По традиции «Афиша Daily» спросила у музыкантов, журналистов и промоутеров, кого из участников Flowʼ18 они бы привезли в Россию.
Brockhampton
Николай Овчинников (журналист, «Афиша Daily»)
На этом месте могла была быть группа Shame, но она со своим (и)стероидным панком уже приезжала в Россию. Поэтому будут Brockhampton. Я пошел на них от безысходности и из желания подождать выступление Камаси Вашингтона. В итоге остался до конца.
Хип-хоп-бойзбенд? Почему бы и нет. Их лихая, но лишенная злобы энергетика вполне в духе мужских поп-групп девяностых. Новые Odd Future? Да, если под этим понимать когорту чертовски талантливых людей, которые умеют сразу все: и энергичные бэнгеры, и трогательную лирику, и новый R’nʼB, и ухающий ударными старый хип-хоп. Может, это просто радость неофита, ну и что. Таких неофитов, как я, полно: рядом со мной стояли люди, которым тоже в самый раз было идти на Камаси Вашингтона, но они почему‑то знали наизусть песню «Gold». Хип-хоп — новый рок не только потому что под него можно устраивать слэм (под Brockhampton он был куда бойче, чем под тех же Shame), но и потому что у него сейчас очень сильный объединительный пафос.
Везти Brockhampton надо поскорее. Потому что, как правильно заметили коллеги с Flow, такие многочисленные группы долго не живут: слишком много талантов, слишком много амбиций.
Джейми Тиллер и Джиджи Мазин
Илья Воронин (главный редактор Mixmag Russia)
Кого бы ты хотел привезти сюда с Flow, спрашивает меня мой внутренний голос? Будь это в моих силах, то я бы перенес в Москву хотя бы на одну ночь всю сцену The Other Sound. На ней на протяжении трех дней выступали самые странные, мистические, любопытные и притягательные артисты, которые до Москвы почти не доезжают или же доезжают в какие‑то странные места. Из всего этого цветника музыкального мистицизма, тем не менее, я бы перенес сюда банду артистов с чудного голландского лейбла Music from Memory, который занимается культурологическими раскопками и вытаскивает на свет божий забытые имена.
Фактически все воскресенье фестиваля сцена The Other Sound являла собой подзабытое понятие чилл-аута: за вертушками и синтезаторами играют меломаны и ставят музыку без оглядки на стилистические рамки, а на, гм, танцполе сидят и лежат люди, которые просто слушают музыку, то и дело пытаются шазамить (в случае с людьми с Music from Memory это практически бесполезно). И совсем не важно, кто в данный момент занимается звукоизвлечением, испанский ли композитор Сусо Сайс или один из организаторов лейбла, Тако или итальянский пионер эмбиента Джиджи Мазин — все они звучат как единое целое. Для тех, кто хочет поправить пошатнувшееся моральное состояние, их музыка, кажется, является лучшим лекарством.
6lack
Андрей Недашковский (журналист, The Flow)
Вероятно, по соседству тут будут имена артистов, которых респонденты хотят видеть из‑за любимых песен, ну а мой голос за 6lack, потому что его сет на Flow — это работа «на опыте». Ни одного лишнего движения на сцене, ни одной нотки мимо. Шоу профи.
Пока на следующий день я не увидел богатое нюансами выступление академиста Мозеса Самни, титул лучшего вокалиста фестиваля закрепил за этим 26-летним атлантцем.
Творческий путь 6lack — это череда противоречий. Родился в Атланте, но его хип-хоп куда сильнее похож на продукт Торонто. Был баттл-рэпером (да еще и баттлил с Young Thug, вот уж прикол) — а теперь специализируется на сентиментальном трэп-соуле.
На ближайшее время у него анонсирован альбом «East Atlanta Love Letter» и мировой тур в его поддержку. Заедет ли в Москву, неясно, но мы ждем.
KOKOKO!
