Он изменил правила «Грэмми»
Микстейп «Coloring Book», принесший рэперу победу в номинации «Рэп-альбом года», стал первым в истории «Грэмми» релизом, который распространялся исключительно через стриминг-платформы и выходил без поддержки мейджор-лейбла. Раньше такой DIY-формат комитетом премии попросту игнорировался.
Неизвестно, побудил ли их переписать правила именно успех Ченса, но факт остается фактом — независимой музыки на премии теперь будет больше (нововведение предусматривает, что для попадания в номинацию у артиста должно быть выпущено не менее пяти синглов).
Он из Чикаго — города, поставляющего хип-хоп совсем другого рода
Широко известен Ченс стал после микстейпа «Acid Rap», датированного 2013 годом. Меломанская запись, где смешались в кучу пружинистый флоу, сверхскоростной джук, песни играющего словами бездельника и ностальгия по маминым вафлям с джемом. Герой его песен смотрел на мир глазами ребенка — и это резко контрастировало с тем хип-хопом, который был характерен чикагской сцене.
Тогда она была главным поставщиком минималистичного криминального течения, именуемого дрилл-рэпом, самым заметным представителем которого был Чиф Киф, автор хита «I Donʼt Like». На таком фоне Ченс выделялся как студент музыкальной консерватории в толпе прогульщиков-двоечников.
Из-за обособленности и музыкального авантюризма Ченса стали сравнивать с его ментором Канье — тоже представляющим Чикаго, в середине нулевых положившим конец доминированию гангста-рэпа и с трудом уживавшимся в каких-либо рамках.
Дебютный микстейп он записал после исключения из школы
История названия релиза «10 Days» такова — в выпускном классе Ченса поймали на курении марихуаны и отстранили от занятий на 10 дней. Эти две недели рэпер решил посвятить написанию микстейпа, но работа отняла чуть дольше — целый год. «Ты записал микстейп? Хорошая работа! Надеюсь, ты найдешь себе хорошую работу», — иронизировал тогда еще школьник над собственными мечтами о рэп-карьере, но сами видите, чем все обернулось.
Сейчас он исполняет госпел-рэп, а раньше предпочитал молитвенной будке дудку
Микстейп «Coloring Book», принесший рэперу сразу три премии «Грэмми», — это воспевающий Бога одухотворенный госпел-рэп, музыка безграничной благодарности (незадолго до его выхода у Ченса родилась дочь, это стало лейтмотивом релиза) и примата добра над злом.
Если Ченс и приподнимается над землей, то самую малость — это все тот же кузнечиком прыгающий по сцене раздолбай, а песни о хлябях небесных сменяются критикой корпоративной системы лейблов («Как они смеют называть себя «боссами»? — читает он в одной из песен. — У них самих ведь так много боссов!») и жалобами на малознакомых людей, которые представляются дальними родственниками, лишь бы Ченс согласился подкинуть их домой.
К спиричуэлс и госпелу Ченс пришел не сразу. Создается впечатление, что определенную роль в этом сыграл коллектив The Social Experiment, аккомпанирующий ему на концертах. На альбоме-мюзикле этого бенда «Surf» Ченс появляется лишь в половине песен. Но для понимания творческого вектора этого чикагского самородка релиз носит статус обязательного, по сути, представляя собой мостик от «Acid Rap» к «Coloring Book».
Его не найти на платных сервисах, всю музыку Ченс раздает бесплатно
После успеха «Acid Rap» встречи с рэпером искали представители каждого первого лейбла. Но фурор, который удалось произвести исключительно своими силами, убедил артиста и дальше полагаться на себя.
Для выстроенного им бренда это ключевой момент: слушатели знают, что между артистом и потребителем не существует препон, а люди в офисах не предпринимают попыток креативного контроля. Свою музыку артист выкладывает для бесплатного прослушивания на сервисе SoundCloud, где каждая песня собирает десятки миллионов прослушиваний. Пускай Ченса и называют революционером, прокладывающим дорогу другим независимым музыкантам, но, по сути, его модель распространения целиком основывается на сарафанном радио и легкодоступности материала. Оказалось, для того чтобы тебя пиарили твои же слушатели, надо просто делать классную музыку. Ну надо же.
Активно участвует в жизни города
23-летний рэпер не сторонится благотворительности. В центре искусств, который он посещал в детстве и где проходили его первые выступления, при его поддержке запущены поэтические вечера открытого микрофона. Зимой артист инициировал программу по сбору ста тысяч долларов на пошив курток — спальных мешков для бездомных, а осенью организовал в Чикаго большущий фестиваль, на котором выступили глыбы вроде Канье Уэста и Скриллекса.
Из-за него задержался выход альбома Канье
Не беремся утверждать наверняка, но, насколько мы можем судить, много лет наблюдая за поведением и высказываниями Канье Уэста, в мире не так уж много людей, готовых вступать с ним в спор. Ченс, хоть всегда и называл Уэста важнейшим музыкантом в его жизни, как раз из тех, кто решился возражать человеку, называющему себя Йизусом.
На альбоме «The Life of Pablo» Ченс поработал над 5 песнями. Одной из них была «Waves», которую в последний момент было решено выкинуть из треклиста. Как только об этом стало известно, Ченс же настоял на внеочередной студийной сессии и потребовал доработать трек, аргументируя свое решение тем, что с такой-то песней мир станет чуточку лучше. Не знаем, убедило ли это Канье, но он согласился отложить ради нее выход альбома, запустив в твиттере хэштег #винитеченса, набравший десятки тысяч репостов. После премьеры альбома еще больше ретвитов набрал хэштег #благодаритеченса.
Однажды в будущем Канье и Ченс обещают выпустить совместный альбом. Известно и название — «Good Ass Job». Точнее, это название было у Канье еще десять лет назад: так он собирался назвать четвертый альбом, закрывающий его «университетский» цикл («College Dropout», «Late Registration», «Graduation»). Если это действительно произойдет, можно даже попробовать догадаться, каким способом Ченс будет подталкивать Канье к работе над проектом, ожидаемым фанатами (и самим Ченсом) более 10 лет.
Просто он снова скажет, что такая музыка сделает мир лучше. И снова окажется прав.