«Отзвуки Му», Крис Имлер и другие артисты, которых стоит послушать на «Скифе»

20 сентября 2017 в 13:35
30 сентября в Петербурге пройдет фестиваль Сергея Курехина SKIF XXI — старейший и не теряющий лихости фестиваль экспериментальной музыки-как-приключения. Вместо мрачноватого кинотеатра «Прибой» ехать нужно на новую сцену Александринского театра. А вот зачем ехать — в нашем материале.

Fennesz & Lillevan

Австрийский гитарист и композитор Кристиан Феннеш привозит на SKIF эпический проект «Mahler Live Remixed», переосмысляющий наследие великого соотечественника. Работа построена на семплах из симфоний Малера, компьютерной музыке, живой электрогитаре на фоне плотного, сияющего эмбиента. Видеоряд к проекту сделал австрийский художник Лиллеван, занимающийся анимацией и мультимедийным искусством — от галерейных инсталляций до оперы.

Маарья Нуут и Хендрик Кальюярв

Скрипачка и певица Маарья Нуут соединяет в своих песнях фольклорные мелодии с характерными для минималистичной музыки второй половины XX века паттернами. Цель Маарьи — с одной стороны, вернуть аутентичные инструменты и присущее деревенским музыкантам с родного для певицы севера Эстонии звучание на большую сцену, а с другой, «поженить» их с европейской неоклассикой. Для этого на SKIF XXI Маарья объединится с Хендриком Кальюярвом, еще одним современным эстонским музыкантом, который пишет партитуры к представлениям и перформансам и много работает в театре и в кино.

Крис Имлер

Еще один герой основной музыкальной программы SKIF этого года — легендарная личность берлинской андеграундной сцены, музыкант и актер, которого журналисты окрестили «Дон Корлеоне берлинского рока», — Крис Имлер. Последнее прозвище прилипло к Имлеру благодаря его неподражаемому стилю: музыкант поднимается на сцену в неизменных трениках и деловом верхе. Музыка у Имлера, в общем-то, такая же: ироничный, провокационный поп-рок с обязательной электронной начинкой и то злободневными, то абсурдными текстами.

Анна фон Хауссвольф

Одна из главных звезд программы SKIF этого года — шведская певица, пианистка, органистка и автор песен Анна фон Хауссвольф. Анна только что откатала часть тура с легендарными Swans в качестве полноценного «первого отделения» в цирке ужасов великого Майкла Джиры. С «Лебедями» фон Хауссвольф возила грохочущую машинерию, способную привести в трепет любого. Кажется, ее Анна и представит в Петербурге, а значит, гостей фестиваля ждет по-настоящему особенный опыт. Совпадение это или нет, но Swans выступают в Петербурге с последним концертом (Джира объявил о роспуске ансамбля по завершении тура) на следующий же вечер, 1 октября.

Oum Shatt

Группа вроде Oum Shatt могла появиться, пожалуй, только в Берлине. Она соединила незамысловатый рок-н-ролл, элементы серфа и даже ранней поп-психоделии с восточными мелодиями и ритмами, какие постоянно звучат в типичных турецких забегаловках Кройцберга или Шенберга. Что может быть проще, но вместе с тем и оригинальнее для сегодняшней столицы Германии? А как насчет всего мира? Oum Shatt могли бы стать немецкими Franz Ferdinand, но решили стать саркастичной национальной версией Joy Division — лидер группы Йонас Поппе так описывает звучание бенда: «Это Руки Нельсон с усами. Или Йен Кертис, оказавшийся в Каире голым в полчетвертого утра».

VHK

Если ваши познания в венгерском андеграунде скудны или равны нулю, то на фестивале у вас появится возможность не просто расширить свои горизонты, но и буквально прикоснуться к истории. На фестиваль приедет культовая и старейшая группа венгерского подполья Vágtázó Halottkémek (дословно «Скачущие коронеры»), сокращенно VHK. На этом, собственно, можно было бы закончить, но добавим, что безумным шаман-психоделик-хардкором VHK в свое время вдохновлялись Игги Поп, Генри Роллинз и участники Einstürzende Neubauten.

Dollkraut

Проект Dollkraut, а точнее скрывающийся под таким псевдонимом известный голландский продюсер и музыкант Паскаль Пинкерт и его единомышленники играют многослойный и кинематографичный поп, напоминающий о фильмах 1960–1970-х, когда трава была зеленее, небо голубее и так далее. Причем эта ностальгия и сон золотой настолько хороши, что вырываться из их объятий ох как не хочется. В марте у Dollkraut вышла работа под названием «Holy Ghost People». Треки с нее Dollkraut и будет играть на фестивале.

«Громыка»

Отечественный хедлайнер SKIF XXI — не нуждающаяся в представлении для тех, кто следит за музыкальным процессом в России, эпатажная группа «Громыка». Эстетика позднего советского периода, каракулевые шапки-пирожки и строгие серые костюмы встречаются тут с «тяжелым психоделическим твистом», диско-ритмами и панк-риффами. На фестивале «Громыка» выступит совместно с «Оперой Ыть», созданной выпускницами Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова и солистками независимых питерских театров. Это единственное, специально подготовленное для SKIF выступление «Громыки» и «Оперы Ыть», которое откроет фестиваль.

Fogh Depot

Еще одни россияне, с успехом издающиеся на Западе, которых можно будет услышать на нынешнем фестивале, — электронное трио Fogh Depot, состоящее из Алексея Гусакова (ударные, семплеры), Михаила Климова (контрабас, рояль) и Антона Гордеева (визуальный ряд). Подписанты знаменитого германского лейбла Denovali (тут издавались The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, Dale Cooper Quartet & The Dictaphones, Hidden Orchestra и многие-многие другие герои «темного джаза»), Fogh Depot играют многослойную, призрачную, будто постоянно ускользающую музыку, полную всевозможных настроений. В этом смешении каждый слушатель определенно найдет что-то свое.

«Отзвуки Му»

В проекте легендарных «Звуков Му» состоят как собственно участники группы Александр Липницкий, Алексей Бортничук, Павел Хотин, Алексей Павлов и Фагот, так и приглашенные музыканты — да кто угодно. «Отзвуки Му» — это уже не музыкальная группа, но перформанс, фантасмагория, провокация с элементами рок-театра и хореографии, как говорят сами артисты. Концерты «Отзвуков» случаются крайне редко.