«Афиша Daily» подвела музыкальные итоги прошедшего месяца и выбрала 20 наиболее примечательных музыкальных альбомов августа, снабдив их обзорами, оценками и ссылками на прослушивание. Материал подготовлен совместно с музыкальной платформой TBRG OPEN.
партнерский материал
партнерский материал

Brockhampton «Saturation 2»

Многочисленный коллектив из Лос-Анджелеса сформировался на популярном фанатском форуме Канье Уэста KanyeToThe.com и называет себя «первым бойз-бендом интернета». Формулировку эту они вряд ли используют в привычном смысле, скорее подразумевая тщательность своего подхода к творчеству. Brockhampton — это не просто семь очень разных MC, это целое творческое объединение, в которое входят битмейкеры, креативные директора и даже фотографы с веб-мастерами. Brockhampton возникли из ниоткуда и пришли сразу полностью подготовленными: «Saturation 2» уже вторая пластинка коллектива за три последних месяца, она целиком и полностью сделана одними лишь силами объединения, и это один из интереснейших хип-хоп-альбомов этого лета. Коллектив под управлением рэпера Кевина Абстракта мечется между гангста-рэпом и лирикой, открыто читает про гомосексуальность и наркотики, одновременно умудряется бравировать силой и деньгами и размышлять о месте черного человека в современной Америке. Brockhampton — это новые Odd Future, существующие в системе координат, заданной Кендриком Ламаром. 7/10 (Алексей Алеев)
Apple Music

Jahmal «Подsoulnух. Indierap»

Самый яркий представитель группы «Триагрутрика» Джамал делает в 2017 году все тот же житейский и простецкий уральский рэпчик с фанковыми и джазовыми семплами, на котором вдруг сошелся свет лет восемь-девять назад. «Самодельный рэп, самый дельный» — такое определение их стиля было в то время в ходу. Тогда группа из Челябинска ненадолго стала если и не лидерами жанра, то его новыми и очень правильными героями. Расставшись не так давно с лейблом Gazgolder, снова обнаружив себя в статусе инди-артиста, Джамал приходит к слушателю с фирменным добрым рэпом с оглядкой на золотое прошлое жанра и без каких-либо поползновений в сторону актуализации звука (легкое подражание «Грибам» в первой же песне — не в счет). Это музыка для тех, в чьих машинах и колонках речитатив Джамала раздается не один год, а под вкусы старшеклассников пусть подстраивается кто-то другой. 6/10 (Андрей Никитин)
Apple Music

A$AP Mob «Cozy Tapes Vol. 2: Too Cozy»

К концу десятых A$AP Mob превратились в самый заметный коллектив современного Нью-Йорка. Тут и главный модник Роки, и трэп-лорд Ферг, и целый ворох чуть менее заметных артистов, которые не так впечатляют сольно, но отлично работают, дополняя друг друга. Звучание Нью-Йорка десятых мы будем вспоминать именно по релизам A$AP Mob. «Cozy Tapes Vol. 2» — это как смотр талантов участников A$AP Mob (с которыми все давно понятно), так и сборная солянка героев уже нового поколения. Мамбл-рэп Lil Yachty и Lil Uzi Vert. Герой хита «Magnolia» Playboi Carti. Joey Bada$$, продолжающий продвигать звук эпохи девяностых. Рэп здесь читает даже Фрэнк Оушен — и делает это лучше многих рэперов. «Cozy Tapes» работает как срез времени, как в свое время сборники культового нью-йоркского лейбла Rawkus Records, но при этом проседает как важный релиз здесь и сейчас. Это скорее затравка перед следующим релизом A$AP Rocky, а не компиляция, которую мы будем вспоминать в конце года. С другой стороны, само слово «компиляция» уже подразумевает: перед нами показ достижений конкретного объединения, который должен привлечь дополнительный интерес к участникам, а не полноценный альбом, как в случае группы Brockhampton. A$AP Mob — это уже давно солисты Роки и Ферг плюс подтанцовка. «Cozy Tapes 2», увы, никак не меняет расклад. 6/10 (Леша Горбаш)
Apple Music

A$AP Ferg «Still Striving»

