Как превратить две татуировки в группу компаний
Наступление 2017 года компания Black Star — детище Тимати и его близких друзей — встречала на новом месте, в особняке неподалеку от метро «Курская». Переезд выглядел символично — незадолго до него было сообщено о ребрендинге Black Star, превратившегося в группу компаний.
«Мы смотрим на западные аналоги и такой структуры, как у нас, на сегодняшний день не видим, — рассуждает Тимати. — Все лейблы в Америке в первую очередь заточены под музыку. Иногда звезды выпускают одежду, рекламируют спиртные напитки. Но мы давно уже не просто лейбл или музыкальная компания».
Летом 2006-го Тимати забил кисти рук татуировкой Black Star. В интервью он объяснял, что такое название получит его новый бренд, который объединит под собой музыкальный лейбл, линию одежды и ряд других бизнесов. За прошедшие десять лет это видение удалось воплотить в жизнь.
Партнер Тимати, гендиректор Black Star Павел «Пашу» Курьянов рисует без шуток захватывающие картины будущего: он рассказывает о планах построить отдельный городской кластер, где будут и фабрики Black Star, и дома сотрудников, и большой логистический центр.
Тимати, в свою очередь, обещает — и это хорошая новость для хейтеров, — что в будущем меньше времени будет проводить в турах и реже выпускать релизы. И сфокусируется на развитии компании. «Мне бы не хотелось в 50, в 70 лет быть просто артистом, который дает концерты — и все», — объясняет он.
Почему бургеры могут стать самым прибыльным продуктом Black Star
«Если взять выручку Black Star за 100 процентов, — подводит итоги 2016-го гендиректор и совладелец компании Павел Курьянов (Пашу), — то примерно по 45 нам приносили музыкальный лейбл и линия одежды Black Star Wear». Но прошлой осенью компания создала новую московскую достопримечательность — очередь на Новом Арбате, терпеливо стоящую в снег и дождь у дверей Black Star Burger. И теперь Павел оптимистично рассчитывает, что гастрономическая деятельность со временем будет приносить до 60 процентов от общих доходов Black Star, — для этого компания уже сейчас занимается строительством фабрики-кухни и готовит открытие еще 5–6 новых кафе в Москве.
Экстраординарный хайп вокруг бургерной — свидетельство уверенных позиций Black Star в соцсетях и умения работать с интернет-аудиторией. Именно в инстаграме чаще всего можно было увидеть, как Тимати пушит новое учреждение общепита — в частности, лично пробует «сочные, мощные» бургеры. Считается, что это он придумал есть их в черных одноразовых перчатках, потому что несколько раз залил руки и одежду соком, когда тестировали бургеры. Тимати считает, что из подобных деталей выстраивается привлекательный образ заведения.
С этим трудно согласиться полностью. В Москве нет дефицита бургерных. И люди часами ждали у входа явно не ради того, чтобы натянуть резиновые перчатки и слопать булку с котлетой. Пожалуй, мы имеем дело с чем-то почти магическим — со счастливым совпадением многих факторов, когда притягательность бренда «Тимати» наложилась на вкусовые предпочтения его аудитории.
«У нашего бургера за 260 рублей себестоимость 230, — погружается в цифры Тимати. — В этом сегменте с нами никто не может конкурировать, потому что любой хенд-мейд-бургер начинается от 360 рублей (на самом деле чизбургер в «Фарше» у Новикова стоит 280 рублей, мраморный чизбургер в «Воронеже» — 290 рублей, цены на бургеры в Burger Heroes начинаются с 250 рублей. — Прим. ред.). Минимум продаем 2000 единиц в день. Ни одна бургерная в Москве не может похвастаться таким результатом, если это не трехэтажный «Макдоналдс». Мы в минуту выдаем около 4 бургеров — это супербыстро. Почему тогда очередь? Спрос большой. Люди на кассе порой долго выбирают ингредиенты. Площадь всего около 100 квадратов, кто-то засиживается — приходится ждать с подносом. Но я думаю, что с открытием новых точек трафик перераспределится».
А вот запуск барбершопа и тату-салона «13 by Black Star» в центре Москвы, похоже, не вызвал подобного шума. Впрочем, в этом случае цель сделать народный массовый продукт и не преследовалась. Тимати называет расценки «средними, хорошими» (стрижка — 2000 рублей, стрижка бороды — 1000) и уверяет, что там собраны лучшие мастера страны.
