству и количеству запоминающихся композиций «Ominion» может вообще стать лучшей пластинкой Hercules & Love Affair. Трек «Controller» с вокалом лидера The Horrors Фэриса Бэдвана — одна из лучших танцевальных песен года. Парящая «Running» — композиция совершенно неописуемой красоты. Туманные «Fools Wear Crowns» и «Lies» обитают на стыке снов с реальностью. Батлер с умом использует приглашенных вокалистов, находит интересные гармонии и записывает запоминающийся и очень современный танцевальный альбом. (Алексей Алеев) 8/10
Apple Music
«Макулатура» «Сеанс»
«Макулатура» никогда не призывала своих фанатов любить жизнь, радостно ждать следующий день и искать счастье в мелочах. Если завтра — то серое и безнадежное. Если безумная любовь — то герой уже в дурке. «Сеанс» в этом плане не становится откровением, но удачно развивает уже, казалось бы, избитые темы. Главное, что осталось при «Макулатуре», — яркость образов и едкий нигилизм. «В огне» и «Свобода — это гетто» — мощные заявления о жизни уставшего человека в России. «Променад» — трогательная любовная баллада, где спрятался, возможно, лучший гостевой выход Олега ЛСП. А записанная на музыку Ромы Англичанина «Реприза» сама собой вышла идеальным прощанием с музыкой Романа. К творчеству «Макулатуры» сложно применять привычную градацию «лучший/худший альбом». Это еще один сеанс то ли у психотерапевта, то ли у психиатра. После которого хочется как можно скорее найти в своей жизни что-то хорошее. Что после таких альбомов — не самая простая задача. (Леша Горбаш) 8/10
Apple Music
Mount Kimbie «Love What Survives»
Одни из самых главных, интересных и разносторонних героев британской постдабстеп-сцены на месте стоять не хотят. На третьем альбоме они приходят к ровному моторному биту краут-рока, к монотонным гитарам как у постпанк-групп, ну и вообще все меньше похожи на себя из прошлого. Приятные появления старых знакомых в лице Джеймса Блейка или Арчи Маршалла, более известного под именем King Krule, выглядят лучшими моментами на «Love What Survives». Впрочем, это не значит, что за новыми изысканиями Mount Kimbie следить неинтересно. (Андрей Никитин) 7/10
Apple Music
«Синекдоха Монток» «MMXVII, Глава II»
Эта неземной красоты тихая и воздушная музыка несправедливо обделена вниманием. На новую EP Саввы Розанова не наткнешься запросто на главной странице Apple Music, о его авторе едва ли бросятся писать объемные фичеры передовые медиа, его не станут форсить крупные паблики. Затертая формулировка про музыку, сконструированную не столько из звука, сколько из тишины, хоть и применима здесь, но едва ли способна понятно объяснить, как это работает. Почему эта музыка, не старающаяся быть актуальной, не задействующая ни один способный привлечь к ней внимание триггер, получается настолько тонкой, важной, искусной и обезоруживающе величественной — вот ведь вопрос! (Андрей Никитин) 9/10
Apple Music
Face «No Love»
Это во многих смыслах отвратительная музыка: наивная, примитивная, с самой обсценной лирикой, которую только могут выдавать подростки. И самая популярная у них по тем же самым причинам. Иван Дремин, уфимский рэпер, похожий на эмо-рокера из провинции середины десятых — с той лишь разницей, что на нем настоящие шмотки Gucci и Louis Vuitton, на данный момент является самым популярным артистом «ВКонтакте» по перепостам его альбома. Чтобы понять масштаб, скажем, что до него рекорд держали «Грибы». Он поет графоманские баллады, читает рэп о том, что находится в сексуальной связи с твоей бабушкой и псом, не считая подруги, красуется суицидальными наклонностями и делает много такого, от чего у родителей лезут глаза на лоб, а их дети ставят сердечки и пишут «гуччигенг» и «эшкере» к месту и без. Этим надо переболеть, как «Мальчишником» или, скажем, коклюшем. Терпения вам, родители! (Руслан Муннибаев) 4/10
