О будущем рэп-баттлов идут споры: одни уверены, что все лучшее, конечно, впереди, другие — что жанр в тупике, изжил себя и скоро окончательно всем надоест.

Пока Максим Галкин баттлит Басту в эфире «Пусть говорят», внутри баттл-сцены идут разговоры о том, что еще как минимум три федеральных каналах работают над адаптацией баттлов под телеформат. Телевидение запоздало пытается ухватиться за хайп, к организаторам баттлов выстраивается очередь из рекламодателей, про «Версус» говорят, что в новом сезоне с ним начнет сотрудничать топовый спортивный бренд, а в Москве запускают коммерческую баттловую лигу — вроде бы поводов для энтузиазма не счесть. «Афиша Daily» решила узнать, как внутри баттл-сцены реагируют на внезапно возникшую шумиху и чего ждут от будущего — еще большего подъема или скатывания на дно.

Подробности по теме
Как шутить про мамку: все, что нужно знать про «Версус» и другие рэп-баттлы
Как шутить про мамку: все, что нужно знать про «Версус» и другие рэп-баттлы
Ден Чейни
Организатор баттл-лиг #Slovospb и «Рвать на битах»

— Как прошел этот год для вашей лиги #Slovospb?

— Мы с прошлого сентября не проводили новый сезон, вместо этого создав проект «Рвать на битах» с баттлами под бит. Сейчас я не вижу каких-то огромных перспектив у баттла без бита. Слава Гнойный сказал, что баттл-рэп умирает. После его баттла с Оксимироном все говорят, что принципиальные сражения еще долго будут актуальны. Но невозможно откуда-то взять столько непримиримых врагов, которые будут приносить по 50 млн просмотров. Люди — одни и те же, участники Slovo, которые друг с другом перебаттлились, а за кадром все дружат.

После того как #Slovospb сделали коллаборацию с «Версусом» в прошлом году и вторую коллаборацию в этом, у нас прибавилось подписчиков. Хайп прирастал, но какой это хайп? Большую часть спонсоров и новых зрителей привели, как ни парадоксально, баттлы блогеров: сначала Хованский и Ларин, потом Джарахов. За их счет аудитория баттлов увеличилась на пару миллионов человек. Вроде бы неплохо. Но не все новые зрители шарят в баттлах, некоторым можно любое говно скормить под вкусным соусом — они будут чавкать с удовольствием.

Во «Рвать на битах» мы хотим видеть именитых исполнителей русского рэпа. Например, Обойма заинтересовался, когда проект даже не запустился: мы случайно встретились, он спросил, какие баттлы готовятся. То есть хайп от громких баталий не обязателен для таких вещей. Начинает и в рэп-среде формироваться мнение, что не весь баттл-рэп зашквар и даже олдовые типы признают, что можно делать другие баттлы — не совсем такие, какими мы их видим с 2013 года. У нас во «Рвать на битах» не обязательно поливать грязью соперника, достаточно показать, насколько ты крут в лайве.

2014 год, #Slovospb еще является петербургским филиалом проекта Slovo, а баттл его будущего ведущего Дена Чейни и его будущей главной звезды Гнойного в финале турнира проходит мимо радаров традиционных медиа — как, собственно, и большинство рэп-баттлов того времени.

— Ты говоришь, что баттлы без бита зашли в тупик, потому что принципиальных соперников нет.

— Не только в этом дело. Многие, кто делал баттлы без бита еще в 2014-м, уже устали и говорят: «Я не хочу баттлить серьезно, давайте баттлить просто так». Никто не хочет терять накопленную репутацию.

Если посмотреть количество просмотров на «баттле года» (уже устоявшаяся формулировка для баттла Оксимирона и Гнойного. — Прим. ред.), кажется, что все классно. Но внутренняя кухня показывает, что это не так. Нет новых идей. Баттлы по фактам, по разносу личностей, по поискам зашкваров — все это было и на #Slovospb еще 2 года назад.

И пока нет перспективы. Баттл-рэп без бита — это не рэп вообще. Многие ребята не могут в музыку — и это прямо видно. Получается, что это отдельный жанр со своими героями, которые существуют в его рамках, держатся за свой хайп, не хотят баттлить всерьез. Год-два такие баттлы еще продержатся и начнут отмирать.

— Я придерживался похожего мнения года два-три назад: песни писать баттловики не могут, концертов нет, а на одном энтузиазме без денег долго не продержишься. Но что я вижу: аудитория баттлов продолжает прирастать, а теперь они еще и монетизироваться начали крайне успешно.

