«Афиша Daily» выбрала 20 наиболее примечательных музыкальных альбомов мая, снабдив их обзорами, оценками и ссылками на прослушивание. Материал подготовлен совместно с музыкальной платформой TBRG Open.
партнерский материал
партнерский материал

J Hus «Common Sense»

Самое важное новое имя британской урбан-сцены на сегодня звучит так: Момоду Джаллоу. 22-летний лондонец гамбийского происхождения и сам по себе — продукт мультикультурного плавильного котла. Так что даже логично, что он просто взял все, что ему нравится от афробита, дансхолла, рэпа и грайма. Но собрал из этого не что-то ультраандерграундное, а, напротив, идеальный поп-альбом. Это парадоксальным образом очень жизнерадостная пластинка, хотя и говорит она не всегда о веселых вещах (Джей Хас как-то попал в газеты — получил пять ножевых ранений, а пока врач оказывал помощь, фотографировался для инстаграма, складывая пальцы в гангстерские знаки, чем всех возмутил; делайте сами выводы, как артист живет и какие истории рассказывает). Но афрокарибский колорит творит чудеса — самые мрачные прибаутки с этими ритмами и мелодиями превращаются в приглашение на карнавал. 8/10
Apple Music

Kasabian «For Crying Out Loud»

В «For Crying Out Loud» много американского, поэтому когда читаешь, как в очередном интервью Серджо Пиццорно рассуждает о «Мотаун» и гитарной музыке 1970-х в США, не удивляешься, но только подмечаешь: ах, вот как ты решил окончательно отбрыкаться от клише «типично британской группы». Хотя справедливости ради стоит заметить, что «типичными» Kasabian не были никогда и даже сравнения Мейгана и Пиццорно с братьями Галлахер (не в плане музыки, конечно же) уже давно остались в прошлом, хотя любовь того же Серджо к громким заявлениям — тут как тут. Например, накануне релиза «For Crying Out Loud» он пафосно сообщает, что намерен вытащить гитарную музыку из бездны. Вы не поверите, но… вжух!.. — и у него это получается: синглы «Youʼre in Love with a Psycho» и «Comeback Kid» попадают в топы на стримингах и гремят в хит-парадах радиостанций, альбом продается, группа катит в тур по всем значимым летним европейским фестивалям (среди которых Пикник «Афиши»). Словом, спасение близко. 7/10 (К.С.)
Apple Music

Snoop Dogg «Neva Left»

Человек, видевший Доктора Дре бедным, а Тупака — живым, выпускает свой пятнадцатый альбом. Его стилистика донесена одним только дизайном обложки, где со снимка 24-летней давности на нас смотрит еще совсем молодой Келвин Бродус. «Neva Left» стилизован под звук конца прошлого века и словно кричит: «Вот он я, Снуп, каким ты меня полюбил. Тот самый!» Хотя на совместной с Дэм-Фанком EP «7 Days of Funk» или на отсылавшем к дебютнику «Coolaid» он проделывал то же самое — читай педалировал ностальгические ходы. На «Neva Left» же Снуп впервые за долгое время звучит заинтересованным в том, что происходит. Узнаваемый мурлыкающий флоу с калифорнийской ленцой в обрамлении жужжащих фанковых синтезаторов и роботизированных ток-боксом припевов переливается и сверкает, будто новенький «кадиллак» на лоурайд-гидравлике. Почти удается избавиться от мысли, что все эти манипулятивные ходы и общая пассивность затеи — не от хорошей творческой формы. 7/10
Apple Music

Lil Yachty «Teenage Emotions»

Дебютный альбом самопровозглашенного короля тинейджеров, записывающего рэп насколько интересный мелодически, настолько и примитивный по содержанию. Да чего там, просто дурацкий! Иллюстративный пример: в песне «Peek A Boo» Лил Яти сравнивает оральный секс с игрой на виолончели. Не перечитывайте эту фразу, смысла не прибавится. Позже этот лунатичный вордплей он объяснил тем, что спутал инструмент с флейтой. Такая непосредственность и готовность казаться смешным превратили 19-летнего парня в столь поляризующую фигуру для целого жанра. Каноны — вчерашка, рэп — дело молодых, а молодые уже давно не ориентируются на хип-хоп прошлого века. «Teenage Emotions» — хип-хоп гормонального хаоса (молодой человек в двух разных песнях озвучивает желание познакомиться поближе с чьей-то мамой) и изменчивого настроения. Хотите вы того или нет, но у Яти все шансы стать одной из влиятельных фигур своего поколения. И поддаются очарованию не только тинейджеры: Канье Уэст позвал его быть первым гостем на готовящийся альбом. А Канье — крутой и умный, хоть и старый. 7/10
Apple Music