Apple Music
Zola Jesus «Okovi»
Три года назад Ника Роза Данилова покинула выпестовавший ее нью-йоркский лейбл Sacred Bones с амбициозной целью выбраться из ниши, в которую артистка сама себя и загнала на первых четырех работах. Тогда Данилова записала, по ее мнению, максимально доступный для широкой аудитории альбом «Taiga» и выпустила его на британском Mute — «дочке» EMI, в ростере которой в разные годы значились такие группы, как Depeche Mode, Erasure, Goldfrapp, New Order, Wire и Nick Cave and the Bad Seeds. Прорыва не случилось. Более того, как рассказывает автор «Питчфорка» Саша Гефен, после релиза «Taiga» Данилова пережила несколько личных драм: у одного из ее близких был диагностирован рак, а хороший друг дважды пытался покончить с собой. Все это безобразие закончилось не чем иным, как депрессией, детищем которой, в свою очередь, и стал новый студийник певицы «Okovi». Вернулась Ника Роза и в лоно родного Sacred Bones. Ожидаемо, «Okovi» — это альбом-терапия и пока самая личная и глубокая запись Zola Jesus: 11 пьес о тревожности, бессилии и беспомощности, меланхоличная поп-летопись разваливающегося на глазах мира. (Кристина Сарханянц) 7,5/10
Apple Music
«Каспийский груз» «Саундтрек к так и не снятому фильму»
Дуэт из Баку построил одну из самых стремительных карьер в русском рэпе. Буквально за пару лет совершенно никому не известные рэперы дали новое прочтение шансону и вышли с ним из «ВКонтакте» на крупнейшие площадки. Упрекнуть Брутто и ВесЪа в эксплуатации одного приема не выйдет: дуэт постоянно расширял палитру звуков и тем, обновлял звучание и выходил за пределы Ауе-рэпа. Вот и на последнем альбоме «Каспийский груз» играет с концептуальностью, и в один час хронометража укладывает все навыки, которые отточил за последние пять лет. К гангста-трэпу здесь примешивается мумбатон а-ля Major Lazer («Мадмуазель») и фанковый поп практически в духе Кельвина Харриса (пилотный сингл «Так невоспитанно»). Фирменные емкие панчлайны «Груза» («Сделай меня украшением, как ковер, чтоб мордой к полу») ярко сияют на любом продакшене, но не мешают ощущению, что решение закрыть успешный проект именно сейчас — верное. «Саундтрек» — альбом неровный, ощутимо затянутый и местами прямо-таки вымученный. Здесь на каждую свежую находку вроде кавера на Айсейю Рашада («Любовь HD1080») или первого куплета «Героя нашего времени» приходится по два-три утомительных однообразных «гангстерских» трека, которые трудно отличить друг от друга и в которых оба MC звучат откровенно устало. Тем не менее «Каспийский груз» уходит в закат достойно и с высоко поднятой головой; существенный след в русском рэпе эти двое оставили. (Алексей Алеев) 6/10
Apple Music
The Killers «Wonderful Wonderful»
После десяти лет метаний между танцевальным роком и пафосными стадионными рок-клише, на пятом альбоме The Killers наконец-то нашли правильное соотношение глэм-рока и американы — и зазвучали так свежо, будто только начали карьеру. Обновленный звук подкрепляется запоминающимися мелодиями: в открывающей диск заглавной композиции звучит тягучий грузный басовый рифф, на стремительном сингле «Run for Cover» Фредди Меркьюри встречает Спрингстина и рождается одна из лучших рок-песен года, финальная распевная американа «Money on Straight» вообще напоминает чуть ли не My Morning Jacket. Во второй половине альбома припасены пара промахов вроде «The Calling», заставляющей вспомнить об ужасной группе Imagine Dragons, в остальном же «Wonderful Wonderful» — третья действительно стоящая пластинка в дискографии группы. (Алексей Алеев) 7/10
Apple Music
«Пасош» «Каждый раз самый важный раз»