— Это плохо пахнет. Многие просто баттлят за деньги, у них нет никакого конфликта. Если накипело у двоих и они год готовились, то это тот баттл-рэп, у которого есть будущее. А тот, в котором «Мы просто вышли подзаработать деньжат», не имеет перспектив.

Нет, есть ребята, которые делают хорошие баттлы без конфликта — наверное, кто-то не любит баттлы на серьезных щах. Есть, например, Старуха (Хип-Хоп Одинокой Старухи. — Прим. ред.), который умеет хорошо пошутить. У таких баттлов, конечно, есть шанс на выживание.

Я сам подавал заявку на Slovo еще в 2013 году, и для меня эти шутеечные баттлы потеряли актуальность спустя полгода участия в них. Нужно что-то большее, чем шутки про письки. Нужно показать индивидуальность, при этом разнести оппонента. А вот что будет с баттлами с шуточками, если эти шутки ради денег?

— Мне кажется, я знаю, что будет. Это будет такой рэп-стендап, альтернатива кастрированному телевизионному юмору.

— Да и без телика все уже кастрировано. Когда на баттле Эрнесто и Гнойного начали запикивать слова разные (летом 2016-го организаторы «Версуса» на всякий случай зацензурировали упоминания Кадырова, патриарха Кирилла и панч про украинцев. — Прим. ред.), в тот момент кастрировали и рэп-баттлы. Они уже не будут 100% трушными — слишком большие просмотры, кто-то может оскорбиться за шутку про чеченцев, нужно быть супераккуратным. Мы уже мейнстрим, мы больше не андеграунд. Мы все … [растеряли], это факт. Хотели просмотров — ну и получили просмотры.

Мне на днях позвонила продюсер с НТВ: «Денис, для начала организуйте нам постановочный баттл про какого-то режиссера» — про «Матильду», что ли, не знаю. «Потом дайте интервью». Я спрашиваю: «Стоп, почему вы решили, что я буду с вами разговаривать?» И она начинает рассказывать, насколько это мне нужно: хайп, все дела. Я не стал разговаривать.

Телевизор в большинстве случае беззубый, а люди, которые держат телик, настолько не понимают, чем дышит целое поколение, что просто пытаются ловить остатки вот этих трендов. Поэтому баттлы в телеформате рискуют выглядеть так же убого, как баттл Галкина с Бастой на Первом канале. Баттл-рэп может стать неактуальным мейнстримом, и через несколько лет что-то новое закономерно придет ему на смену.

Я не питаю иллюзий. Баттл-рэп и в интернете прогнется под цензуру. Мы в России живем, у нас вариантов других нет. Закрываться и ничего не делать, потому что ты супертрушный, или принимать реальность. К смерти настоящего баттл-рэпа мы намного ближе, чем когда-либо.

Баттлы в телеформате рискуют выглядеть так же убого, как баттл Галкина с Бастой на Первом канале

— Известно ли, кто писал тексты для баттла Басты с Галкиным?

— На самом деле не важно, кто писал. Был бы это не Баста, пришел бы другой рэпер. Баста сначала говорил в треке «… [к черту] «Версус» и его несколько версий», теперь на пару с Саней Тимарцевым (ведущим «Версуса» Ресторатором. — Прим. ред.) делает проект на телеканале «Пятница», Галкин с ним баттлит. Рэперы говорили, что наши баттлы — говно гнилое, видимо, теперь все изменилось. Лично мне это не нравится

— Как организовывалась баттл площадок Versus и #Slovospb? Как распределялись роли?

— Сначала я вообще думал, что не буду вписываться. Весной Саня Тимарцев сказал, что им совместный баттл площадок не нужен. Хорошо, не будем делать. Потом после запуска «Рвать на битах» Саня с Яном (организаторы «Версуса». — Прим. ред.) стали настаивать, чтобы мы сделали это мероприятие. Я долго думал, что откажусь: пусть оно проходит на «Версусе» без меня. Это не мой принципиальный бой. В итоге все-таки договорились, что проведем совместное мероприятие. Долго обсуждали пары. Киви с Драго и Всячески со Старухой вообще за две недели узнали, кто их соперники. Видео должно было пойти на канал «Версуса», поэтому я думал, что они позаботятся о дополнительной охране, чтобы не было сливов информации о результате. Но охрана подкачала.

