При входе в петербургский храм Анненкирхе, что на улице Кирочная, вас встречает эрмитажная кошка по имени Жозефина, звуки органа из колонок и стены в подпалинах от пожара 15-летней давности. Церковь Святой Анны — старейший лютеранский храм в городе на Неве, основанный еще Петром I. В 30-е годы XX века в его стенах открыли кинотеатр «Спартак». В 90-е годы здесь проходили громкие рейвы, а Алексей Балабанов снимал эпизоды фильма «Брат». На рубеже веков кинотеатр стал рок-клубом, в котором давал свои первые концерты Сергей Шнуров. Сегодня это действующий храм и по совместительству одна из самых интересных концертных площадок города, где можно, скажем, услышать лютниста-авангардиста Йозефа ван Виссема или посмотреть черно-белое кино в сопровождении живого оркестра. «Афиша Daily» выяснила, каким образом в одном пространстве уживаются религия и искусство.
1834 год
Гравюра Гоберта с рисунка А. М. Горностаева
Этот снимок запечатлел выступление в «Спартаке» немецкой индастриал-нойз группы Genocide Organ
«Концерты мы проводим полтора года. Главных вдохновителей двое — я и Артем Кудрявцев, сын пастора. В сентябре 2015 года мы гуляли по городу, и Артем предложил: «Сейчас Анненкирхе восстанавливается, пойдем заглянем». Зашли — а там только черные стены и пол из песка. Мрачная картина. Возникла мысль — а почему бы не сделать что‑то полезное для храма? Например, провести концерт, собрать деньги для ремонта, просто привлечь внимание. Опыт у нас какой‑то уже был — организовывали банкеты и свадьбы.
Все последующее — цепь случайностей. Мы поделились идеей со своими приятелями — дирижером молодежного оркестра Филиппом Селивановым и студентом консерватории Александром Пономаревым, которые сразу откликнулись. Выбрали оперу — «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Ребята нашли солирующих артистов, группу подпевки, оркестр — таких же студентов. Рекламу распространяли в социальных сетях, в университетах, через знакомых. На концерт пришло 500 человек — никто не ожидал такого эффекта.
Еще через месяц мы поставили оперу «Ленора» немецкого композитора Иоганна Цумштега. И снова собралось 500–600 человек. Интересно, что эта опера в современном исполнении звучала всего второй раз. Первый — в Эрмитаже два года назад. Дело в том, что «Ленора» c XIX века считалась утерянной и ее рукописную партитуру нашли только в 2012 году в одной из частных коллекций Петербурга — случайно, в каком‑то сундуке. Раньше рукопись принадлежала Александре Федоровне, жене Николая I. Современные слушатели приняли оперу на ура.
Каждый месяц мы проводим 2–3 мероприятия. Зимой — реже, потому что тяжело прогревать здание: полноценное отопление пока не налажено. Каждое мероприятие согласовываем с руководством церкви и миссионерским советом. Классику и оперу стараемся чередовать джазом, современной музыкой, спектаклями. У нас уже выступили оркестры Synergy и Olympic Brass, Sweet Hot Jazz Band, Вова Че Морале, Манижа, группа «Добраночь», проект Lord of Equator, голландский лютнист Йозеф ван Виссем, известный тем, что написал музыку к фильму «Выживут только любовники».
На киновечерах мы показали французский немой фильм «Страсти Жанны д’Арк» в сопровождении органа и хора. Японскую ленту «Голый остров» — под аккомпанемент национальных японских инструментов. Советский «Космический рейс» 1935 года. Среди спектаклей — «Дары волхвов», «Антигона», «Сталкеры», «Служанка-госпожа». Постоянно выставляются петербургские фотографы и художники, которые просто хотят показать свои работы. Например, сейчас открывается выставка творческой группы Innri rödd — около 100 картин. А в прошлом году все лето инсталлировались «Ожившие полотна» Микеланджело.