Linkin Park «One More Light»

Самое увлекательное в жизни Linkin Park в 2017 году — комментарии к их новым клипам в ютьюбе. «Когда вы почувствуете себя бесполезным, вспомните, что в Linkin Park до сих пор есть гитарист». «Fall Out Boy захотели записать самый дерьмовый альбом всех времен и народов, но потом пришли Linkin Park и такие: «Да что вы знаете об этом, щенки?» Авторы «Meteora», последней большой пластинки в истории спорного жанра ню-метал, без малого 14 лет троллят поклонников на максималках: записывают эпический электророк, меняют гитары на синтезаторы, а на этом альбоме — фитуют с поп-певицей Киарой. Одна проблема: эта музыка стерильна и безжизненна как мало что. Поэтому даже небольшая продолжительность альбома (10 песен по четыре минуты) кажется тем еще испытанием на выносливость. 3/10
Apple Music

Jlin «Black Origami»

Футворк шагает по миру, критики записывают Джеррилинн Паттон, скрывающуюся за псевдонимом Jlin, в новые Афексы Твины, а меж тем «Black Origami» слушается как вполне логичное, хотя и куда более смелое и многогранное развитие идей ее дебютного полноформатника «Dark Energy». Неспроста в этом путешествии Jlin выбрала себе в компаньоны и соратники Холли Херндон («1%»), Уилльяма Басински («Holy Child») и Fawkes («Calcination»). На «Black Origami» Паттон уходит от футворка к минимализму, в качестве ингредиентов использует не типичные для жанра обрывки озвучки из старого кино или читку, а такие аудиоартефакты цифровой эпохи, как звуки игровых приставок, драм-машин из 1990-х и игрушек десятилетием старше. В некотором смысле она изобретает футворк заново (или даже изобретает новый поджанр внутри футворка), и танцевать под него, разумеется, почти невозможно — настолько полиритмична и отстранена эта музыка. С другой стороны, не к этому ли и стремятся нынешние цифровые номады? 8/10
Apple Music

Boulevard Depo «Sport»

Если у вас есть младший брат и вы время от времени заглядываете в его плейлист, то с большой долей вероятности наталкивались там на имя этого уфимского артиста. Одно из центральных лиц ныне расформированного конгломерата Yung Russia, объединявшего под своими знаменами новую генерацию русских рэперов (самый известный представитель — Pharaoh), работающих с оглядкой на мемфисский трилл и клауд-рэп. Boulevard Depo известен, в первую очередь, как соавтор прошлогоднего хита «5 минут назад» (свыше 30 миллионов просмотров на ютьюбе) — артист самобытный с узнаваемой психоделической образностью текстов и дезориентированной читкой человека, только что снявшего кислородную маску (ну или покинувшего сильно накуренное помещение). Притом что сольных релизов он не выпускал почти два года (зато совместных в 2016 году вышло аж три), обязательным для ознакомления «Sport» не назвать. При хронометраже, слегка превышающем 10 минут, не успеваешь очароваться лирикой пограничных состояний и депрессивной юности. 6,5/10
Apple Music

Скриптонит «Праздник на улице 36»

Встречайте возвращение автора «Дома с нормальными явлениями», два года назад запустившего разговоры о тектонических сдвигах на русской рэп-сцене. Сохранены нерв, необузданная энергия и технологичный саунд-дизайн дебюта. Даже песня «Вечеринка» сохранена, пусть и в затуманенной choppedʼnʼscrewed-версии. И дело не в дефиците новых решений, просто логично оставить песню с таким названием на альбоме, целиком посвященном нетрезвому досугу в темных помещениях среди разгоряченных тел. «Это моя вечеринка, одна и та же пластинка» как лейтмотив новой записи, сообщающей о том, что достижение атрибутов жизни знаменитости, о которых многие мечтают, к обретению счастья не ведет. Чего «Празднику» недостает, так это рефлексии о том, что будет после. «Я перетрахал пол-Москвы, но мне грустно» — это максимум, чего вы дождетесь от автора, не разменивающегося на сантименты, но пишущего музыку, от которой у вашей машины зеркала отвалятся. На концерте — презентации альбома Скриптонит сообщил, что «Праздник на улице 36» — это «просто альбом релаксовых песен», а тот релиз, который все ждали, выйдет осенью. В свете сказанного «Праздник» может показаться чем-то необязательным, но не торопитесь с выводами. Даже «необязательный» релиз Скриптонита даст фору большинству из того, чем одарил нас русский хип-хоп в 2017 году. 8/10
Apple Music