— А рекламодателей тоже «Версус» приводил?

— Это были спонсоры на канал «Версус», меня это не интересовало.

— Кто рекламируется баттлах? И как на смену более маргинальным рекламодателям типа букмекерских контор пришел «Тинькофф банк»?

— Я бы не стал рекламировать «Тинькофф». Можно рекламировать букмекеров, потому что они не придут к тебе в дом и не опишут имущество. Приходили к нам сервисы знакомств — мы их развернули, потому что лично я считаю, что это зашквар какой-то. Не хочу я вас рекламировать даже за большие бабки.

Еще недавно денег в баттлах не было совсем. Когда я продавал билеты на #Slovospb полтора-два года назад, получал 40–50 тысяч с мероприятия. Сейчас благодаря спонсорству можно получать в разы больше. У меня это не укладывается в голове — баттлы из никому не нужной клоаки превратились в коммерчески привлекательный экшен. Мне лично ближе подход «Не баттлы ради рекламы, а реклама ради баттлов».

— Как распределяются обязанности в команде #Slovospb?

— Снимает все Умнов и его продакшен. У меня голова на этот счет не болит, говорю: «Дима, сделай лучше прежнего» — и он все делает на высшем уровне. В организации самое сложное — собрать пары. Нет такого «Все, я решил, ты баттлишь». Философия «Рвать на битах» — желательно показать, насколько ты крут как рэпер, а не засрать оппонента. На подбор соперников, которым она подходит, могут уйти месяцы.

В день мероприятия нужно просто все проконтролировать: чтобы не было эксцессов, чтобы зрители не снимали баттл, чтобы никто не ворвался на сцену. Мы можем нанять дополнительную охрану, если сомневаемся в клубной. Сейчас огромное количество людей занимаются какими-то вещами, которыми раньше мы занимались сами. Например, мне уже не нужно заниматься рекламой мероприятия, тусоваться на входе и проверять списки — этим умело занимается букинг Миши Паньшина (основатель паблика «Рифмы и панчи». — Прим. ред.).

— Почему Петербург сейчас стал центром баттл-рэпа?

— Москва — более телевизионная и концертная. А Питер более ютьюбовский, а баттл-рэп ведь живет в ютьюбе. Сейчас очень многие из российской ютьюб-тусовки перебрались в Питер. Тут все очень тесно, все очень рядом.

Весной 2016-го состоялся баттл видеоблогеров Хованского и Ларина — у этого видео сейчас 33 миллиона просмотров. По словам собеседников «Афиши Daily», этот баттл привел на «Версус» не только новую аудиторию, но и новых рекламодателей

— Год назад ты в интервью назвал Гнойного креативным продюсером #Slovospb.

— Я немного другое имел в виду. У нас нет такой должности, а Слава не продюсер, он артист, но артист, который на многое влияет. Я никогда не думал, что человек, который вместе со мной пришел в первый сезон #Slovospb, через несколько лет с помощью баттл-рэпа прорубит окно между интернетом и теликом. А он именно это сделал своим 5:0 над Оксимироном.

В музыке Слава не подражал модникам, а делал, как нравится ему самому, и это зашло людям. А в баттлах он задает тренды. В чем это выражается? Например, с первого сезона #Slovospb в 2014 году существовал культ грязных панчей про говно и про члены — тогда все смотрели на Краснодар и повторяли за ними (в Краснодаре появилась альтернативная «Версусу» баттловая лига Slovo со множеством филиалов в других городах, петербургский филиал со временем превратился в самостоятельную площадку #Slovospb. — Прим. ред.). Потом начались баттлы по фактам, деконструкция образа, концептуальные баттлы. И Слава делал все это одним из первых, если не самым первым. Во многом благодаря ему представление о том, каким должен быть настоящий баттл, у нас постоянно эволюционировало.

— Еще два года назад шли разговоры, что у #Slovospb будет проект с ТНТ.

— Да, хотели замутить #Slovospb на ТНТ. Но проекта с таким названием уже не будет. Тем не менее у нас есть желание сделать телепроект, связанный с рэп-баттлами для максимально правильного привлечения аудитории. Раз уж телик в теме и пытается быть своим. Я бы хотел вписать туда самых сильных типов. Это не будет стандартный баттл.

