«Одеяло чистого эскапизма»: что критики думают о новой «Миссия: невыполнима»

12 июля 2023 в 19:12
Кадр из фильма/«Кинопоиск»

12 июля в сети стали появляться первые рецензии на «Миссия: невыполнима. Смертельная расплата. Часть 1». На Rotten Tomatoes рейтинг боевика составляет 97%, пользовательский чуть ниже — 94%, Metacritic дает ему более скромную оценку в 81 баллов, а зрители поставили 8,9.

По оценкам агрегаторов, седьмой фильм франшизы оказался одним из лучших в серии. По версии Rotten Tomatoes, «Смертельная расплата» получилась не хуже «Последствий» и обошла прошлые пять частей.

Похожая картина на Metacritic: новое кино лишь немного отстает от фильма 2018 года, у которого 86 баллов, и занимает вторую строчку в серии.

За что хвалят

Многие критики обратили внимание на старомодный подход к трюкам, которые Том Круз старается выполнять самостоятельно и натуралистично. Критик из Variety уверен, что это выгодно отмечает серию от киновселенной Marvel или «Аватара»: «В тот момент, когда практически все другие франшизы, от Marvel до „Аватара“, приняли фальшивый вид CG-мультфильмов, „Миссия: невыполнима“ выглядит наиболее практичной: многое из того, что мы видим, было снято на камеру, и это имеет значение».

С ним соглашается автор рецензии в The Guardian: «„Смертельная расплата“ кажется попыткой спасти боевики, вернув жанр к оригинальным принципам, в то время, когда он утопает в саморазрушительном кризисе. И хотя в нем нет безупречной гладкости „Топ Ган: Мэверик“, фильм вполне соответствует ему по части экшена, который одновременно потрясающе исполнен и поражает классическим подходом».

Журналист The Hollywood Reporter отметил изобретательность экшен-сцен, в которых собрались лучшие черты не только прошлых фильмов, но и картин о Джеймсе Бонде и Джейсоне Борне: «Кажется, что историю нужно было рассказывать в двух частях, просто потому что у МакКуорри и Круза есть еще куча потрясающих трюков и новых великолепных локаций, где можно устроить хаос».

Журналист The Atlantic подчеркивает, что в новом фильме стало заметно больше шпионской драмы, чем в прошлых двух частях. «Здесь много двуличия и мутных альянсов, напоминающих об изворотливом шпионаже первой „Миссия: невыполнима“ Брайана Де Пальмы и даже есть камео персонажа из того фильма».

«Возможно, „Смертельная расплата“ — это как раз то, что нам сейчас нужно: двухчасовой сеанс кинематографической терапии, где погони, драки, хаос, переусложненные монологи и головокружительные подвиги сливаются в утешительное одеяло чистого эскапизма и успокоения», — суммирует впечатления журналистка The Washington Post.

За что ругают

Сюжет картины, очевидно, находится не на первом месте. Критик из THR считает, что фанаты «Миссия: невыполнима» вряд ли обратят внимание на неглубокий и простоватый набор событий и мотиваций, ведь изобретательные экшен-сцены сменяют друг друга одна за другой.

Журналист Wall Street Journal подчеркнул утомительные диалоги с объяснениями происходящего. «Немногие франшизы упиваются изложением событий больше, чем „Миссия: невыполнима“, и для того чтобы объяснить все за несколько строк диалога, МакКуорри пошел на необычный (и отвлекающий) шаг: он раз за разом помещает группу людей в одну комнату и заставляет каждого заканчивать предложения или абзацы друг друга, получается своеобразное руководство пользователя к фильму. Некоторые зрители будут озадачены или заскучают от всего этого вспомогательного материала».

Автор рецензии для IndieWire удивился решению выбрать в качестве основного злодея фильма искусственный интеллект. «Сущность, как его называют примерно каждые пять секунд, настолько элегантна, что она решает устроить для себя костюмированный бал в венецианском дворце, и настолько продуманна, что для полного раскрытия ее плана нужен целый второй фильм. В какой‑то момент кто‑то говорит Ханту, что он „играет в четырехмерные шахматы с алгоритмом“, но сценарий сводится к обычной для серии игре в погоню за макгаффином, когда Сущность убеждена, что у нее достаточно данных, чтобы предсказать каждый шаг Ханта», — суммирует он происходящее на экране.

Как отмечает в материале критик Би-би-си, многие локации и сцены могут показаться знакомыми поклонникам высокобюджетных боевиков. Например, опустевшая Венеция, вероятно, заставит вспомнить последние фильмы про Джеймса Бонда, погоня на лошадях — сцену из «Джона Уика-4», а погоня в Риме — недавний «Форсаж-10».