Егор Крид «Что они знают»

В марте этого года Егор Крид выпустил клип «Что они знают?», где дал такого отечественного Дрейка: инфрабас, минималистичный трэп, въедающийся в память припев «Ты назовешь меня попсой, но для твоей малышки я любимый рэпер». Действительно, кому как не ему — артисту, делающему сол-даут в «Крокусе» и легко залетающему в топ-10 звезд по версии российского Forbes (Баста, Тимати и Дима Билан — все ниже него) — лучше всего бы подошла роль плейбоя и богача, где-то посреди роскошно обставленного пентхауса тоскующего об очередной ушедшей музе. Новый альбом при этом — и близко не Дрейк. Да, примоднили звук (ориентиры — где-то между новым украинским хаусом и давно превратившимся в клише канадским нео-RʼnʼB), да, добавили откровенности в текстах («Назову тебя ласково сучкой, ведь тебе это нравится/Я нашел твою точку Gucci, дай теперь мне расслабиться»), но от этого песни кажутся еще более плоскими и одинаковыми. Это все можно было бы пережить, если бы не ужасный кавер на «Самбу белого мотылька» Меладзе, подстерегающий вас ближе к концу. 5/10
Apple Music

Mana Island «Пройдет»

Когда-то продолжатели дела групп Pompeya и Tesla Boy, московские инди-рокеры Mana Island вдруг запели на русском, сохранив стать изнеженных юношей-моделей. «Пройдет» — пять песен, явно намекающих на то, что группа плотно подсела на новую волну RʼnʼB: их летний любовный поп легко представить в плейлисте между БЦХ и Томасом Мразом. Особенно хорошо сюда ложатся стихи фронтмена Алексея Доронина, а строчки типа «Твоя походка спеет абрикосом/Мне хорошо с тобой, и это awesome» настолько неожиданно изящны, что мигом вызывают вопросы — почему раньше нельзя было так? 6/10
Apple Music

Forest Swords «Compassion»

Автор Resident Advisor Холли Дикер рассказывает, как в конце марта Мэттью Барнс выложил в социальные сети свой номер телефона и попросил пользователей постучаться к нему в WhatsApp. Музыкант рассчитывал, что откликнутся максимум 50 человек, поэтому был поражен, когда получил около 600 сообщений. В ответ тем, кто написал ему, Барнс отправил новые треки своего проекта Forest Swords, а с некоторыми из подписчиков он переписывается до сих пор. Эта незатейливая, казалось бы, история — отличная метафора второго альбома Forest Swords «Compassion». Постоянный поиск, шаг в неизведанное, готовность удивлять и удивляться, но вместе с тем осторожность, тревожность, страх и даже паника, что что-то пойдет не так (в одном из треков, собственно «Panic», последние слова даже становятся рефреном), — вот что сопровождает каждого из нас ежедневно. И в этой хрупкой реальности, состоящей сплошь из противоречий и выборов, единственным спасением по Барнсу становится сострадание или сопереживание. Полагаю, многим из нас тут есть над чем подумать и чему поучиться, тем более что теперь это можно делать под такой прекрасный тлеющий саундтрек. 8,5/10
Apple Music

The Afghan Whigs «In Spades»

The Afghan Whigs у нас знают плохо — и зря. В девяностые они умело скрестили гранжевую агрессию и черную ритмику. Когда они признавались, что для альбома «1965» они вдохновлялись творчеством Наса, это не было преувеличением. The Afghan Whigs равным образом могли удачно перепеть и The Rolling Stones, и TLC. Отдельно запоминался вокал Грега Дулли, с вечным надрывом, будто на последнем дыхании певшего о суициде, одиночестве и отрешенности в компании духовых и бэк-вокалисток. С тех пор они успели распасться, собраться вновь, и «In Spades» — их второй альбом после реюниона. На нем — все тот же изобретательный и техничный рок с темным грувом, духовыми и саморазоблачительными текстами, более мрачный, чем обычно — в прошлом году у гитариста Дейва Россера обнаружили неоперабельный рак, — однако даже в самые отчаянные моменты сочащийся какой-то странной надеждой. Очень своевременная и динамичная пластинка в жанре, который все уже сто раз похоронили. 7/10
Apple Music

EIMIC «Acquired Taste»

