Илья Лагутенко поет «Алмазами» и говорит про альбом «Морская»

14 марта 2017 в 18:14
Фотография: Евгения Новоженина / РИА Новости
29 и 30 марта в Crocus City Hall состоятся концерты, посвященные 20-летию альбома «Морская» — пластинки, превратившей «Мумий Тролля» в отечественных суперзвезд.

В преддверии этого события «Афиша Daily» публикует концертное видео на песню «Алмазами», снятое мастерской Wordshop Music Video на редком камерном выступлении в «Мумий Тролль Music Bar» (размах юбилейных концертов будет, ясное дело, принципиально иным), — и комментарии Ильи Лагутенко.

Мумий Тролль «Алмазами» — live в «Мумий Тролль Music Bar»

О двадцатилетии «Морской»

«Я не очень люблю юбилеи, стараюсь не оглядываться назад, и ностальгически-романтические воспоминания — это точно не про меня. Но то, что «Морская» стала не просто альбомом, а некой «жизненной установкой» для целого поколения слушателей, — это факт. Тогда, в 1997-м, мне просто хотелось выполнить свою меломанскую мечту и издать альбом «по-настоящему», на компакт-диске с буклетиком. О том, что эти песни могут стать такими «спутниками по жизни» для миллионов людей, я и не думал. Но как раз это самое время и расставило все по своим местам».

О визуальном шоу на юбилейных концертах

Визуально-световое решение наших «морских» шоу-2017 отсылает к концертам «Мумий Тролля» в 90-х, когда видеоконтента, который все сегодня повсеместно используют, как такового не существовало в связи с дороговизной технологий. Синхронизацию света с музыкой намного проще реализовать в электронной музыке. Мы же играем традиционным рок-составом, что усложняет задачу. Многое начинает зависеть от человека, управляющего светом, — на время концерта он становится полноправным участником группы. Я несколько лет общался с разными «визитерами» от света. Это не такой большой мир, где все друг друга знают. Но перейти от разговоров к делу и найти полное взаимопонимание мне удалось пока только лишь с SilaSveta.

О том, созвучны ли песни с «Морской» нынешнему времени

«Альбом и сегодня выглядит и звучит актуально — и для тех, кто услышал его 20 лет назад на кассетах, и для тех, кто сегодня открывает его впервые. Но по сути эти песни были теми же, что я сочинял раньше и сочиняю до сих пор. Да и я тот же самый. Почему тогда они так громко прозвучали в 1997-м, а не в 1985-м или 2016-м, я сказать не могу. Видимо, дело в той самой комбинации самых различных факторов, которые невозможно просчитать.

Но главное, что мы бы сейчас об этом не рассуждали, если бы «Мумий Тролль» бодрым шагом не прошел эти 20 лет. Они не прошли даром, и мне удалось повстречать много творческих энтузиастов своего дела, с которыми мне и начертано отправиться в путешествие «Морская.20». И кажется, что наше музыкальное путешествие только начинается, и кто знает, куда оно нас с вами приведет… Хотя так я не перестаю говорить на протяжении вот уже многих десятков лет».(Смеется.)

О популярном некогда тезисе, что после «Мумий Тролля» и Земфиры большие музыканты в стране перестали появляться

«Ну если так рассуждать, то не было бы и «Мумий Тролля». Помните, вы же сами в «Афише» делали опрос — и оказалось, что поколение нынешних музыкантов единодушно конституциировало «Мумий Тролль». Сборник «Делай меня точно» был этому посвящен. Хотя тут дело не в том, кто назвался компасом земным. Я иногда думаю, что я не то чтобы хотел подражать «Аквариуму» и «Алисе», хотя Ленинградский рок-клуб все-таки был для меня этим компасом. Я просто хотел добавить и от себя, чтобы не сидеть на вынужденной диете из Леонтьева, Пугачевой и Кобзона, назойливого безальтернативного мейнстрима 80-х.

И сегодня для многих категорий слушателей есть свои большие артисты, о которых ваш сосед и не догадывается, и тому подтверждение — аншлаговые концерты в тысячных залах, толпы поклонников и миллионы просмотров на ютьюбе. В стране все хорошо с новой и свежей музыкой, я знаю это на личном опыте. Периодически меня зовут в жюри разных конкурсов для молодых музыкантов, и я не могу сказать, что ситуация катастрофическая. Кроме того, в этом году во Владивостоке уже в пятый раз пройдет фестиваль V-Rox, который мы организуем без копейки бюджетных денег. И главная его идея состоит в том, что это — фестиваль открытий, где мы открываем для слушателей новых артистов, привозим их со всей России, из Азии и Америки, даем выступить перед широкой аудиторией.

О том, на какой территории ждать следующих больших музыкальных прорывов

Время диктует другие правила: сейчас прошло время больших артистов или релизов, которые становились бы событием в масштабах страны. Мало того что музыка стала более нишевой. Сейчас свои звезды и свои благодарные слушатели есть не только у каждого жанра, но и у разных временных отрезков. Ну, например, послушайте вслепую инди-хиты 2005-го и 2017-го. Там нет никаких резкий отличий в звучании, просто пришло другое поколение молодежи — самой благодарной аудитории, с которой все и начинается. Мне кажется, что сейчас самое главное — человеческий фактор, способность артиста расположить к себе не просто хорошей песней, а цельной историей. А вообще сегодняшние звезды рок-н-ролла — это повара! Да, да — хороший шеф, который вкусно готовит. Оценить это по-настоящему можно только в момент принятия пищи. Так и с музыкой будет.

Расскажите друзьям