«Допустим, ты на следующей неделе полетишь в Москву. И помимо Black Star Burger, Пушкинского музея и какой-то тусовки хочешь зайти постричься или сделать татуировку, — рисует Тимати план идеального уик-энда в столице. — Хочешь забиться у того мастера, у которого делал татуировки Тимати, — пожалуйста, вот он сидит».
Как Тимати научился жить без телевизора
Инстаграм сыграл большую роль в том, чтобы выстроить покупателей у двери бургерной. Но он не менее важен и для сегодняшнего музыкального бизнеса.
Тимати застал старые правила игры, где узнаваемым тебя делали ротации по ТВ и выступления на «Песне года». Сегодня молодая аудитория сама выбирает, что смотреть. Поэтому так важно, чтобы контент распространял себя сам. Black Star — одни из чемпионов по виральности.
«Я себя считаю спецом в этой деятельности, — подтверждает Тимати. — Со мной мало кто в России может поспорить по маркетологическим запускам вирусных роликов. У меня есть на это чуйка». В подтверждение этих слов Тимати немедленно вспоминает клипы «Давай, до свидания» и «Дерзкая».
«Редкий вирус запускается сам по себе, если мы не говорим о том, как в стену влетел мотоцикл или толстая девочка поскользнулась, — продолжает он. — Чтобы запустить вирусность, нужно чувствовать тренд и уметь поддержать распространение истории. Плюс внутри истории должна быть энергия, которая зацепит людей.
Интернет — это замечательный лакмус. Если раньше все было навязано эфирами и радиокорпорациями, то сейчас ты просто кидаешь в интернет — и интернет сам определяет, что ему интересно. Конечно, это помогает торговать. Таких инструментов 7–8 лет назад просто не было. И все-таки сделать музыкальный продукт вирусным трудно. Потому что нельзя запрограммировать аудиторию, она сама определяет, вирально это или нет. И потому что в основном вирусными становятся нонсенс, глупость, катастрофа».
Как Black Star превратился в, возможно, главный лейбл страны
Все множество бизнес-проектов — это дополнительные этажи, надстроенные на музыкальном фундаменте. Интерес к бренду Black Star продиктован все-таки тем, что за ним стоят совершенно конкретные люди — модные музыкальные исполнители. Поэтому лейбл наверняка останется одним из ключевых направлений. Но и там тоже произошли — и продолжают происходить — большие перемены.
Тимати вспоминает, что еще несколько лет назад подход к подписанию артистов был проще. «Происходило это так: обращались люди, менеджеры или просто друзья. Приходили пообщаться, чаю попить, песни послушать. Коллеги говорили: «Мы не знаем, Тим, сам разберись». Я говорил: «Да, верю, сможет, берем».
Тимати долгое время оставался единственным действительно узнаваемым артистом Black Star. Имена большинства музыкантов, подписанных на лейбл в период с 2006-го по 2012-й, сегодня прочно забыты. Единственное исключение — рэпер из Одессы Джиган (Денис Устименко, работал с Black Star с 2007 по 2013 год), чьей визитной карточкой и ключом к успеху стали совместные треки с поп-вокалистками. В результате он не только продавал много концертов, но и находился в топ-3 в стране по продажам реалтонов и рингтонов.
Серьезная перестройка стартовала в 2012-м: стал меняться и ростер, и отношение к делу. Тогда же Black Star подписал свою следующую звезду — выросшего в Якутске рэпера LʼOne (Леван Горозия). Человеку, неплохо известному в рэп-среде, но никогда не находившемуся на первых ролях, сотрудничество с Black Star помогло раскрыться — в результате LʼOne превратился в одного из самых высокооплачиваемых рэп-артистов страны.
Другой хедлайнер, Егор Крид, был подписан в статусе молодого автора нескольких ютьюб-хитов, популярных у девочек. Понадобилось несколько лет работы, чтобы наконец конвертировать тот интернет-успех в хиты и гастроли, сегодня Крид — одна из самых известных молодых поп-звезд.
Аспирант МГУ Матвей Мельников подписался на Black Star в 2013 году. На тот момент он являлся исполнителем симпатичного соул-рэпа, неизвестным широкой аудитории. 2016-й Мот заканчивал одним из самых активно гастролирующих рэп-артистов страны — правда, и репертуар ему пришлось существенно модифицировать.