Альбом-долгострой: премьера двух треков из него прошла еще на сайте «Волны» три года назад. EIMIC — группа постоянных метаморфоз. Начинали с торжественного построка, потом заиграли хрупкое инди. Теперь вот — холодное, скандинавское по духу электро: мерная пульсация, скупой синтезаторный звук — в куплетах, атмосферные равнины — в припевах, спокойный, без натуги и надрыва, голос Максима Федорова поет про реальность, темноту и пустоту. Получилась такая музыка для молчаливых танцев в одиночестве. Из всех условных западников в новой русской музыке EIMIC — редкий пример того, как эскапизм, чужой язык и беззлобный звук еще не означают бесхребетность. «Acquired Taste» — прекрасное тому подтверждение: при простоте и однообразии находок EIMIC смогли вновь сочинить несколько тонких и мягких од к радости и маленькому личному счастью. 7/10
Apple Music

Каста «Четырехглавый орет»

«Каста» заявила о себе на самом финише 90-х — молодые парни из Ростова несли залихватскую уличную настоящесть, обаятельную гоповатость, но в то же время и незаурядный повествовательный дар. Благодаря чему внезапно стали рэп-группой номер один в России. Однако уже на втором альбоме, тоже вызревавшем довольно долго — целых шесть лет, «Каста» крепко поменялась. Взявшись вместо рэп-манифестов за темы городского быта, обернувшись рассказчиками, способными достать незаурядную историю из последовательности тривиальных событий, участники «Касты» нашли новое лицо и более подходящий способ вести диалог с повзрослевшей аудиторией. Альбом «Четырехглавый орет» уводит их еще дальше в этом направлении. На нем без малого два десятка треков умного и взрослого рэпа — очень любопытно было бы включить его тем, кому 16–18, и спросить, обнаружилось ли что-то и для них. Потому что для тех, кому около 30, это самый подходящий рэп-альбом на русском. Настроения его треков меняются от шутливого до дегтярно мрачного, темы — от детей до политики, а с крикливым и бравурным новым русским рэпом он не имеет ничего общего: показательно, что там, где последний провозглашает принцип «все или ничего», «Каста» осторожно спрашивает: «Что если лучше, чем сейчас, уже не будет?» Удивительный и уникальный альбом, такого до них точно никто не делал. 9/10
Apple Music

Даша Шульц «Балерина»

«Можно я нарушу твой покой,/Украду всего лишь пять минут». Печаль Даши Шульц светла, а голос звенит хрустальным колокольчиком. «Может, завтра ждет ничего,/Может, в миг все рухнет — тогда/Живи только сейчас…» — подводит итог 20-летняя артистка лейбла «Снегири» в песне «Быстрее беги вниз» — самой прекрасной, щемящей и беспокойной на новом альбоме. Лонгплей «Балерина» еще не депрессивен, но остановился за полшага от этого; в этом смысле он довольно явно контрастирует с дебютным «Молоком». То ли дело в общем безрадостном пейзаже за окном, то ли банально во взрослении. Впрочем, Даше эта смурь очень идет, как и на первый взгляд разряженный, на деле же — очень хитроумный, продуманный саунд альбома, где попросту нет ни одного лишнего звука. 7/10
Apple Music

Perfume Genius «No Shape»

Одетый в женское платье Майк Хадреас танцует под минималистичный барокко-поп у мраморного изваяния в видео «Die 4 Love». Его любовная лирика пронзительна, трепетна, тревожна: «God is singing through your body/And Iʼm carried by the sound», объясняется он в треке «Slip Away». Его турбулентная биография вместила в себя все мыслимые неприятности: гомофобы-одноклассники угрожали убить, из родного Сиэтла ему пришлось бежать после жестокого избиения; алкоголизм, наркомания, клиники и рецидивы — галочка в каждом пункте. Но четвертый альбом «No Shape» застает Майка в непривычном положении: теперь он любимчик музыкальных критиков и ведущих модных домов. Впрочем, по настроению новой пластинки это едва ли ощутишь. «No Shape» полон все той же томительной острой боли и невысказанного отчаяния, а его изящная красота не скрывает своих изъянов и несовершенства — чем и покоряет окончательно. 8,5/10
Apple Music

At the Drive-In «in•ter a•li•a»