Третий и лучший альбом московской рок-группы, где ее участники незаметно начинают взрослеть, как водится, содержит гимны поколения 20+, представители которого остаются вечно молодыми на бесконечных московских вписках, но уже начинают задумываться: «А дальше-то что?» «Я не знаю, сколько еще лет пройдет как будто не в счет» — лейтмотив не только альбома, но и творчества группы «Пасош» в целом. Их музыка растет вместе со слушателем — видимо, поэтому «Пасош» уверенно движется к статусу главной рок-группы молодых. У которых взрослая жизнь только начинает маячить на горизонте, пока они живут здесь и сейчас. И каждый раз — это самый важный раз. (Леша Горбаш) 8/10
Apple Music
Basic Boy «Supernormal, vol. 1»
Первый сольный русскоязычный релиз Basic Boy — это воплощение всех идей уфимского рэп-объединения D O P E C L V B. То есть бойкий и веселый рэп о том, как нужно жить здесь и сейчас, без нотаций и бахвальства. Лучшие песни здесь записаны на музыку удачно включающего режим молодых The Neptunes битмейкера Padillion — тур-диджея и бэк-MC Томаса Мраза. Самому же Томасу здесь посвящена песня «Друг» — не столько дисс, сколько обращение к бывшему коллеге, ушедшему на лейбл Оксимирона Booking Machine: «Видел силу в своих пацанах, почему ты ее потерял?» «Supernormal, vol. 1» — это местами наивные и романтичные песни человека, который живет в кайф по заветам Макса Коржа — и невольно призывает слушателей следовать его примеру. И это обезоруживает. (Леша Горбаш) 7/10
Apple Music
Сюзанна «Та самая»
Сюзанна — секретное оружие московской поп-группы «Мальбэк», без которого их релизы были бы куда менее интересными. И на бумаге ее сольный релиз — беспроигрышный вариант. Мощный вокал, яркие образ и внешность — Сюзанна вполне может стать следующей большой поп-звездой. Но нет. Это актуальный электропоп, где на месте и вокал, и харизма. Только вот сыроватые и не слишком цепляющие песни не тянут на хиты — ни для радио, ни для аудиозаписей «ВКонтакте». Сюзанна по-прежнему может стать той самой певицей для нового поколения, но альбом «Та самая» — это пробный, осторожный шаг на поле формирующейся новой сцены, а не уверенное заявление, которого хотелось ожидать. (Леша Горбаш) 5/10
Apple Music
Benjamin Clementine «I Tell a Fly»
На втором альбоме Бенджамин Клементин наносит на карту своего мира третий после Лондона и Парижа город — Нью-Йорк. Именно в «Большом яблоке» лауреат Mercury Prize (премии, присуждаемой за лучший альбом Великобритании и Ирландии) 2015 года работал над песнями для «I Tell A Fly», записывал их и самостоятельно продюсировал весь материал. Сначала, правда, обратился за помощью к Деймону Албарну, с которым сделал для Gorillaz «Hallelujah Money», но Албарн сослался на занятость — и исполнительско-продюсерский дуэт не случился. Зато можно с уверенностью говорить, что «I Tell A Fly» — это в каком-то смысле дистиллированный Клементин, такой, какой есть, без прикрас и практически без влияний. Практически, потому что какой бы интересной, пытливой и хитроумной ни была музыка Бенджамина, в ней неизменно слышны отголоски любимых и дорогих сердцу Клементина художников: от Жака Бреля до Фредди Меркьюри, от Шопена до Нэта Кинга Коула и от Нины Симон до Грейс Джонс. Впрочем, все это идет «I Tell A Fly» на пользу: пластинка слушается как рок-опера, а судя по недавнему выступлению певца на вечернем шоу Джулса Холланда, так же и выглядит. Возможность убедиться в этом лично у москвичей будет уже 13 ноября. (Кристина Сарханянц) 7,5/10
Apple Music
Wolf Alice «Visions of a Life»
