15 января не стало Долорес О’Риордан — солистки ирландской рок-группы The Cranberries, чей голос звучал в 1990-х не менее зычно, чем раскаты гранжа или звон бритпопа. Сергей Степанов вспомнил 20 главных песен в исполнении Долорес.
Слушать одним плейлистом

«Linger»

Песня, с которой началась внезапная слава The Cranberries, поехавших в Америку разогревать Suede, замеченных тамошним MTV и вернувшихся на родину звездами. Их поначалу промахнувшийся мимо радаров дебютный альбом «Everybody Else Is Doing It, So Why Canʼt We?» возглавил британский хит-парад, а вдохновленная первым поцелуем Долорес «Linger» (эта мелодия! эти струнные! этот голос!) стала визитной карточкой группы.

«Dreams»

«Dreams» — дистиллят эйфории, по сравнению с которым предыдущий ирландский экспорт, традиционно иллюстрирующийся определением «духоподъемный» U2 1980-х, стал выглядеть старческим занудством. Идеальная поп-песня, нашедшая место в десятках трейлеров, сериалов и фильмов — от «Чунгкингского экспресса» до «Миссия невыполнима».

«Pretty»

На то, чтобы кокетливо озаглавленная «Everybody Else Is Doing It, So Why Canʼt We?» так и осталась лучшей пластинкой The Cranberries, поработали не только ударные синглы, но и альбомные треки — вроде этого пристроившегося между «Dreams» и «Linger» (и игравшегося на концертах группы чаще многих хитов) немногословного наблюдения о том, что каждый красив по-своему.

«How»

Едва ли не самый мощный номер дебютного альбома The Cranberries звучит в его концовке. Это резкая, отчаянная, не стесняющаяся повторяться отповедь очередному бывшему, по делу украсившая саундтрек к «Магазину «Империя» — подростковой комедии о первой любви и первых ошибках с молодыми Лив Тайлер и Рене Зеллвегер.

«Zombie»

С выходом второго альбома «No Need to Argue» The Cranberries стали одной из популярнейших рок-групп на планете, а их, пожалуй, главный хит «Zombie» оказался не только протестным высказыванием на серьезную тему (песня посвящена двум мальчикам, погибшим в результате организованного ИРА теракта), но и громогласным эхо гранжа. Симптоматично, что с вершины альтернативного чарта Billboard «Zombie» в итоге сместила «About a Girl» Nirvana.

«Ode to My Family»

Практически пасторальная вещь под самообъясняющим заголовком: вкусив славы, Долорес вслух скучает по теплоте и уюту родительского дома в Лимерике. Написавшая не только музыку с текстом, но и струнную аранжировку «Ode to My Family» ОʼРиордан практически перестала ее петь после смерти отца.

«Dreaming My Dreams»

По признанию Долорес, на поднимавшем многие острые и вечные темы «No Need to Argue» была только одна песня, соответствовавшая ее мироощущению в момент работы над альбомом. Это «Dreaming My Dreams» — обезоруживающе прямолинейная баллада о семейном счастье, найденном ОʼРиордан с бывшим тур-менеджером Duran Duran (и будущим отцом ее детей) Доном Бертоном.

«No Need to Argue»

Если «Dreaming My Dreams» смотрит в будущее, то в титульном треке Долорес, как принято считать, прощается с прошлым — в частности, в лице ее первого бойфренда (оригинальным названием песни было «Special»). Результат — одно из самых тихих и умиротворенных сочинений ОʼРиордан, звучащее одновременно как молитва и похоронная песня.

«Hollywood»

Третий альбом The Cranberries оказался, мягко говоря, противоречивым. Песню под названием «I Just Shot John Lennon» не понял, кажется, никто, а влиятельный тогда журнал Q включил «To the Faithful Departed» в список худших записей всех времен. Но и тут есть свои моменты — например, этот яростно громыхающий сиквел «Zombie», где враг не война, а рок-н-ролльная слава.