17 лет назад At The Drive-In записали «Relationship of Command», opus magnum постхардкора, 50 минут истеричной полиритмии, окриков Седрика Бикслер-Завалы, гитарной рубки вместе с клавишными и даже аккордеоном. Бывали альбомы более истеричные, более разнообразные с точки зрения выбора выразительных средств, но никогда не было таких цельных. Из-за этого «in•ter a•li•a» многие считали разочарованием. Ну нельзя же самих себя переплюнуть. Конечно, нельзя. Да, «in•ter a•li•a» — это все тот же гитарный лязг под ритмические пируэты. И Бикслер-Завала то едко поет, то утробно воет о падающих гильотинах, насилии и ненависти. Да, есть очевидные удачи — вроде первого сингла, скороговорки «Governed by Contagious», или возмутительно медленного альт-рока «Ghost Tape No. 9». В остальном — ощущение, что At The Drive-In пытаются переиграть свой прошлый альбом с учетом опыта участников группы в The Mars Volta и Sparta и более плотного продакшена. Иногда доходит до совсем комичного сходства (сравните «Hostage Stamps» и «Arcarsenal»). Агрессия и стать никуда не делись, но запиши At The Drive-In EP, всем было бы проще. 6/10
Apple Music

Mac DeMarco «This Old Dog»

Никакого слакер-рока. На «This Old Dog» уже нет неряшливых побасенок, зато полно неспешной и расслабленной акустики, а также печальный фанк («One More Love Song») и постчиллвейв с назойливой мелодией синтезатора («On the Level»). ДеМарко не ехидничает, аккуратно и негромко тянет ноты. Звук уже не доморощенный — чистый, но без излишнего студийного лоска. ДеМарко поет о старении, о бесконечной череде неудачных отношений и очень много — об отце, которого он почти никогда не видел, он обращается к себе самому от его имени, как бы оправдываясь, а на завершающей «Watching Him Fade Away» прощается с его образом в своей голове — собственно, у него более ничего не осталось. «This Old Dog» — будто ответ всем, кто до сих пор воспринимает Мака ДеМарко как ходячий мем, бездельника, лениво поющего слакер-рок под нестройную гитару, хотя можно было понять еще по «Salad Days», что за этой ухмылкой и дикими выходками есть что-то еще. 7/10
Apple Music

Perc «Bitter Music»

«The most trusted voice in UK techno», — безапелляционно говорит о Perc издание Clash, пока сайт The Quietus обнаруживает генеалогическое родство его индустриального техно и творчества Throbbing Gristle и Einstürzende Neubauten. В 2014 году альбом лондонского продюсера Алистера Уэллса «The Power and the Glory» занимал в итоговых списках музыкальных изданий высокие места, ну или хотя бы просто присутствовал. Есть все основания считать, что у него получится повторить этот номер и с «Bitter Music». Новая пластинка содержит меньше эмбиента и больше бруталистского техно, обращающегося в обход сознания напрямую к нервной системе: это музыка машин и механизмов, это танцы шагающих экскаваторов. Впрочем, помимо утилитарного назначения Perc заложил немало дополнительных слоев, отсылающих к философским концептам, искусству XX века (обложка наглядно переадресовывает к Родченко и Кандинскому) и политическому контексту (альбом реагирует на всемирный консервативный реванш и Брекзит, не превращясь, впрочем, совсем уж в агит-техно). 7,5/10
Apple Music

Slowdive «Slowdive»

Первый за 22 года альбом самой тонкой и мелодичной шугейз-группы внушал обоснованные опасения. Похожий трюк не удался ни у кого из воссоединившихся шугейз-исполнителей: даже у My Bloody Valentine. Большинство из таких пластинок звучит — будто последних 20 лет не было, но не в смысле сохранения творческих сил музыкантов, а в смысле стилистической статики, отсутствия движения. Шугейз всегда был весьма упрямым, чуждым к сторонним инъекциям стилем, однако его оправдывал мелодизм, умение запрятать в шуме сильное чувство автора. Когда такой шум является копией копии, слушателя одолевают то неловкость, то скука. Но не в случае Slowdive. Их новый альбом тоже ретроградский — почти любой трек легко представить на их главном опусе «Souvlaki», — но это не идет ему во вред. Тот же гитарный гвалт пополам с повисшими в воздухе высокими нотами. Тот же примитивный ритм, который даже в самые громкие моменты не стремится выйти вперед и превратить, скажем, композицию «Go Get It» в дурацкий построк-гимн. Тот же смущенный и почти мечтательный шепот Нила Халстеда. Все то же, но никакой фальши. Все — от размазанных по сфере аккордов до утонченного минимализма в «Sugar for the Pill» — на своих местах, ничего лишнего. Плюс мелодические находки: от резкого риффа в «Go Get It» до колыбельной «Slomo». «Slowdive» — про успокоение, умиротворение, самосозерцание. Ощущение такое, что Slowdive в середине девяностых не дали доиграть что-то важное и теперь они это могут наконец сделать. 9/10
Apple Music