Для Wolf Alice так называемый синдром второго альбома превратился еще и в синдром преодоления — в первую очередь самих себя. Группа, стартовавшая как трибьют бритпопу, за какой-то год с небольшим полностью отбросила имидж юных подражателей ранних Arctic Monkeys или, скажем, The Libertines и обрела собственный, яркий и независимый голос. Во многом это произошло благодаря таланту 25-летней вокалистки и гитаристки коллектива Элли Роуселл, причем таланту именно как автора песен (послушайте, к примеру, «Donʼt Delete the Kisses», «Formidable Cool» и «After the Zero Hour»). А еще «Visions of a Life» — это форменное хулиганство, молодецкая удаль и романтика, настоящий отрыв, мешанина из стилей и направлений, поп-рок, каким он должен быть, то есть такой, какой хочется тебе играть, когда тебе 25 и все еще впереди. На севере Лондона кипят нешуточные страсти. (Кристина Сарханянц) 7/10
Apple Music
Ariel Pink «Dedicated to Bobby Jameson»
С 2002 по 2012 годы Ариэль Розенберг обитал в андеграунде и сумел втихаря поменять за это десятилетие лицо инди-музыки. К тому моменту как его грязный и неряшливый, но обаятельный звук, ассоциирующийся с зажеванной кассетной пленкой, вырос в целые отдельные жанры, сам Ариэль Пинк подписался на крупный лейбл 4AD и запустил свой хайфай-период. Три года назад увидел свет его самый значимый диск этого периода «pom pom» — 70-минутный 17-трековый опус магнум, на котором Розенберг среди прочего замахивался чуть ли не на эстрадную музыку в духе Скотта Уокера 1970-х. Его свежая пластинка «Dedicated to Bobby Jameson» своего рода возвращение к лоуфайным корням, грязному звуку, странным композициям. Увы, из последних пластинок Пинка эта кажется еще и самой необязательной. Представленный здесь материал хоть и сохраняет все характерные черты Пинка — витиеватый и насыщенный деталями сонграйтинг, ироничное исполнение и хаотичный продакшен, — песни кажутся будто бы лишенными искры. По-настоящему обескураживающих композиций тут немного, среди них стоит выделить мелодичные «Feels Like Heaven» и «Another Weekend», а также въедливую «Time to Live». Остальное же как будто уже было спето Пинком на предыдущих альбомах. «Dedicated to Bobby Jameson» звучит как коллекция треков, которые не попали на основные пластинки Пинка. (Алексей Алеев) 6/10
Apple Music
Rapsody «Lailaʼs Wisdom»
Lailaʼs 34-летняя рэп-исполнительница Rapsody дебютирует с сольным альбомом — и сразу под крылом лейбла Джей-Зи Roc Nation, — а гостевыми куплетами ей помогают Кендрик Ламар, Андерсон Паак, Баста Раймс или Black Thought, лидер группы The Roots. «Lailaʼs Wisdom» — релиз в хорошем смысле несвоевременный. В 2017 году ролевой моделью успешной девушки-МС является Cardi B, которая действует в канве, заложенной Ники Минаж и Игги Азалией. И в то же самое время выходит эта пластинка, с ее старомодным мягким звуком на фундаменте соул-семплов, словно на дворе какой-нибудь 99-й. Это эффектный антидот для тех, кто устал от засилья одинаковых трэп-инструменталов и примитивных текстов. (Андрей Никитин) 7/10
Apple Music
Jan Amit «Finding Home»
22-летний Ян Павельчук, по его собственным словам, занимается музыкой и саунд-дизайном уже 8 лет. За спиной не один релиз, тем не менее об изданном на лейбле Hyperboloid альбоме «Finding Home» Ян говорит: «Эти 50 минут — первое из сделанного мной, что я действительно могу соотнести с собой». Если вы знали о Jan Amit по гуляющим в «ВКонтакте» бейс-ремиксам на Земфиру и Линду, то эти девять треков вас по-настоящему потрясут: это продуманная, эмоционально насыщенная и очень кинематографичная электроника, пронизанная духом кибернетической романтики. Деление на треки здесь довольно условное: по большому счету «Finding Home» — это единое сложноустроенное полотно, автор которого имеет все шансы вырасти в крупную фигуру на отечественной электронной сцене. (Андрей Никитин) 8/10
Apple Music
Chelsea Wolfe «Hiss Spun»