Второй человек в A$AP Mob также отметился в августе релизом. «Still Striving» подается как микстейп, а не третий студийный альбом Ферга, хотя и звучит на голову выше прошлогоднего «Always Strive and Prosper». И это скорее говорит о том, каким проходным вышел второй альбом Ферга, потому что к уровню дебютного «Trap Lord» он так и не подобрался. «Still Striving» — это бэнгер на бэнгере. И проблема в том, что отличать их друг от друга помогают только гостевые куплеты и припевы. А с гостями все отлично. Тут и A$AP Rocky, и видные новички Lil Yachty, Playboy Carti и Nav, и ветераны CamʼRon и Баста Раймс, который засветился на самом заметном треке релиза — масштабном ремиксе на песню «East Coast». К 2017 году Ферг уперся в потолок. Ему по-прежнему хорошо удаются громкие и размашистые трэп-бравады. Но кроме этого, ему решительно нечего предложить. И если релизу A$AP Mob Ферг добавлял красок и разнообразия, то сольный релиз тонет в этом однообразии. «Still Striving» запоминается песней с NAV — благодаря куплету протеже The Weeknd. Ремикс на «East Coast» — благодаря Басте Раймсу. Сам Ферг запоминается разве что на «Plain Jane» и «Tango». А это явно не то, чего все ждут от второго после Роки представителя главной группы Нью-Йорка десятых. 5/10 (Леша Горбаш)
Apple Music

Ghostpoet «Dark Days + Canapés»

«Я написал этот трек для тех, кто борется и пытается выцепить смысл в нашем бесконечно ускоряющемся и технологически усложняющемся, но полном одиночества мире», — отметил скрывающийся за псевдонимом Ghostpoet Обаро Эджимиве в письме журналу The Fader, описывая одну из песен со своего нового альбома «Dark Days + Canapés» — дуэт с Дэдди Джи «Woe Is Meee». На своем четвертом студийнике Эджимиве окончательно уходит от когда-то модного и важного для себя даба, растворяется в трип-хоповых мотивах и даже околоджазовых мелодиях, чаще обращается к спокен-ворду, чем к речитативу, и в результате выдает пока самую убедительную запись в своей дискографии. Немаловажно, что продюсером тут выступил Лео Абрахамс, работавший с Имоджен Хип, Брайаном Ино, Дэвидом Бирном, Джоном Хопкинсом и группой Pulp. Звук на «Dark Days + Canapés» — выше всяких похвал. 8/10 (Кристина Сарханянц)
Apple Music

Action Bronson «Blue Chips 7000»

Один из самых харизматичных артистов не то что в рэпе, а, пожалуй, и во всем шоу-бизнесе, похожий на робин-гудовского монаха Тука, огнебородый эмси Экшн Бронсон, управляющийся одинаково хорошо с микрофоном и сковородкой (у него есть кулинарное шоу на Viceland), большую часть своего бодрствования проводит в дыму — и не от плиты. Вероятно, оттого рэп его почти всегда веселый, изобретательный и по-хорошему придурочный. Несмотря на стабильность, «Blue Chips 7000» несколько отличается от предыдущего альбома «Mr. Wonderful» — там кое-где за музыку отвечали такие люди, как Марк Ронсон или автор почти всех хитов Дрейка, Ной «40» Шебиб. А тут все сделано в тесном дружеском кругу продюсеров, отчего вышло поскучнее — это для одних. А для других: представьте себе вечеринку, на которой вы решили посмотреть порно семидесятых (такая уж на «Blue Chips 7000» музыка), а ваш друг-повар, едва держась на ногах, битый час читает рэп поверх — и делает это превосходно. 6/10 (Руслан Муннибаев)
Apple Music

Brand New «Science Fiction»

Нью-йоркская группа под предводительством вокалиста Джесси Лейси считается коллективом с безупречной дискографией. Три их альбома, вышедших в период с 2003 по 2009 год, сформировали вокруг Brand New фан-базу, по преданности не уступающую той, что ведет за собой группа Tool. В 2009 году Лейси посчитал, что альбом «Daisy» поставил точку в проекте, и распустил группу, но через пять лет собрал снова. В этот раз собрались точно не зря: «Science Fiction» вполне может по итогу оказаться лучшим альбомом Brand New. Материал на пластинке самый сложный и витиеватый из всего, что писала группа, песни часто состоят из нескольких частей, меняют по ходу дела тональность и развиваются едва ли не по канонам прог-рока. И в то же время это очень доступная и доходчивая гитарная музыка, образцовый, отлично спродюсированный альтернативный рок. На «Science Fiction» Brand New тасуют медленно тлеющий постгранж с эмо, периодически забегая на территорию джем-рока, звучат местами как Alice in Chains пополам с Grateful Dead. Если Лейси действительно планирует в очередной раз распустить Brand New в следующем году, то имеет на это полное право: «Science Fiction» делает существенный вклад в поддержание культа группы. 7/10 (Алексей Алеев)
Apple Music

Слава КПСС «Bootleg Vol.1»