«Все ребята, которые подписаны на лейбле, — если оглянуться на 2–3 года до подписания контракта с нами, у них ничего не было — ни денег, ни шансов, — считает Тимати. — Сейчас они известны на всю страну, покупают машины и квартиры». И их пример не остался незамеченным. Если переход LʼOne на Black Star часть его поклонников приняла в штыки (вряд ли мы сделаем открытие, если скажем, что среди поклонников рэпа репутация Тимати никогда не была высокой), то сегодня на кастинги «Молодая кровь», победителей которых ждут контракты с лейблом, стекаются тысячи молодых людей.
Сейчас на лейбле, что называется, процессы отлажены («Стало больше бюрократизма в компании», — формулирует Тимати). Решения по артистам принимаются совместно после изучений сводок аналитического отдела, обсуждений и голосований. По словам Тимати, в последнее время они регулярно получают предложения заняться менеджментом тех или иных артистов — но им это неинтересно, поскольку их приоритетами сегодня является продюсирование. А новых подписантов их скауты ищут среди новичков. «Те, кто и так состоялся, как Джа Калиб или Монатик, уже не нуждаются в лейблах, — считает он. — Мы за такими ребятами не охотимся. Наша задача — нырнуть в недра, открыть раковину, достать жемчужину и уже сделать из нее украшение».
К каждому новому артисту лейбл теперь намерен прикреплять «субпродюсера» с обязанностями, аналогичными тем, что на американских лейблах выполняют A&R-менеджеры. Тимати перечисляет их так: «Этот человек занимается карьерой артиста, ведет его дела, да и вообще вся коммуникация с артистом у компании будет исключительно через этого продюсера. Он определяет контент, определяет, на какие программы ходить или не ходить, в какую сторону двигаться».
Общеизвестно, что даже новые подписанты Black Star почти сразу включаются в гастрольную деятельность. Считается, что это заслуга концертного отдела, сотрудники которого не просто принимают звонки, а сами активно пушат региональных организаторов. «Не все проекты выстреливают, но большинство ребят дают концерты, — подтверждает Тимати. — Даже наши новые: Клава Кока, Дана Соколова, Скруджи — они все уже ездят [на гастроли]. Может быть, у них не 15–20 концертов, но 5 концертов в месяц есть. Потихоньку вкручиваются, начинают работать».
Эта модель напоминает большой музыкальный супермаркет: поиск артиста, упаковка, выдача на рынок. Примерно как с бургерами.
«С одной стороны, можно так сказать, — не сразу соглашается Тимати. — С другой стороны, это абсолютно продвинутая современная технология. Так работают лучшие западные лейблы. Это можно назвать супермаркетом, ведь в супермаркете все очень четко. Чем он и отличается от рынка, где все отношения на пальцах. У нас должна быть понятная, эффективная структура. И никого больше не будут тянуть за уши: «Парень, давай сдавай пластинку, давай двигаться». Не хочешь — пожалуйста. У себя в углу можешь потихонечку умирать. Будут подниматься те ребята, кто действительно хочет рвать».
Как Тимати стал совсем другим артистом и почему не все это заметили
На вопрос о том, какой артист приносит лейблу больше денег, Тимати отвечает, что полтора года назад пальму первенства держал LʼOne, затем ее перехватил Егор Крид, а сейчас на подходе Мот. О себе он говорит, что находится в более высоком ценовом сегменте и не дает много концертов — ездит в отдельные туры. Однако те же пять лет назад билетных концертов у него не было вовсе. Были корпоративы и так называемые клубные шоу — заточенный под ночные клубы формат выступлений с диджеем. Эту ситуацию тоже пришлось переламывать довольно долго, меняя и образ, и репертуар.
Григорий Лепс, несколько лет подряд устраивавший сольные выступления Тимати в Crocus City Hall, вспоминал, что первые два концерта в 2012-м и в 2013-м были убыточными, в 2014-м удалось выйти в ноль, и только четвертый концерт принес прибыль. А в 2016-м Тимати уже выступал с сольным концертом в «Олимпийском».
Не все отдают отчет, до какой степени нынешний Тимати-музыкант не похож на себя пяти- и десятилетней давности. Впервые засветившись в роли бэк-МС у Децла (строчка «Мой друг Тима включал все новые пластинки» в треке «Вечеринка» — о нем), в начале нулевых Тимати стал известен среди золотой московской молодежи как участник объединения с претенциозным названием VIP77. «У нас фиеста, лохам здесь не место», — сообщалось в одной из их песен.
