Кустурица работает над романом «Как я не снял „Преступление и наказание“»
Сеть Gloria Jeans закрыла 102 магазина за два года
Россияне рассказали, у каких литературных героев больше всего ред-флагов в отношениях
Музей AZ отметит 10-летие выставкой «Анатолий Зверев. Открытое хранение»
Джесси Бакли — о фильме «Хэмнет»: «В этой истории столько души и человечности»
В России появился первый ГОСТ на площадки для выгула и дрессировки животных
Медведи станцевали у старинного дерева в нацпарке Приморья
Роскачество рекомендовало не обсуждать чувствительную информацию рядом с умными колонками
Звезда «Бэтвумен» Руби Роуз назвала Сидни Суини кретинкой, которая испортила фильм о Кристи Мартин
У чемпионки по фигурному катанию Сурии Бонали украли все медали в Лас-Вегасе
Мишель Монахан из «Белого лотоса» снимется в хоккейной драме Netflix
Из Москвы запустят спецрейс для наблюдения за метеорным потоком
Аманда Сейфрид бьется в истерике перед Сидни Суини в трейлере «Горничной»
Вышел тизер нового фильма Гора Вербински ― режиссера трех частей «Пиратов Карибского моря»
Ева Лонгория станет ведущей реалити-шоу «NFL Hometown Eats»
Арина Соболенко установила рекорд женского тенниса по сумме призовых за сезон
Антонин Трон стал креативным директором Balmain
Пэрис Джексон заявила, что употребление наркотиков привело ее к перфорации носовой перегородки
В Москве планируют запустить беспилотные такси в следующем году
Ана де Армас присоединится к картине «Реконструкция» («Reenactment») Гранта Сингера
Адель дебютирует в кино в фильме «Плач к небесам» Тома Форда
Марио и Пич отправляются в космос в трейлере «The Super Mario Galaxy Movie»
В Москве запустили первый трамвайный диаметр
На Бродвее прошла премьера спектакля с Томом Фелтоном в роли Драко Малфоя
Sony анонсировала первый игровой монитор для PlayStation
В Москве вырубят все ясенелистные клены
В Москве выбрали главную новогоднюю ель России
В Россию начнет летать малайзийский лоукостер AirAsia

Безымянный рисунок XVI века оказался наброском Микеланджело для Сикстинской капеллы

Richard Mortel/Flickr

Группа ученых при содействии почетного профессора истории искусств Кембриджского университета Пола Иоаннидеса установила, что безымянный рисунок XVI века — это набросок Микеланджело Буонарроти к одному из фрагментов оформления Сикстинской капеллы. The Guardian рассказывает о сюжете и публикует изображение.

Газета указывает, что Иоаннидес — один из крупнейших специалистов по творчеству итальянского скульптора и художника. Ранее он же участвовал, например, в идентификации самого раннего рисунка Микеланджело — «Сидящий человек».

«Если говорить о мастерах столь же великих, как Микеланджело, то любое связанное с ними открытие вызывает некоторый трепет. Но это набросок Микеланджело для одного из величайших шедевров в истории западного искусства», — отметил он.

Размеры рисунка — 16×19 сантиметров, он выполнен красным мелом. На нем — одна из фигур, сражающихся с падающими с небес змеями в сцене на евангельский сюжет «Поклонение медному змию». Набросок датирован 1512 годом — это период, когда Микеланджело уже завершал работу над фресками.

Найденная зарисовка — одна из немногих сохранившихся после смерти художника. Джорджо Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», говорил:

«Искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни ранее, ни ныне за многие века. Воображением он обладал таким и столь совершенным, и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь грандиозные и потрясающие было невозможно.

Часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал: так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным».

Рисунок Иоаннидесу через посредника передал анонимный европейский коллекционер. Последний приобрел его в 2014 году — и тогда набросок приписывали Россо Фьорентино, последователю Микеланджело.

Иоаннидес утверждает, что еще до того сталкивался с зарисовкой — он видел фотографию плохого качества с ее изображением в одном из архивов в Лондоне: «Я мысленно отметил ее как „представляющую интерес“. Было интригующе изучить рисунок во плоти и прийти к выводу, что это действительно Микеланджело».

На наброске имеются пометки его прежних владельцев — например, инициалы Джона Чарльза Робинсона, изучавшего наследие художника в XIX веке, и отметка Чемберса Холла — коллекционера, который передал Британии множество произведений искусства. Холл, как говорит Иоаннидес, первым предположил, что перед ним Микеланджело.

Он добавляет: «Несмотря на высочайшую осведомленность Микеланджело о мужской анатомии, в рисунке есть неточности. Это почти невозможная для человеческого тела поза, слишком длинное левое бедро и позвонки, изображенные как своеобразные блоки».

Иоаннидес заключил: «Такую оценку дал хирург. Она подтверждает отсутствие у Микеланджело заботы о точности скелета и мускулатуры. <…> Как заметил Вазари: „Микеланджело думал о выражении динамики, а не об анатомической точности“».

Расскажите друзьям