«Ты не слышал 42 альбома моей группы «Ежемесячные»! Как ты можешь судить о моей музыке?» — упрекал Гнойный Юрия Дудя во время нашумевшего интервью. Сорока альбомами дискография Гнойного/Славы КПСС/Валентина Дядьки/Вячеслава Карелина не ограничивается, наберется еще три раза по столько же. Самый простой способ познакомиться с победителем «Версуса» — вот этот сборник-бутлег, составленный из его треков последнего времени. Помимо диссов на всех подряд под грайм-биты и очевидных хитов вроде песни «Охлади мой пыл», которую успела полюбить даже Тина Канделаки, тут есть и совсем неожиданные песни. Например, «Переживая тяготы» — мизантроп-рэп про русскую безнадегу. В целом же портрет персонажа Славы рисуется такой: желчный, ироничный и не особо приятный тип, который при случае может огорошить упоминанием Айн Рэнд. Впрочем, другие рэп-баттлов и не выигрывают! 7/10 (Николай Редькин)
Apple Music

Everything Everything «A Fever Dream»

Чуть ли не первое, о чем думаешь, когда включаешь очередную запись Everything Everything: «Эти ребята вполне могли бы заменить на стадионах и фестивальных полях каких-нибудь Muse». Даром что манкунианцы разогревали команду Мэттью Беллами еще в 2012 году. Дальше вспоминаешь, что предыдущие три альбома группы — «Man Alive», «Arc» и «Get to Heaven» — были объединены в антиутопическую трилогию о саморазрушении, которому предается человечество на протяжении последних десятилетий и которое с упорством, достойным лучшего применения, принимает не то за прогресс, не то за гедонистический рай. В этом смысле «A Fever Dream» — шаг в сторону или даже взгляд внутрь и попытка найти там ресурсы, необходимые для выживания в больном безумном мире, которому так и так наступит конец. Результаты неутешительны: по всему, остается либо присоединиться ко всеобщей вакханалии («Night of the Long Knives»), либо спрятаться в башне из слоновой кости («Ivory Tower»). И вот тут самый страшный момент: признаться себе, что ты слаб, уязвим и, в общем-то, понятия не имеешь, что делать дальше. Самая правдивая, но и самая грустная работа квартета. 7,5/10 (Кристина Сарханянц)
Apple Music

Grizzly Bear «Painted Ruins»

Бруклинская группа во главе с Эдом Дростом продолжает делать величавый и размеренный фолк-рок, несмотря ни на что. Обессилевшая после нескольких турне в поддержку успешных альбомов «Shields» и «Veckatimest» группа ушла в длительный отпуск. Второй вокалист Дэниел Россен уехал в глушь и не мог наладить отношения с соседями. Дрост пережил развод, увлекся политикой, стал поддерживать Берни Сандерса, потом — Хиллари Клинтон, а нынешнюю Америку называет «токсичной». В отличие от окружающего мира музыка Grizzly Bear изменилась мало: вечный покой, который радует сердце. Глухо стучат барабаны, льется гитарная полифоничная благодать, синтезаторы рисуют космические полотна, а певческий дуэт смирно и с достоинством поет об эмоциональной зависимости, непокое, неискренности, попытках порвать с прошлой любовью и убожеством быта. Это очень трогательный альбом о личном неуюте посреди тотального раздрая: каждый трек как личные похороны, каждый рефрен — как водопады слез. «Painted Ruins» некоторые ругают за излишнюю вычурность и вылизанность. И зря. Grizzly Bear нашли грань между изяществом и пошлостью, так что бьет в самое сердце. 9/10 (Николай Овчинников)
Apple Music

Guided By Voices «How Do You Spell Heaven»

Когда Роберт Поллард в очередной раз распустил Guided by Voices в 2014-м (до этого группа бездействовала в период 2004–2010-го), мало кто надеялся на скорый реюнион и выпуск нового материала. Тем не менее в 2016-м Поллард вернулся на концертные площадки и в студию, правда, с почти полностью обновленным составом (разве что за ударными тут Кевин Марч, игравший в группе в 2001–2004-м, а за одну из гитар отвечает Дуг Гиллард, который присоединился к GBV еще в 1997-м). «How Do You Spell Heaven» развивает идеи двойного альбома «August by Cake», выпущенного в апреле этого же года, то есть продолжает вести диалог со Вселенной, делая вид, что вас (всех нас) просто не существует. Возможно, так и есть. 8/10 (Кристина Сарханянц)
Apple Music

XXXTENTACION «17»