Почему мы не договорились ни о чем за предыдущие два года? Сначала от нас хотели чего-то в духе КВН, и это сразу отсеклось. Шли разговоры, что надо быть ближе к народу, читать о том, что народ поймет. Вот в этом мы и не сошлись. Вообще если на телике и могут появиться качественные баттлы, то только сделанные людьми, которые в этом шарят.

— У меня есть следующий прогноз: случится именно то, против чего ты выступаешь. Рэп-баттлы обязательно придут на телевидение в адаптированном под простого зрителя юмористическом формате.

— Люди переменчивы. Когда два года назад пошли первые разговоры, что #Slovospb хочет попасть с баттлами на ТНТ, то многие заявили, что это зашквар. Сейчас Саня Тимарцев говорит на фоне «1703», что стартует телепроект на «Пятнице», — и я что-то не вижу никакого хейта (речь о роликах с анонсами нового телешоу «Голос улиц», в которых снялись Ресторатор и Баста. — Прим. ред.). Люди стали более терпимы к появлению баттлов в популярных СМИ.

Так что если появятся баттлы в стиле КВН — будет и у них аудитория. Но я для нее работать не хочу. Найдутся и без меня ушлые типочки, как те, которые за карту Тинькова маму продадут.

Подробности по теме
Как рэпер Гнойный возмутил чеченских слушателей — и что еще нужно о нем знать
Как рэпер Гнойный возмутил чеченских слушателей — и что еще нужно о нем знать

Rickey F
Рэпер, баттлер, гострайтер — пожалуй, самая яркая звезда второго сезона Versus Fresh Blood

— Твоя реакция на шумиху вокруг «баттла года».

— Шумиха была полностью предсказуема. Я не понимаю, почему она в рэп-среде вызывает некоторое удивление. Ведь за последние несколько лет каждые полгода … [ажиотаж] вокруг рэп-баттлов растет в геометрической прогрессии. Было понятно, что этот батл, ожидание вокруг которого подогревалось в течение больше чем года, разнесет все, до чего дотянется. Я именно этого и ожидал — что после такого телик не устоит и начнет двигаться в эту сторону. Хотя они давно пытались на самом деле.

— После чьих именно баттлов хайп взлетал на новый уровень?

— Предыдущим был баттл Эльдара Джарахова с Лариным. Перед ним был мой баттл с Гнойным. Перед ним — Хованский с Лариным. То есть блогеры за последние года полтора сделали очень сильный вклад в то, что количество людей, которые следят за баттлами, вырастает в полтора раза каждые полгода. С ними пришли новые зрители, пришли новые рекламодатели — и я считаю, что это максимально … [великолепно]. Невозможно такое развитие событий, при котором на баттлы приходят какие-то плохие зрители, плохие участники и все скатывается в говно.

Баттл под бит Rickey F против Гнойного посмотрели 23 миллиона раз

Я не считаю, что зрители могут быть «плохими», «некачественными». Кто-то из них отсеется, кто-то продолжит смотреть бездумно, а кто-то разберется в теме. Рост аудитории дает возможность монетизировать баттлы. Что благоприятно влияет на всю среду: участники могут получать гонорар, организаторы могут тратить деньги на продакшен — цепочка достаточно очевидная.

Я не очень понимаю хейт вокруг рекламы. Да, иногда с ней бывает перебор. Но «Версус», который 3 года работал в ноль, точно имеет на это право.

— В чем за последнее время поменялись баттлы?

— Стало слишком много расчета. Не идут порамсить, чтобы порамсить: один Майти Ди выходит, чтобы просто … [пооскорблять]. Уже почти каждый участник хочет, чтобы этот баттл правильно сработал для его карьеры. Все понимают, что можно много приобрести и много потерять. Если человек считает, что он будет не очень выгодно выглядеть с соответствующим соперником, то он не пойдет. Я за последние 3–4 месяца звал баттлиться человек 6 — все отказались. Нет, все назвали свои причины: «У меня концерты», «Я к тебе хорошо отношусь»… Но очевидно, что расчет и нежелание оказаться в минусе тоже имели место.

— Действительно ли так высока цена поражения на баттле?

— Можно так проиграть, что все равно останешься в большом плюсе. Но известны и другие примеры. Главный — Джонибой. Я уверен на 100%, что его карьеру сломало поражение в баттле. После этого он выпустил альбом, о котором вообще никто не услышал, и поехал в тур, где в каждом городе собирал на порядок меньше, чем прежде. Потом он пропал со сцены.

Откуда бабки у баттл-рэперов? Ниоткуда!