Ценительница водки и творчества Владимира Семеновича Высоцкого, Челси Вулф — одна из последних настоящих дьяволиц в роке и может позволить себе многое, чего простым смертным не дано. Например, приехать в массачусетский Сейлем, засесть на студии GodCity гитариста Converge Курта Баллу и записать пока лучший в своей дискографии альбом — да, тяжелый (чего стоит неприятно поразившее многих давних поклонников Вулф рычание Троя Ван Левена из Queens of the Stone Age и A Perfect Circle в выпущенной синглом «Vex»), зато сражающий наповал. Вулф следует уважать хотя бы за то, что она не идет на поводу ни у слушателя, ни у критиков, а делает интересное ей как музыканту. При этом на «Hiss Spun» есть и привычное: гипнотичные гитары, яростные шумовые вставки, приходящие им на смену переборы на акустическом инструменте, томная лирика, призывающая перейти на темную сторону, и так далее. Калифорнийская ведьма и ее соратники (среди которых бессменный участник группы Бен Чисхольм, который даже съездил в пустыню, чтобы записать вой койота и рокот проносящегося через пустошь мотоцикла для «The Culling») знают свое дело и умело плетут паутину, запутаться в которой одно удовольствие. (Кристина Сарханянц) 8,5/10
Apple Music
Bicep «Bicep»
Эти два североирландца начали с того, что завели блог о хаус-музыке Feel My Bicep — не обязательно самой популярной на свете, а просто о той, что им нравилась: редкой, малоизвестной и не слишком востребованной; становившейся благодаря их постам несколько более популярной, чем прежде. Быстрая перемотка почти на 10 лет вперед — и перед нами дуэт Bicep, авторы успешных синглов, востребованные диджеи, владельцы лейбла и успешные промоутеры. «Bicep» — это их дебютный альбом, который без напряжения выходит за территорию хауса, играется с брейкбитом и эмбиентом и ссылается как на источники вдохновения на Orbital, Moby и Caribou. Это совершенно точно новый уровень для Bicep — схожим образом участники Modeselektor рассказывали, как, запустив Moderat, они сменили клубные сеты в 3 часа ночи на большие концертные площадки в 8 вечера. Подобный поворот неминуемо ждет и Эндрю Фергюсона с Мэттью МакБрайером. Неплохо для блогеров! (Андрей Никитин) 8,3/10
Apple Music
«Буерак» «Скромные апартаменты»
Как уже сообщалось неоднократно, участники дуэта «Буерак» выглядят полной противоположностью шаблонного понимания термина «рок-звезда» — пусть и доводят до исступления не самые маленькие залы. Они не рок-звезды ровно в той же степени, как ими не были Мамонов и Летов, которым «Буерак» в известной степени наследует. Восьмидесятнический постпанк, торопливый ритм стрекочущей драм-машинки: новая подборка сочинений новосибирского дуэта — это знакомый фасон песен про и для неловких и неустроенных людей, рефлексирующих и уставших от безделья интровертов, аутсайдеров, которым некуда вставать. Надо признать, что более цепкие треки, которые на концертах будут звучать самыми последними, остались на старых релизах. Увы, ход времени так быстротечен, что вы еще не успели зачислить «Буерак» в условную высшую лигу нынешней гитарной музыки, как о них (точно так же, как и о вечно сравниваемых с ними «Пасош») наверняка кто-то говорит «уже не то». (Андрей Никитин) 8/10
Apple Music
Four Tet «New Energy»
Предыдущий альбом Киран Хебден выпустил два года назад — он состоял из двух амбициозных треков симфонической продолжительности. Тот, что был перед ним, вышел еще двумя годами раньше. Немудрено и заскучать. Под новый альбом, однако, не растанцуешься. Он более сонный и податливый, чем его пружинистые предшественники, — где тут заявленная в заголовке энергия, большой вопрос. Так что скучать по золотой эпохе альбома «There Is Love in You» или даже «Beautiful Rewind», разумеется, нужно. Но как бы то ни было, уважительных причин не слушать «New Energy» тоже как-то не видно. Другое дело, что в эпоху экстремально сократившегося attention span его величавая красота найдет куда меньше ценителей, чем оно бы того стоило. (Андрей Никитин) 7,5/10
Apple Music
