В понедельник никто не обсуждал «Игру престолов». Всех волновало только то, как и почему Оксимирон впервые проиграл батл. Его малоизвестный соперник неожиданно получил вызов на «Версус» за несколько оскорбительных фраз вроде «жадная до хайпа свинья» и «никогда не батлился с батл-МС». Итогом стало поражение 0:5, превратившее Гнойного в звезду момента, весь фейсбук — в экспертов по батл-рэпу, а все новостные сайты страны — в филиалы паблика «Рифмы и панчи».
0:5 — это разгром? И да и нет. Все-таки это просто сумма мнений пяти человек. Двое из них регулярно судят батлы, но большинство в жюри составляли, так сказать, селебрити, более поверхностно знакомые с предметом. Впрочем, их вердикт в пользу Гнойного вопросов у зрителей не вызвал. И вот почему.
Как это было
Кажется, никогда еще на батле Оксимирон не выглядел таким нервным.
У него не получилось завоевать аудиторию. Его третий раунд прошел при гробовой тишине, тогда как оппонент не раз заставлял зал скандировать «Гнойный, Гнойный».
У него не получалось вывести соперника из себя. Он и раньше мог орать в ухо оппоненту, но совсем странно было видеть, как он постоянно пихает Гнойного в грудь, трясет за плечи или даже хватает за волосы. Но ни вербальные атаки, ни физические не смогли убрать с лица его соперника издевательскую улыбку: король и шут, как и было сказано.
Когда пыль осядет, а удивление от победы андердога пройдет, пересмотрите «Версус» еще раз. Вы увидите, что по сравнению с совершенно однотипными раундами Гнойного (в них можно менять местами куски — и ничего не изменится), Мирон подготовил более сложное и комплексное представление. Но именно в этот раз ему громко ставят в вину: «Читал не про соперника, вот и проиграл».
Это чепуха — он так делал всегда и выигрывал. Мог втиснуть в раунд попурри из рэп-хитов разных эпох. Почему на это никогда не обращали внимание, а сейчас заметили? Потому что получилось слабее. Не то что перетончил, а увлекся — взять хотя бы декламирование Гумилева или пересказ уже ставшей мемом книги «Тысячеликий герой», под который зал молчал, словно заснул на нудной лекции.
А еще неприятно бросалось в глаза, что на батл пришел памятник Оксимирону: я заработал миллионы, я отказался от миллионов, я не хожу в телевизор, я теневой отец не только «Версуса», но и «Слова СПБ» (двух самых известных батл-площадок), я еду по стадионам, я, я, я. А про соперника: ты для галочки, ты груша для подготовки к батлу с Дизастером.
«…ты самовлюбленный, братан!» — начнет третий раунд Гнойный. И это не флип (быстрая реакция на раунд соперника), а заготовленный текст — настолько предсказуемым был пафос его оппонента.
Если батлы — это проекция выборов, битва за голоса, то Оксимирон сделал слишком много, чтобы не победить в ней.
Почему все-таки он проиграл
Давайте выслушаем его собственную точку зрения.
«Почему я проиграл? — написал в понедельник Мирон. — Потому что, как и на прежних батлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать в отличие от бесконечного „сетап-панч, сетап-панч“. Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, что в свое время повлиял на батл-рэп, — а вместо этого мне самому стоит поучиться у батловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное. Хотя гонка за количеством панчей все еще кажется мне довольно унылым подходом к батлам. Но и мой подход „проповедник а-ля Loaded Lux“ явно требует корректировки на будущее. Не будь проигрыша — я бы, наверное, так и не осознал, что нужен апгрейд».
Смотрите — опять «я, я, я». Об оппоненте коротко сказано «молодец», он даже не назван по имени. Словно победа просто упала Гнойному в руки. Но ведь это не так.
«Батл — территория постправды, здесь неважно, какой факт настоящий», — прочитает Гнойный в третьем раунде. Его победная тактика состояла именно в этом. Он как Трамп — постоянно предъявлял «альтернативные факты». И помнил, что на телевизионном ток-шоу прав тот, кто громче орет.
Как он это делал? Приемы следующие — придирки, передергивания и пародии. Гнойный приводит несколько не самых удачных цитат Оксимирона, делает вывод: говно, а не поэт. Заявляет: «Горгород» — посредственный альбом. Аргументирует: он вторичен по отношению к Оруэллу, Хаксли и Кендрику Ламару (что-о-о?). Ключевой аргумент: когда послушал твой альбом, чувствовал «словно я ассенизатор, которому всю зарплату выплатили говном».
«Твой рэп — набор самых скучных клише» и «у него нет панчей» про Оксимирона — это те самые альтернативные факты. Но когда разговор уже ушел в поле эмоций, слушатель перестает подвергать их критике. «Берут старую модель Reebok, лепят лого Окси, повышают цену в 2 раза», — описывает Гнойный то, о чем не имеет представления, — раз, и что не соответствует действительности — два. Но звучит это вполне убедительно, а значит действительно «здесь неважно, какой факт настоящий».
Так человек, обремененный ношей собственного величия и ни много ни мало пишущий историю батл-рэпа на наших глазах, встретил придуряющегося мужичка Славу, который на цитаты из древнегреческих трактатов и Гумилева отвечал: «Слышь, чепуха … [никчемная], можешь других охмурять сонетами» — и проиграл.
Что будет дальше?
Оксимирон, как и обещал, отправится на стадионы. Похоронит ли поражение его карьеру? Нет, конечно. Напишет ли Гнойный книгу «Твит, который изменил мою жизнь»? Станет ли звездой? Уже стал самым звездным антигероем рэпа. Плохо только, что на вопрос «А что послушать у Гнойного?» обычно отвечают «батл против Всячески, батл против Эрнесто Заткнитесь», словно нет всего этого множества песен, альбомов, проектов.
Однако в наибольшем выигрыше «Версус». Как бы ни наезжал на него Оксимирон, проект, сделанный друзьями на коленке, за четыре года превратился в главное развлекательное медиа страны. Известно, что после каждого батла Оксимирона «Версус» рос в популярности. Теперь же он, видимо, просто проломит потолок.