— Нужно ли разделять рэп и рэп-баттлы или это две части одного явления?

— Это очень разные отрасли. Ведь и для написания нужны абсолютно разные навыки. И набор того, что поражает в музыке, и набор того, что поражает в рэп-баттлах, — это зачастую очень разные вещи. Хотя, конечно, есть соприкосновения: цепкая строчка может быть одной и той же как в баттле, так и в треке. И это правильно, так и должно быть. Было время, когда это все очень сильно смешивалось. Сейчас все стало правильно.

— Экономика рэп-артиста известна: он записывает релизы и снимает клипы, отбивает эти деньги концертами, продажами релизов и мерча. Что в баттлах?

— Откуда бабки у баттл-рэперов? Ниоткуда. (Смеется.) Сейчас уже платят непосредственно за баттлы. Я примерно понимаю, какие сейчас расценки. И да, там есть некоторая зависимость от того, сколько просмотров соберет твой баттл. Я не хотел, чтобы это бахвальством выглядело, но у меня есть баттл, который собрал 23 миллиона просмотров, и у остальных тоже хорошие показатели. То есть у меня эта ставка достаточно большая. Но я вот так прикидываю, чтобы чисто жить на те деньги, которые платят за участие в баттле, мне нужно было бы баттлиться минимум 6–7 раз в году. А это, естественно, невозможно, потому что быстро выдохнешься.

Но ребята из «Антихайпа» — у них же весь их, как бы это парадоксально ни звучало, хайп пришел с баттлов. И монетизируются они в том числе мерчем. Но я уверен, что это не особо много. Так что экономика пока не устоялась.

— Почему эпицентр баттловой движухи — а также ютьюберской и уже, наверное, рэперской — сейчас в Петербурге?

— Я не знаю, почему это так, и, если честно, от этого моя жопа очень сильно горит. Мне из-за этого пришлось даже снять жилье в Петербурге. Я жил в Москве, и я Москву люблю всем своим гнилым сердцем. А Питер у меня дикого восторга не вызывает — я очень извиняюсь перед всеми, кто его любит, я хорошо понимаю, чем прекрасен этот город.

У меня, как я уже неоднократно рассказывал, большая часть моего времени уходит на гострайтинг. Это написание песен под ключ, продакшен артистов. Они все находятся в Санкт-Петербурге. В какой-то момент я заметил, что провожу там больше времени, чем в Москве.

— Где-то увидел сообщение блогера Эльдара Джарахова, который благодарил тебя за написание текста «Блокеров», а сейчас не могу его найти и даже стал сомневаться, что действительно его видел.

— Нет, я только помогал. Имел честь участвовать в написании.

— Известно ли, кто писал текст Галкину?

— Очевидно, что это писал не Максим: возможно, нашли кого-то благодаря знакомствам Басты в рэп-среде. Видно, что текст составлен с учетом устоявшихся в баттл-рэпе схем построения панчей.

А вот не самый удачный пример интеграции комиков в рэп-баттл — встреча Лил Дика и Сявы, закончившаяся постановочной дракой

— Есть ли предпосылки к приходу баттлов на телевидение?

— Давно не секрет, что телеканал ТНТ в содружестве со #Slovospb уже два года пытается вытащить баттлы на уровень телика. Все предпосылки для этого есть — думаю, что это неминуемо произойдет.

— Будет ли интересно смотреть баттлы без мата и с цензурой?

— Если единственное изменение будет состоять в том, чтобы исключить то, что не пропустит телевизионная цензура, то получится бесхребетное неинтересное говно. Необходимы какие-то еще изменения, чтобы это стало интересно смотреть по телевизору. Но я думаю, что пластичность этого жанра достаточно высока — и это может получиться.

— Что телевидение может дать «Версусу» с его огромным охватом?

— Думаю, ничего. К тому же, зная принципиальность Ресторатора и то, насколько сильно он болеет душой за свой проект — а он действительно болеет за него душой, что бы там ни говорили злые языки, — я предположу, что он не станет менять «Версус» под телеформат.

— В этом году на смену маргинальным рекламодателям вроде букмекерских контор стали приходить совсем другие бренды вроде «Тинькофф банка» или фигурирующего в каждой заставке «Версуса» BMW.

— Я не могу их называть, но я знаю невероятно крупные бренды, которые хотели работать с «Версусом», но не смогли срастись по каким-то условиям. Масштаб брендов, которым интересен «Версус», вырос до максимума.