Для нас все это остается просто увлечением. Зрители оставляют на входе пожертвование — рекомендуемую сумму в 350 рублей. Деньги ни мы, ни артисты не зарабатываем. Единственная задача — окупить затраты на рекламу, аренду мебели, техники. Основную часть выручки отдаем храму — на восстановление и текущее содержание.
У нас нет цели вырасти во что‑то большее. И возможности нет. Да мы и не стремимся к этому. Основная наша задача — помощь в восстановлении Анненкирхе, которую мы оказываем всем городом».
«Концерты проходят в большом зале на первом этаже по выходным. Богослужения — на втором этаже, в часовне. Приход — 20–30 человек. По воскресеньям еще собирается небольшая община американцев и канадцев.
Каждое выступление начинается с моего вступительного слова. Во-первых, я напоминаю, что мы находимся в храме и здесь можно не только послушать музыку, но и приобщиться к Богу. Во-вторых, кратко рассказываю историю кирхи, потому что многие вообще не понимают, куда они попали и почему вокруг все выжжено.
Говорю, что архитектором нынешнего каменного здания являлся Юрий Фельтен — автор проектов Дворцовой и Сенатской площади, решетки Летнего сада. Что нашими прихожанами были Карл Фаберже, Павел Пестель, Петр Лесгафт, Антон Дельвиг, Карл и Александр Брюлловы.
Все поступающие заявки музыкантов и артистов я рассматриваю лично или с помощниками. Смотрю ролики на ютьюбе — какая подача, как публика реагирует. Например, недавно к нам обратилась одна группа, мы послушали и решили — нет, это кабацкий джаз. Тогда ребята изменили формат — надели пиджаки, бабочки, предложили другую программу и выступили.
Вещи, которых мы не приемлем, — брань, кривляния, эпатаж, провокация, тем более политическая. Группу Pussy Riot мы, конечно, не пустили бы. Не соглашаемся на спектакли, а также съемки клипов с элементами эротики, мистицизма. То есть половину заявок точно отсеиваем.
Если кто‑то меня спрашивает — нормально ли проводить в храме концерты, ставить спектакли, я говорю — да. Церковь всегда была сосредоточением общественной и культурной жизни, в том числе в России. С другой стороны, мы вынуждены обнажать проблему состояния кирхи, как‑то заявлять о себе.
В царское время наш приход насчитывал 12 тысяч человек. В 20–30-е годы XX века здесь располагалась первая и последняя в Советском Союзе лютеранская семинария, впоследствии семинаристов и священников расстреляли. В 1937 году открылся кинотеатр «Спартак». В 90-е годы он начал сдавать площадь под дискотеки, рейвы. Тогда же для временных богослужений стали пускать лютеран.
С 1998 по 2002 года тут квартировал рок-клуб «Спартак», на концерты приходило до тысячи человек. Выступали «Ленинград», «Король и Шут», «НОМ», «Аукцыон», «Два самолета». Я сам cходил на два концерта и понятия не имел, что это храм. И тем более понятия не имел, что буду в нем когда‑то служить. В нынешней часовне тогда располагался круглосуточный бар. В холле на втором этаже — игровые автоматы, по сути — казино. Открыто продавались наркотики. Проводились тантрические вечеринки, конкурсы любительского стриптиза. В 2002 году по неизвестным причинам в здании произошел пожар, выгорело все. Остались только стены — из зала можно было на звезды смотреть.
Шесть лет кирха стояла без кровли, разрушалась. Еще пять лет ушло на ремонт фасада, строительство крыши. После этого храм передали Лютеранской церкви, и теперь мы несем ответственность за внутреннюю реставрацию. Первое богослужение состоялось на Рождество в 2013 году.
То, что происходит в Анненкирхе сегодня, по сравнению с предыдущими сумасшедшими годами — Зазеркалье. Если рок-клуб выжал из этих стен все, что только мог, то сейчас идет обратный процесс. Благодаря концертам происходит восстановление церкви. Пожар стал завершающей точкой, очищением огнем. Иначе чем огнем ее, наверное, нельзя было очистить».