Альбом продолжительностью в двадцать одну минуту начинается с патетичного обращения автора к слушателям; все про грусть-тоску, страдания юного сердца под рэп-гитарку, «депрешн» рифмуется с «обсешн»; песни с названиями «Мертвый внутри», «На… любовь», «Спаси меня»; сам X похож на стукнутого о стену героя аниме про одиночество. Хочется посмеяться над таким, верно? А как вам такое: первое место российского Apple Music? А как вам эдакое: Кендрик Ламар, ум и совесть хип-хопа, скупой на похвалу, рекомендует в твиттере «17» всем, «кто хоть что-то чувствует»? Волей-неволей вслушиваешься и понимаешь, что перед тобой человек, который может вырасти в большого артиста. В обрывках мелодий, в простых, но самых нужных переборах нейлоновых струн, в какой-то кобейнщине это слышно. Да, наивно, да, еще не супер, но надо не иметь сердца, чтобы не понять, почему молодости требуется такая музыка. 8/10 (Руслан Муннибаев)
Apple Music

Hype Williams «Rainbow Edition»

Прозвучит странно, но лучше всего дуэт Hype Williams чувствовал себя после своего распада. Дин Блант выпустил несколько потрясающих альбомов, его подельница Инга Коупленд тоже достаточно ярко проявила себя в экспериментальной электронике. Дальше началась чехарда: группа вроде бы возобновила деятельность под прежней вывеской, но полностью обновив состав — ни Дин, ни Инга не были вовлечены, а вместо них проектом занимаются непонятные люди с именами Slaughter и Silvermane. Для группы, известной своими мистификациям, это, в общем, даже ожидаемый ход, но на «Rainbow Edition» плохо вообще все. Унылый сонный вейпорвейв разливается синтетическими струнными и вместо получаса тянется словно бы часа два. Слушать это музыку для офисов и лифтов нет никакой возможности. Верните Дина с Ингой! 2/10 (Николай Редькин)
Apple Music

Rosemary Loves a Blackberry

За названием Rosemary Loves a Blackberry скрывается бывшая барабанщица столичного девичьего постпанк-трио «Фанни Каплан» Диана Буркот. Артистка выступает в востребованном жанре экспериментального женственного арт-попа, вроде того, что записывают Йенни Валь, Лорел Хейло и Граймс. В открывающей альбом «Røst» можно услышать призраков Oneohtrix Point Never, «Drumly» звучит как ремикс Actress на Кейт Буш, если бы та пела по-русски. С одной стороны, все это интригует, с другой — клонит в сон: вся эта женственная странная музыка с высокими голосами, растворяющимися под шквалом из синтезаторов, успела за последние несколько лет набить оскомину. Впрочем, во второй половине этого 27-минутного альбома становится интересней. Композиция «A Song for Theoʼs Animals» превращается ближе к финалу в жесткое аутсайдер-техно, а в заключительном треке «Purr» засемплировано урчание кота. Диана Буркот же вместо исполнения текста в этой песне просто мяучит. 6/10 (Алексей Алеев) 🖤
Apple Music

The War on Drugs «A Deeper Understanding»

Адам Грэндусил продолжает умело реанимировать стадионный софт-рок для тех, кто воспитывался на музыке более агрессивной и четкой. Во всяком случае, так считается. Действительно, при желании в треках с «A Deeper Understanding» можно найти и Спрингстина, и Тома Петти, и даже Фила Коллинза. Та же беззлобная пастельность. Та же мягкость вплоть до хрупкости. Те же бесконечные синтезаторные поля и тягучие гитарные мелодии. Но есть важное отличие. Если Спрингстин и Петти были прежде всего про хлесткую мелодию, про припев, который за ними сразу повторит стадион, то Грэндусил обходится без этого, равно как и без ухающих ударных и прочего максимализма и пафоса. В его софт-роке ударение сделано на слове «софт»: это пастельная хворь, прорывающиеся сквозь занавеску солнечные блики, это как будто истовый софт-рок звучит где-то далеко, а вы находитесь в километре-двух от стадиона. 8/10 (Николай Овчинников)
Apple Music

Wiki «No Mountains in Manhattan»

