В конце прошлого года соцсеть «ВКонтакте» впервые вручала собственную музыкальную премию VK Music Awards. Самой популярной песней года среди пользователей VK был назван трек «Розовое вино» Элджея и Федука, который послушали более 200 миллионов раз. Отвязаться от ее приставучего мотива во второй половине 2017-го было так же непросто, как и в начале года — от другого навязчивого хита, трека «Грибов» «Тает лед», совмещавшего речитатив с хаус-битом. В новом году тренд только укрепился. В списке самых популярных композиций «ВКонтакте» по соседству все с тем же «Розовым вином» обнаруживается еще с полтора десятка рэп-композиций под прямую бочку.
Элджей штампует новинки: «Минимал», «Hey, Guys», «Suzuki». Федук набирает прослушивания дорнообразным «Моряком». Рядом с ними — имена, которые необязательно скажут вам много: Homie, Зомб, Леша Свик, дуэт HammAli & Navai, а также новый подписант лейбла «Газгольдер» Матранг.
Аудитория рэп-хауса не ограничивается пользователями «ВК». Плейлист одной из самых популярных радиостанций в стране Love Radio состоит из рэпа под прямой бит чуть ли не на четверть. Здесь крутят сразу четыре сингла Элджея и того же Матранга. Имеются и имена, которых в топе «ВКонтакте» не оказалось: например, дуэт Gazirovka с треком «Black» и прилипчивым припевом про «танцы в моей кровати».
Заигрывает с рэп-хаусом и рэпер-бодибилдер Джиган, и ветеран клубного попа T-Killah, и постироничный Гнойный, и апологет тру-рэпа Slim из группы Centr. Если рэп-хаус не дотянулся до вас в интернете, он сделает это в общественных пространствах: в парикмахерской, маршрутке, из проезжающей мимо машины.
До того как получить «Золотой граммофон» и начать коллабить с Елкой, Александр Loc-Dog Жвакин был андеграундным рэпером из Москвы. Микстейп «Electrodog», записанный им в 2007 году под танцевальные биты, был своего рода экспериментом — и неожиданно для самого автора обрел что-то вроде культового статуса.
Едва ли можно утверждать, что это именно Loc-Dog и его амфетаминовые танцгимны повлияли на творчество Элджея или группы HammAli & Navai. Однако он каким-то образом предугадал основные черты нынешнего рэп-хауса, который почти обязательно пишется от лица человека, очевидно, необразцового, хотя и очень обаятельного: четкое слово, быстрое дело, хрипотца в голосе, вещества и алкоголь, затуманившие сознание, и мир как бесконечная вечеринка.
Иван Дорн — безусловно, герой другой истории. Хотя его хиты, разумеется, вернули хаус в тренды и не остались незамеченными для последователей в лице группы «Время и стекло», например, — да и не только их. Но этот трек здесь по другой причине. «Просто так, невоспитанный,/с разбитой головой, хаус-битами,/набитый наркотой, амфетаминами» — да это же портрет лирического героя рэп-хауса!
UK-хаус-ремикс на трек Бульвара Депо оказался даже популярнее оригинала. А следом вышел ремикс на ремикс от человека по имени Гнойный (не Слава СТС, другой) — и тоже стал нишевым хитом.
В «Ареолу» с прорывного альбома «Марабу» продюсерский дуэт Salad Killaz вплел элементы future garage. Сейчас такой звук — в порядке вещей, но два с половиной года назад он поразил слушателей и сделал ATL крупной фигурой в отечественной рэп-игре.
Похоже, именно ростовчанин Пика задал тренд «рэпер перепрыгивает на хаус-бит». Человек, за плечами которого уже было несколько релизов, бэкграунд в брейк-дансе и много лет работы бэк-МС у Басты (но не было массового успеха), записал веселую хаус-белиберду. На которую поначалу не обратили внимания, пока вдруг не выяснилось, что «Патимейкера» орут хором школьники на всех выпускных дискотеках.
Украинские эмси Чатти и Симптом много лет упорно делали традиционный рэп, но популярность пришла к ним со строчками «Мы типа грибы», положенными на упругий хаус-бит. Был 2016 год, тренд начинал прорисовываться более отчетливо.
Пока «Грибы» готовились дропнуть дебютный альбом, из Украины прилетел еще один стильный пример рэп-хауса («Это какой-то грибомейкер!» — шутили о нем тогда). Группу из Одессы теперь привлекает к сотрудничеству Элджей: «Черное кино» первыми подписались на его лейбл ZBV.
Самый большой хит осетинского дуэта — флер дансхолла, неторопливый прямой бит и гостевое участие рэпера Рем Дигги. Клип, который снял Айсултан Сеитов, посмотрели на ютьюбе более 100 миллионов раз.
Житель Новосибирска Алексей Узенюк делал немного вторичный рэпчик про дымящиеся бошки, пока радикально не пересмотрел взгляды на творчество. Его расслушали прошлым летом, к моменту, когда Элджей выпустил уже две части альбома «Sayonara Boy» с тем самым рэп-хаусом. Хиты «Рваные джинсы» и «Розовое вино» порвали страну в 2017-м, но Элджей уже написал новые: к примеру, «Минимал» точно должен попасть в число самых прослушиваемых песен 2018-го.
На старте Федор Инсаров писал треки про Air Max и про фанатов, звучавшие в саундтреке фильма «Околофутбола», и характеризовал их как «русский хип-хоп от души, сделанный по совести и по-своему». Но поиск себя продолжался: так, уже его прошлогодний релиз «F&Q» содержательно описывается как «от Дрейка до Дорна» (в том смысле, что нежный трэп там соседствует с вокальным гэриджем). Если вам показалось мало «Розового вина», то «Моряк» должен был убедить вас в хитмейкерском потенциале Федука — и в том, что жанровых рамок он больше перед собой не ставит.
Фрешмен из Владикавказа чрезвычайно заедающим треком про осьминога в медузе заработал контракт с лейблом Басты «Газгольдер». Начинал он, разумеется, с минорного депрессивного рэпа, тяжелых саундтреков российской провинции.
Зомб начинал с лирических композиций, но в 2017-м сменил курс — и нашумел в «ВКонтакте». Его новое творчество звучит так, словно Мияги записался с Элджеем.
Тоже писал мелодичный, меланхоличный и не слишком популярный рэп, пока в 2017-м с треком «Я хочу танцевать» не попал в топ аудиозаписей «ВКонтакте». В содержательном смысле это, конечно, абсолютный пост-Элджей, но что поделать, такое время.
Два ноунейма из Курска — по-другому не скажешь, — собственно, и записываться-то начали только осенью 2017-го. Но их трек «Black» с заедающим припевом про танцы в кровати уже стал хитом соцсетей и крутится на радио.
Азербайджанский дуэт HammAli & Navai, сравнительно недавно появившийся на горизонте, выпустил дебютный альбом, который стоит на трех китах: мелодичный рэп, восточный эстрадный орнамент, ну и прямая бочка, куда же без нее. Драться за слушателей (и слушательниц) им предстоит, по всей видимости, с Бахти и Джа Калибом.