— Превратятся ли баттлы в новую разновидность стендапа — массового и коммерческого юмористического развлечения?

— Эта дискуссия длится в мире баттлов уже очень давно: bars over jokes или jokes over bars. Выяснить, что главнее, до сих пор не удалось. Наверное, истина в том, чтобы был баланс. Я не думаю, что баттлы превратятся в чисто юмористическое развлечение.

— По каким еще принципиальным вопросам ведутся споры внутри баттл-тусовки?

— Все внутренние дискуссии находят отражение непосредственно в баттлах. То же bars over jokes столько раз было пересосано внутри русского баттл-рэпа, что уже всем надоело. Очень свежо выглядел на этом фоне в третьем сезоне Versus Fresh Blood эмси под экстравагантным ником Сын Проститутки, потому что он все баттлы подряд топил за то, что все эмси должны читать безличные панчи. Очень много лет побеждало мнение, что если строчку можно прочитать против любого эмси, то она не стоит ничего. Что ты должен лично задеть оппонента. А он пришел и говорит: «Нет, идите все … [к черту], я, наоборот, говорю, что вы обязаны каждый баттл писать по раунду, который можно читать против кого угодно. Они более универсальные, поэтому более ценны — в них важно грамотно … [ублажать] маму». Это клево.

Баттл Мирона с Гнойным — это тоже баттл позиций. Не буду их пересказывать, желтая папочка со стороны Мирона о том, что эти факты — … [черт] знает откуда вообще берутся. Гнойный очень часто говорит про конъюнктуру, что обыгрывание мемов и трендов в баттлах неуместно. Это все позиции, которые сталкиваются друг с другом, — именно поэтому нам и интересен баттл-рэп.

Подробности по теме
Умеете ли вы панчить, как Гнойный?
Умеете ли вы панчить, как Гнойный?
Дмитрий Егоров
До последнего момента — судья «Версуса»; сейчас открывает собственную баттл-лигу

— Как ты оказался судьей «Версуса»?

— Раньше я судил интернет-баттлы на форуме hip-hop.ru, где противники сдавали по треку на заданную тему, а судьи определяли, кто лучше. Тогда в этих треках присутствовало сильное ощущение новизны — я чувствовал, что они двигают рэп вперед. Я прекратил заниматься судейством, когда заметил, что прогресс прекратился, а все треки стали похожими друг на друга. И когда я посмотрел западные баттлы, аналогичные Версусу, то подумал, что формат очень интересный.

Хип-хоп должен развиваться. И как раз баттлы, несмотря на то, что приносят много шелухи и негатива, этому способствуют.

— Объясни тогда, как повлиял на развитие хип-хопа баттл Хованского и Ларина?

— Очень многие рэперы стали думать о своей исключительности. Что они владеют неким тайным знанием. Что только они это умеют делать. А тут на баттл выходят два блогера — и получается главное рэп-событие сезона.

— Да, только следом возникли разговоры, что текст победителю написал Rickey F. Вот и Оксимирон в «баттле года» упоминает «гострайтера с Fresh Blood».

— Ну я вообще не люблю непроверенную информацию. Могу допустить, что гострайтер был. Как, скорее всего, был он и у Джарахова. Джей-Зи писал тексты для Доктора Дре, никто этого не скрывает — и нормально все. Так и здесь: есть комик, который умеет красиво обзываться, красиво подавать себя. Он нашел человека, который помог с текстом, и зрителям это было гораздо интереснее, чем «настоящий» рэп. Если же вы такие крутые и трушные рэперы, почему вы не можете найти контакт с аудиторией?

— Есть точка зрения, что баттлы и рэп требуют совершенно разных навыков. Соответственно, чем дальше, тем сильнее эти сцены будут расходиться.

— Я вспоминаю немецких баттловых эмси, которые стали записывать отличные альбомы. У нас действительно таких примеров нет. Но я идеалист, я хочу верить. Да, полно примеров того, что баттлер в рэпе остается не у дел. Мне кажется, проблема в том, что баттловые эмси пытаются просто перенести свой баттл на биты и не говорят ничего другого.

— Деньги пришли на «Версус» только на четвертый год существования. Как он жил раньше?

— Когда «Версус» начинался, вопрос денег не стоял. Люди вкладывались в то, что не обещало отдачи в скором времени. И вот эта вера его создателей в свой проект сделала очень многое.

— Нужно ли баттлам из ютьюба идти на телевидение?