Kedr Livanskiy «Ariadna»
Первый полноформатный альбом московской певицы, музыканта и продюсера Яны Кедриной aka Kedr Livanskiy «Ариадна» Запад встретил с восторгом, а Россия — со скептическим прищуром. Хотя то, что нежная и проникнутая любовью к перестроечной эстраде электронная поп-музыка Кедриной будет интереснее «там», чем «здесь», было понятно после выхода в январе 2016-го EP «Солнце января»: пока англоязычный слушатель подсаживается на кириллицу и эстетику наших «лихих» 1990-х, его российский сверстник не видит и не слышит в этом для себя ничего нового, ему бы выбраться из лабиринта. И тут «Ариадна» приходится как нельзя кстати. При этом не стоит обманываться, перед нами не путеводная нить — альбом не обещает, что в конце забрезжит свет (в «Sunrise Stop» Кедрина так и поет: «Выход один: выхода нет»). Мы все в условном Марьино, Блейк и Лермонтов ходят за ручку по Капотне под эмбиент, и вечную весну в одиночной камере проживать стало как будто проще. Другое дело, что выросло, повзрослело и оперилось поколение, которому такой багаж не кажется чем-то, от чего нужно во что бы то ни было избавиться, да что уж там, которому он даже нравится и которое умеет делать из него что-то важное, настоящее и стоящее. (Кристина Сарханянц) 7,5/10
Apple Music
Godspeed You! Black Emperor «Luciferian Towers»
Монреальская коммуна Godspeed You! Black Emperor под предводительством бессменного лидера Ефрима Менюка за последние годы настолько потерялась за жужжанием своих же гитар, что после недоразумения под названием «Asunder, Sweet and Other Distress», выпущенного ансамблем в 2015 году, поклонники построкеров не на шутку перепугались: а ну как любимцы сгинули в океане дроуна? Выяснилось, что не сгинули, но в целом продолжают ждать ветра при полном штиле: хотя «Luciferian Towers» куда лучше предыдущего релиза, он даже не бледная тень «Lift Your Skinny Fists Like Antennas to Heaven» и «Yanqui U.X.O.» — альбомов, когда-то сделавших GY!BE героями сцены. «Гайбы» хоронят музыку, выпуская с альбомом пресс-релиз-манифест, и как будто заранее признают, что фундамент «Luciferian Towers», которым является звук, непрочен и ему необходимо некое пояснение. Единственный более или менее цельный и интересный, обещающий трек на альбоме — трехчастный «Anthem for No State», — но и он обрывается недосказанностью, башня складывается, обещанный свет не проливается в полной мере, а так, проблескивает и снова прячется за облаками пыли и мусора. Одно хорошо: на «Luciferian Towers» Менюк и его соратники наконец не отпевают, но воспевают жизнь. Хочется надеяться, что скоро над этой гладью повеет освежающий бриз. (Кристина Сарханянц) 5,1/10
Apple Music
Ibeyi «Ash»
Название франко-кубинского дуэта с западноафриканскими корнями переводится с йоруба как «близнецы». Сестры Диас, те самые близнецы, участвовавшие в фильме Бейонсе «Lemonade», — это дочери кубинского перкуссиониста, игравшего в Buena Vista Social Club. А их второй альбом «Ash» — одна из самых прекрасных пластинок сентября, где и великолепие формы, выраженное в экзотическом сочетании электроники, джаза и соула; и в смысле содержания тоже все довольно нетривиально — к примеру, эти хрупкие, но пылкие песни решительно обнажают проблемы гендерного и расового равноправия. (Андрей Никитин) 8/10
Apple Music
Kamasi Washington «Harmony of Difference»
Камаси обречен оставаться флагманом нового поколения джазовой сцены, а также самым популярным ее представителем среди массовой аудитории. Спасибо за это он наверняка говорит своим коллабораторам Кендрику Ламару и Флаин Лотусу. Хотя дело, разумеется, не в них одних — все-таки предыдущий лонгплей Вашингтона «Epic» был с восторгом встречен теми музыкальными медиа, которые не в последнюю очередь обращают внимание на актуальность. Эпический по духу, звуку, сути и имени релиз двумя годами позднее обрел продолжение в виде EP «Harmony of Difference» (выпущен лейблом Young Turks, клиенты — Джейми xx и FKA Twigs). Это снова крайне впечатляющий релиз, как и его предшественник, вдохновленный работами Колтрейна и обреченный на вердикты в духе «если вы слушаете один джазовый альбом в год, то пусть это будет «Harmony of Difference». (Андрей Никитин) 8,5/10