«Electric Blue»

Удалась и эта пронзительная вещь о посланном Долорес ангеле-хранителе (в одном из интервью она уточнила, что имела в виду своего мужа). Начало «Electric Blue» идентично концовке «Daffodil Lament» — трека, особенно любимого поклонниками The Cranberries и включенного по итогам их голосования в сборник хитов группы.

«Cordell»

Еще одна порядочно недооцененная эмоциональная вершина «To the Faithful Departed» — элегия, адресованная умершему в 1995 году Денни Корделлу, организовавшему группе контракт с ее первым лейблом продюсеру, которого музыканты The Cranberries называли «отцовской фигурой». Его и деда Долорес памяти был посвящен весь альбом.

«Animal Instinct»

Задыхающаяся от нежности песня об изменившем жизнь ОʼРиордан материнстве — одна из наиболее буквальных (даже по меркам не привыкшей грешить метафорами Долорес) и красивых песен The Cranberries.

«Shattered»

Выделявшаяся на четвертом альбоме The Cranberries «Bury the Hatchet» баллада была вдохновлена первой беременностью временно победившей депрессию Долорес. Впоследствии «Shattered» станет инструментальной интерлюдией и будет регулярно исполняться на концертах группы.

«Paparazzi on Mopeds»

Один из самых нашумевших би-сайдов The Cranberries — еще одна эффектная иллюстрация прямоты Долорес, в 1995 году познакомившейся с принцессой Дианой за кулисами концерта Pavarotti and Friends. А после ее смерти написавшей обвинительную песню под таким вот названием и с прискорбно пророческими словами «Another celebrity dies. / And it still mystifies the people».

«Never Grow Old»

К пятому альбому в арсенале The Cranberries осталась в лучшем случае пороховая пыль — с анемичного «Wake Up and Smell the Coffee» удалось наскрести три более или менее проходных сингла и еще одну хорошую медленную песню о буднях (они же праздники) молодой матери. «Never Grow Old» украсила пилотный эпизод «Шпионки», а группа выпустила компиляцию «The Best of» и тихо распалась.

«Ordinary Day»

Заняв свободное от воспитания детей время коллаборациями с Бадаламенти, Дзуккеро и, страшно сказать, Jam & Spoon, Долорес напомнила о себе дебютным сольным альбомом «Are You Listening?» — пластинкой в духе (и ничуть не хуже) поздних записей The Cranberries, одним из лучших моментов которой стала эта жизнелюбивая ода обыденности.

«Without You»

Словно напоминая, какую эпоху она представляет, оставшаяся без группы ОʼРиордан расщедрилась не только на дюжину альбомных треков, но и на горсть более чем приличных би-сайдов. Большинство из них сопровождали «Ordinary Day», а самым ярким оказался «Without You», где есть все то, за что можно любить Долорес — от доходчивой мелодии до патентованных вокализов.

«When We Were Young»

На долю «Are You Listening?» выпала и лучшая в XXI веке песня ОʼРиордан — красивый и уверенный сингл уровня если не «Dreams», то как минимум «Promises», где она — разумеется, во весь голос — обращается и к себе как дочери, и к себе как матери. А заодно и, думается, к целому поколению повзрослевших с ней и ее песнями слушателей.

«Loosen the Noose»

Небезынтересным проектом стал затеянный Долорес, экс-басистом The Smiths (с которыми ранних The Cranberries, было дело, сравнивали) Энди Рурком и нью-йоркским продюсером Оле Корецки D.A.R.K. На правах упоительного метапривета 1990-м в официальные соавторы их самой запоминающейся песни угодил Глеб Самойлов из «Агаты Кристи» (см. «Я буду там»).

«Why»

Что до The Cranberries, то они воссоединились, снова распались и еще раз воссоединились, в процессе выпустив шестой студийный альбом и компиляцию перезаписанных с оркестром хитов, заодно с которыми были обнародованы и три новые песни. Лучшую из них ОʼРиордан написала вскоре после смерти отца, за которой последовали развод, публичный нервный срыв, диагноз «биполярное расстройство» — и новость, потрясшая мир. Долорес было 46 лет.