— Телик сейчас никто не смотрит. Тот же канал ТНТ — когда-то я мог его включить в фоновом режиме, пока готовил на кухне, и там было очень много интересных программ. Сейчас их почти не осталось. А когда я увидел на ТНТ пародию на «Версус» — ну это выглядело просто постыдно. Клоунада в плохом смысле слова.

Сегодня «Антихайп» больше нужен Тине, чем наоборот, — про Тину стали забывать

— Почему все лучшие баттлы проходят в Питере, а в Москве баттл-движ не растет?

— Да не надо, в Москве тоже есть интересные персонажи. В Москве нет сильной баттл-лиги. Мы постараемся это поменять. Мы хотим сделать абсолютно коммерческую площадку с призовым фондом, со спонсорами, с профессиональным подходом. В команде люди, которые работали на Первом канале и ТНТ или занимались открытием Олимпиады в Сочи. С другой стороны, постараемся не превратить его в выступление Ларина. Участники будут получать деньги за баттлы и получать призовые деньги в случае побед. Мы подобрали 8 абсолютно разных участников. Персонажи максимально непохожие, кто-то уже известный баттл-рэпер, кто-то абсолютный андердог, кто-то вообще не из баттл-рэпа. Съемки начнутся в октябре.

Я не буду ни судьей, ни ведущим — буду в тени. Ведущим будет Kotzie Brown, потому что ты не найдешь лучшей кандидатуры, чтобы и сделать шоу, и сделать тру. Судей будет трое — действующий рэпер, журналист и боец ММА либо боксер. Мы уже поговорили с Бату Хасиковым и его организацией Fight Nights.

— Как на слова про маму отреагируют Бату Хасиков или просто боец из Дагестана?

— Баттлы сейчас смотрят все. И все понимают, что там могут звучать очень низкие шутки. Но хотя никакой цензуры нет, участникам мы будем говорить, что мы ждем серьезного, взвешенного и качественного баттла, а не шуток про мамку.

Баттл под бит блогеров Ларина и Джарахова тоже много смотрели (22 миллиона раз) и обсуждали — главным образом потому, что Ларин по-дилетантски не попадал в бит

— Как называется ваш баттл?

— Слова «баттл» в названии не будет вообще. Он будет называться Fidelio Punch Club. Fidelio переводится с итальянского как «верный» — то же «тру». «Фиделио» — это еще и единственная опера Бетховена, который жил в Бонне, где я тоже жил и учился почти пять лет. А поставлена она была в Вене, где я тоже очень долго жил, в Венской опере, которую я очень сильно люблю.

— Что сказал Ресторатор, когда понял, что ты будешь строить ему конкурента?

— Честно тебе скажу, что там получилась не очень хорошая ситуация. Я хотел Сане лично сказать, что меня пригласили заниматься другим проектом и, если честно, я бы хотел совмещать это с судейством на «Версусе». Но лично это сообщить не получилось, по телефону мне показалось не самым удобным, а закончилось это тем, что наш коммерческий отдел начал рассылать презентации с моими контактами, которая попала Сане. Думаю, сейчас есть некоторая обида на меня. Очень надеюсь все-таки сохранить с ним добрые отношения. И жду, что здоровая конкуренция приведет к качественному развитию баттлового движения в целом, что пойдет всем на пользу.

— Какие главные изменения произошли с русским баттл-рэпом за эти четыре года?

— Баттлы превратились в самодостаточную сцену. С внутренним шутками, с собственной мифологией. Зайти в баттлы просто неплохому рэперу стало уже невозможно — баттл-рэпер его разнесет. И качество поднялось.

Что мне меньше нравится — нездоровый ажиотаж. Хорошо, что к баттлам есть интерес, но сейчас он какой-то чрезмерный. Даже Тина Канделаки полюбила «Антихайп». И для меня очевидно, что сегодня «Антихайп» больше нужен Тине, чем наоборот. Это попытка напомнить о себе аудитории — про Тину стали забывать.

Но я надеюсь, что в будущем муть сойдет, в программе «Пусть говорят» перестанут делать «пау-пау», баттлы не будет проверять Генпрокуратура — и останутся люди, для которых они будут важны.

Подробности по теме
Из-за чего Оксимирон впервые проиграл в баттле и почему Гнойный — это рэп-Трамп
Из-за чего Оксимирон впервые проиграл в баттле и почему Гнойный — это рэп-Трамп