Кирилл Иванов (музыкант, «Самое большое простое число»)
Лучший концерт этого Flow, на мой взгляд. Чистая, ничем не замутненная борзота, сосредоточенное веселье, первобытный грув вперемешку с техно. Искра высекается из всего, что под рукой, — от пластиковых канистр до семплеров. Отдельные синглы — полноценного альбома у группы пока нет — даже наполовину не передают того забытого воодушевления и той нечаянной радости, которые чаще всего испытываешь в отрочестве. Когда с друзьями несешься куда‑то совершенно без цели и задней мысли. Эти конголезские братаны так и делают — мчат напролом.
Шарлотта Генсбур
Кристина Сарханянц (журналистка, создатель телеграм-канала «Чушь в массы!»)
Привезла бы разве что Шарлотту Генсбур. Во-первых, материал. «Rest» — лучший на данный момент альбом Генсбур, почему он важен и чем хорош, я попыталась объяснить (можно читать сразу со второго абзаца, ха!).
Во-вторых, подача и настроение концерта. Вживую все это звучит еще убедительнее. Генсбур — харизматичнейшая артистка, ведет себя на сцене очень просто, но в этой простоте столько энергии и ее предельно серьезного отношения к делу, а в каждом скупом движении и жесте — достоинства, что не поддаться настроению шоу невозможно. Сцена оформлена, опять же, с одной стороны, просто и со вкусом, с шармом даже, а с другой — как‑то необычно для поп-концерта, и это притягивает, завораживает.
Наконец, аргумент-попс. Французская поп-музыка и исполнители в России — больше, чем музыка и исполнители. А Генсбур дополнительные внимание и ажиотаж обеспечены не только потому, что ее давно знают и любят у нас как актрису, но и вследствие того, что она дочь своего отца.
Мозес Самни
Юлия Галкина (редактор The Village в Санкт-Петербурге)
На Flow мне больше всего понравились Shame и Мозес Самни, и если первые в этом году уже были в России, то второго определенно стоило бы привезти. У Самни — невероятно стильного человека в черном — был, пожалуй, самый нежный и драматичный выход на фестивале, которому в финале публика аплодировала стоя. Если кто‑то был на недавних концертах Самфы: представьте то же самое, только на порядок изящнее.
Orlando Julius with the Heliocentrics и Камаси Вашингтон
Илья Бортнюк (промоутер, агентство «Светлая музыка», фестиваль «Стереолето»)
Существует теория, что вся музыка появилась из Африки. За всю музыку не скажу, вся музыка слишком велика, но ее ритмическая составляющая точно оттуда. Слово «зажгли» не люблю и не употребляю в силу его заезженности и часто неискренности, но в случае Orlando Julius with the Heliocentrics именно так и было — и «пылали» практически все вокруг. Камаси Вашингтон — конечно, король. Главная его заслуга, я считаю, в том, что он снова сделал джаз cool, а также интересным и привлекательным не только для джазменов и любителей джаза.
На фестиваль я бы привез любого, на сольный концерт — не уверен ни в одном. Про привоз на сольный концерт — я имею в виду в первую очередь соотношение цены артиста и востребованность: именно в Питер, в Москве все по-другому может быть.
Джорджа Смит
Slava Gee (креативный директор)
Впервые я обратил внимание на Джорджу Смит в конце 2016-го — тогда ей было 19, и в сети появился «Project 11». Послушайте «Something In A Way» — и все поймете. Мимо такого голоса тяжело пройти — он то отсылает к Эрике Баду, то к каким‑то соул-звездам прошлых эпох. Потом только был обнаружен вышедший ранее «Blue Lights», поддержка Дрейка и все остальное. Так что желание услышать артиста живьем стало если не главным, то уж точно одним из главных поводов оказаться на Flow.
Джорджа выступала на закрытой площадке — Lapin Kulta Red Arena — той же, где были 6lack, Brockhampton и Mura Masa. На сцене она смотрится невероятно скромно, в какой‑то мере наивно даже — но от этого харизматичность и глубина лишь усиливаются. Ну и голос живьем поразил еще больше, чем на записях. Отдельное внимание стоит уделить группе — классическая схема «барабаны — бас — гитара — клавиши», но каждый из них — прямо персонаж, дополняющий трогательный образ Джорджи до полноценного, сыгранного, профессионального и интересного бэнда.