После участия в четвертом сезоне «Фабрики звезд», принесшем ему всенародную известность, Тимати продолжал эксплуатировать образ хвастливого, выставляющего свой достаток напоказ молодого человека. «Мистер Black Star, золотой ребенок», «Где лучшие тусовки — у нас в клубе» и «Те, кто меня не любит, просто мне завидуют» — если вам понадобится охарактеризовать его прежнее творчество в трех цитатах, то эти подойдут лучше прочих. «У нас были другие ценности, — вспоминает Тимати. — Хотелось заработать, стать популярным, чтобы были девчонки, машины и крутые парни вокруг».
Естественно, многих это раздражало. Сложно поверить, что к тому надменному и высокомерному персонажу кто-то пришел бы за бургером. Другое дело, что сегодняшние 18-летние не знают ни про «Фабрику звезд», ни про песню «Плачут небеса», ни про все, что было потом.
Как Тимати сформировал политическую позицию и почему его не волнует ваше мнение на этот счет
«Я могу гораздо больше, чем просто выступать на сцене, — считает Тимати. — У меня это неплохо получается, как свидетельствуют последние успешные туры. Но настанет момент, когда основное время я буду тратить на компанию».
В его речи проскакивает довольно пафосная фраза: «построить компанию, которая будет менять облик России». Он быстро осекается и говорит, что бизнес-элита пока не совсем серьезно их воспринимает, — но убежден, что рано или поздно им придется эту точку зрения пересмотреть.
«Как Black Star может изменить облик России? — переспрашивает он. — Подать пример — когда ты что-то делаешь первым, люди начинают ориентироваться на тебя. До того, как Гагарин в космос полетел, люди не представляли, что это возможно. У нас есть уникальная возможность доносить до людей информацию. Многие только мечтают о такой. Компании тратят миллионы долларов, чтобы получить прямой контакт с такой аудиторией, который у нас есть, благодаря музыке. Но вместе с этим приходит и осознание огромной ответственности. Наши артисты не читают про наркотики и алкоголь. Мы участвуем в огромном количестве социальных проектов. У нас есть производство турников, брусьев, и этот спортинвентарь мы устанавливали в Москве за свой счет. Мы не крадем и не пилим бюджет. Мы на сегодняшний день 400 человек трудоустроили. С божьей помощью — хватит сил — через год будет 1000 человек. Потом полторы, потом две».
Темы социальной ответственности и патриотизма появились в его песнях и публичных высказываниях в последние пять лет — и с каждым годом звучат все громче. Они пришли на смену легкомысленным шлягерам, приглашающим пересидеть кризис в Сен-Тропе. Сегодняшнему Тимати запрещен въезд на Украину — как и еще ряду артистов Black Star, а его близкая к абсолютной лояльность власти давно не секрет.
«Чтобы быть патриотом, нужно созреть мозгами, — объясняет он случившиеся перемены. — 5–6 лет назад я не был к этому готов, не видел потенциала своей страны. Смотрел через призму негатива: у нас все плохо, у нас воруют. Но чтобы было хорошо, нужно задницу поднять и начать что-то делать. Да, мы поддерживаем нынешнюю власть. Я вижу, что ставка, которую я сделал на Владимира Владимировича, оправдалась абсолютно по всем показателям. Конечно, невозможно поменять в одночасье всю страну. Но есть хорошие предпосылки».
По словам Тимати, его поддержка абсолютно бескорыстна. И ни разу государство не выделяло его компании ни субсидирования, ни финансирования. Допустим — но если завтра им вдруг отдадут на суперльготных условиях землю под строительство их Блэкстар-сити, будет ли это поводом усомниться в искренности всего сказанного? И не была ли позиция патриота-государственника занята сознательно в расчете на преференции для бизнеса?
«Если вы твердо решили, что мы поддерживаем власть, чтобы они нам что-то субсидировали, — говорит Тимати после паузы, — то в своих интервью я не смогу вас переубедить. И я, в принципе, этого делать не собираюсь.
Если госкомпании или госаппарат обратят на нас должное внимание и предоставят нам землю, чтобы мы запустили там производство ткани, построили свой завод, построили академию для обучения персонала, — мы будем счастливы. И еще раз скажем спасибо. И это будет значить, что не зря мы верим в людей, которые сейчас находятся у руля.
И я могу искренне сказать — мне совершенно по фигу, поверите ли вы мне, поверит ли мне ваш читатель.
Я смотрю на команду Путина, на то, как он играет на международной политической арене. И гордость меня берет. Я абсолютно искренне горжусь своим президентом. И дай бог ему здоровья, чтобы дальше нести этот непростой крест».