Рэпер из Манхэттена с пуэрто-риканскими корнями ищет свежее звучание стагнирующего в последние годы хип-хопа Восточного побережья. Занимается этим он уже несколько лет в составе страшно недооцененного коллектива Ratking, но там, где у трио был индастриал-рэп вперемешку с техно и хардкорным хип-хопом, сольный Вики делает ставку на клауд-рэп и в целом более расслабленное звучание, сохраняя при этом узнаваемый нью-йоркский дух. У рэпера запоминающийся голос, немного напоминающий его коллегу по отсутствующим передним зубам Дэнни Брауна, но менее экспрессивный. Вики читает нараспев и будто бы вприпрыжку бежит по биту. На своем первом полноценном сольном альбоме «No Mountains in Manhattan» рэпер буквально парит над инструменталами с вплетенными в них этническими мотивами; звук пластинки отражает этническое многообразие Нью-Йорка, а Вики предстает на ней городским проводником. Наряду с блестящим новым альбомом Джей-Зи, «No Mountains in Manhattan» — запись, которая впервые за долгое время заставляет поклонников хип-хопа обратить свои взоры на восток. 8/10 (Алексей Алеев)
Apple Music

Queens of the Stone Age «Villains»

На предыдущем альбоме «…Like Clockwork» группа Джоша Омме заметно сбавила обороты: получился такой бесконечный трагичный медляк посреди сумрачной пустыни. Теперь же QOTSA вернулись к тому, что у них получалось лучше всего: динамичному, боевитому хард-року. Тому самому, который прославил их в 2002 году. Тому самому, который «Go with the Flow» и «Sick, Sick, Sick». Который про ревизионизм и стиляжность: в клипе на первый сингл «The Way You Used to Do» Омме устраивал буги с переодеваниями в костюмы эпох, когда рок-музыка была основой масскульта. И весь альбом такой: праздничные танцы на костях хард-рока плюс щемящие синтезаторы в начале и эпический медляк в конце. Продюсер Марк Ронсон тут — в кои-то веки — не правит бал, а скорее корректирует неуемную энергию Омме. Самая доступная и самая простая — в хорошем смысле — запись QOTSA за десять лет. 8/10 (Николай Овчинников)
Apple Music

Oh Sees «Orc»

Неутомимый алхимик калифорнийской гаражной сцены, паяц и засранец Джон Дуайер меняет название своей группы едва ли не чаще, чем Марк Э.Смит — музыкантов The Fall, а типичный российский медийщик середины 2010-х — работу. Только полюбуйтесь: Orinoka Crash Suite, OCS, Orange County Sound, The Ohsees, The Oh Sees, Thee Oh Sees и, наконец, Oh Sees. Под последней вывеской Дуайер и выпускает свой девятнадцатый студийный альбом «Orc», а также отмечает двадцатилетие коллектива на сцене. Но цифры остаются цифрами — глупой статистикой, которая не отменяет и ничуть не умаляет важности трудолюбия, упорства и всепобеждающей, порой граничащей с безумием веры в то, что человек может достичь чего угодно и ничто его не остановит. 7/10 (Кристина Сарханянц)
Apple Music

Lizer & Flesh «False Mirror»

Участники объединения «Закат 99.1» Лизер и Флэш выглядят как типичные отечественные представители «новой школы»: черная-черная одежда, черные, спадающие на лоб патлы, усталые, отсутствующие выражения на бледных лицах. Взглянув на обложку «False Mirror», нетрудно представить, какая музыка ждет под ней слушателя. Под трэп и клауд-рэп артисты читают про то, что мечтают умереть, как скейтбордист и герой кинофильма «Детки» Джастин Пирс, про то, как «трахают Запад», как кидают сумку, полную денег, в багажник Maserati, трахают сук и так далее. Все это страшно надоело еще года два назад, а Лизер и Флэш движутся по проторенной колее и не слишком стараются привнести в жанр что-то оригинальное, кроме разве что местами вплетенных в биты гитар. Тем не менее «False Mirror» позволяет отправиться рэперам в большие гастроли: с сентября по ноябрь дуэт даст концерты в 30 городах России и СНГ. 5/10 (Алексей Алеев)
Apple Music

Lil Uzi Vert «Luv Is Rage 2»

Лил Узи — один из лидеров новой волны рэперов. Таких, знаете, худощавых, с цветными прическами, часами и цепями все еще из желтого золота, но уже в хорошей дизайнерской одежде. На заветы жанра им плевать, и не ровен час, как кто-нибудь из них сделает каминг-аут. Пока одни над ними по привычке еще посмеиваются, они забирают слушателей себе — конкретно «Luv is Rage 2» занимает первое место Billboard прямо сейчас. Почему именно он? Потому что Узи не только хорошо выглядит (что важно, очень важно для молодого рэпера), но и имеет нюх на прилипчивый хук, мемосоставляющую песни, простую и приставучую мелодийку, сыгранную двумя пальцами. Под этим готовы подписаться Фаррелл Уилльямс и The Weeknd — единственные гости пластинки. 6/10 (Руслан Муннибаев)
Apple Music