Apple Music
LCD Soundsystem «American Dream»
600-страничная история нью-йоркской сцены нулевых «Meet Me in the Bathroom» заканчивается последним концертом LCD Soundsystem в апреле 2011 года в Madison Square Garden. Что оправданно: Джеймс Мерфи породил эту сцену, сделал нью-йоркское инди снова великим, он же и завершил эту историю. А потом, когда понял, что пришла пора и ставки высоки, решил к ней вернуться — не взрывом, но изящным постскриптумом, исполненным саморефлексии. Прошлый альбом «This Is Happening» обозреватель «Афиши» ругал за то, что между звуками не было собственно мыслей. Теперь их в переизбытке: Мерфи размышляет об ушедшей любви (открывающий трек «Oh Baby»). Мерфи тоскует по прошлому. Мерфи пишет жесткую отповедь бывшему коллеге по DFA Records Тиму Голсуорси (в уже упомянутой книге последний не упустил возможности пройтись по личности Мерфи, человека талантливого, но необщительного и неприятного) в «How Do You Sleep». «Вы хотели хит?» — спрашивал он на прошлом альбоме. «У вас теперь есть кроссовки из лимитированной серии», — ворчит он теперь. Плюс — посвящение Боуи, отчасти натолкнувшему Мерфи на возрождение группы, посвящение Алану Веге и призыв «перестать мечтать и дать себе по лицу». (Николай Овчинников) 9/10
Apple Music
Miley Cyrus «Younger Now»
Кем только не успела побыть двадцатипятилетняя Майли Сайрус за свою без шуток долгую карьеру — она в деле с девяти лет! От звезды диснеевского сериала и исполнительницы сладкого поп-рока через хип-хоп-оторву, демонстрирующую голую жопу при любом удобном (а чаще неудобном — вроде церемонии VMA) случае — и это самая интересная пока еt ипостась. От хиппи, выпустившей психоделический альбом с музыкантами The Flaming Lips до нынешней дочери своего отца, кантри-певца Билли Рея Сайруса, грубоватой девчонки из Кентукки с такими же простыми песнями. В Америке, наверное, рады такому возвращению к корням, все ж таки не чужой человек, но отсюда сказать что-то хорошее, кроме как о выдающейся любовной песне «Malibu», не получается. Молодая женщина в сапогах и шляпе поет о любви к мужчине в таком же аутфите — сложно сопереживать. (Руслан Муннибаев) 5/10
Apple Music
Neil Young «Hitchhiker»
В середине 1970-х гений фолк-рока Нил Янг записывался примерно так же, как сейчас пишутся трэп-музыканты. «Он даже не брал в руки ручку и листок, а просто садился напротив меня с гитарой, смотрел мне в глаза и через 20 минут выдавал песню «Pocahontas», — вспоминает продюсер Дэвид Бриггс. Записанный всего за одну ночь 11 августа 1976 года под пивом и травой «потерянный» альбом «Hitchhiker» состоит как раз из таких композиций. Боссам лейбла Reprise материал показался сырым, и песни с него были перезаписаны и разлетелись по другим проектам Янга. Так открывающая диск «Pocahontas» обосновалась на грандиозном концертнике «Rust Never Sleeps», а заглавная композиция появилась в измененном виде на диске 2010 года «Le Noise». Некоторые номера исполнялись по одному-два раза живьем, некоторые так и не увидели свет. По сути «Hitchhiker» действительно представляет собой коллекцию демоверсий: только гитара, губная гармошка и Янг, слагающий баллады о том, как добирался автостопом до Калифорнии под гашишем и амфетаминами. «Hitchhiker» — стопроцентно фанатский релиз, но в то же время это пропуск в голову одного из самых одаренных сонграйтеров в истории рок-н-ролла на пике творческих возможностей. (Алексей Алеев) 7/10
Apple Music
Sparks «Hippopotamus»
Не только война является лекарством от морщин, но, как оказывается, и ирония. Иначе чем объяснить, что на 23-м студийном альбоме отмечающие в этом году 45-летие творческой деятельности братья Маэл звучат столь свежо? Опереточный нью-вейв, который исполняют Sparks, оказался жанром весьма живучим и гибким. В разные годы дуэт перекраивал его и под техно-поп, и под чудные поп-симфонии, при этом никогда не изменяя себе. На новом диске «Hippopatamus» Sparks предсказуемо используют свой опыт разных лет, выдавая множество непохожих друг на друга композиций, среди которых полуакустический глэм-рок в духе T.Rex («Unaware»), давящая на мозг «долбилка» («Giddy Giddy»), комедийная поп-опера («Life with Macbeths») и классический глэм прямиком из семидесятых («Edith Piaf Said It Better Than Me»). Sparks звучат энергично и разнообразно, но «Hippopatamus» может не только развлечь, но и порядком утомить (а заглавным треком отсюда вообще можно пытать), юмор не всегда срабатывает — и диск довольно ощутимо теряет в свежести и новизне уже примерно на третьем прослушивании. Тем не менее язык не поворачивается назвать этот альбом необязательным: Sparks — группа настолько оригинальная и непохожая на остальные, что за все эти 45 лет даже близко не обзавелась аналогами. (Алексей Алеев) 7/10
Apple Music
The Horrors «V»
The Horrors в очередной раз себя перепридумали — и неудачно. Теперь The Horrors звучат как Depeche Mode и New Order девяностых, когда те из инди-звезд превратились в стадионных артистов. «V» — типичный поп-рок-альбом на любой вкус: почти индастриал («Hologram»), даб-рок в духе Йена Брауна («Press Enter to Exit»), громогласный синти-поп («Machine»), печальный постбритпоп («Gathering»). The Horrors занимаются ревизией британской музыки для масс в компании Пола Эпворта: как они сами говорили, от звездного продюсера им был нужен даже не звук, а умение найти хит. Получилось наполовину: с одной стороны, тут полно цепляющих с ходу треков, которым прямой путь в чарты Apple Music. С другой — музыкальный ревизионизм пошел The Horrors не на пользу. Они играют в Depeche Mode — и получаются Depeche Mode, они играют в постбритпоп — и слышится группа Starsailor. А вот группы The Horrors, которая, меняясь, умела сохранить первобытную страсть, к сожалению, на «V» не слышно. (Николай Овчинников) 7/10
Apple Music
The National «Sleep Well Beast»
За минувший месяц о «Sleep Well Beast» было сказано и написано столько, что копаться во всех этих панегириках можно до следующего релиза The National. Практически не выходя за привычные для себя музыкальные или жанровые рамки, группа показала, что разрушающиеся браки и разрушающиеся страны суть одно и то же — и там и там в основе человеческие отношения, неумение и нежелание друг друга слушать и слышать. В интервью Дмитрию Куркину басист коллектива Скотт Девендорф подтверждает, что в музыкальном плане на альбом, безусловно, повлияли сайд-проекты участников The National: его с братом группа LNZNDRF, EL VY Мэтта Бернингера, большой трибьют Grateful Dead и академические опыты братьев Десснер. Оно, в общем-то, понятно, как и то, что у этой невыносимо грустной и при этом горящей, пугающей, словно открытая рваная рана, музыки найдется куда больше доброжелателей, нежели ненавистников. Но вот что все же хочется добавить, точнее, перефразировать Осипа Эмильевича Мандельштама: The National живут, так чуя под собою страну и все с ней происходящее, что невольно содрогаешься от приходящего с очередным прослушиванием «Sleep Well Beast» понимания, насколько перед нами гениальная поп-группа. Думается, что сами музыканты этого тоже не осознают. И к лучшему. (Кристина Сарханянц) 9/10
Apple Music
Расскажите друзьям