25 главных альбомов ноября

«Афиша Daily» выбрала 25 наиболее примечательных музыкальных альбомов прошлого месяца, снабдив их обзорами, оценками и ссылками на прослушивание.
A Tribe Called Quest «We Got It from Here… Thank You 4 Your Service»
Для тех, кому лень долго читать, — феноменально сильная работа. А теперь подробнее. A Tribe Called Quest появились во второй половине 80-х, а заявили о себе в самом начале 90-х, когда в Лос-Анджелесе трясли пистолетами под N.W.A., а в Майами — задницами под The 2 Live Crew. A Tribe Called Quest предлагали что-то другое: эклектичное семплирование, афроцентризм и сознательность, вставшая во главе угла при создании нью-йоркского объединения единомышленников Native Tongues, другими примечательными участниками которого были De La Soul и Jungle Brothers. Музыка A Tribe Called Quest была продуктом XX века, там она и осталась — последний релиз группы выходил 18 лет назад. И хотя они несколько раз собирались для совместных выступлений, но только в 2015-м решились заняться сочинением нового материала всерьез. Этот альбом старомодно записан дома у Q-Tip, которому требовалась химия совместного студийного творчества, а не стерильный обмен файлами в интернете, — и результат оказался фантастическим. Эффект от «We Got It from Here… Thank You 4 Your Service» нельзя объяснить одной ностальгией. Все, за что их любили, осталось при них. И все это на фоне нынешнего рэпа не выглядит старческим кряхтеньем — это освежающе передовая, полная жизни работа. Увы, до ее релиза не дожил Phife Dawg, что дало повод заявить: альбом станет последним в карьере A Tribe Called Quest. Не так много групп в современной музыкальной истории уходило на настолько высокой ноте. 9/10
Apple Music
«Грибы» «Дом на колесах, часть 1»
Альбом «Дом на колесах, часть 1» не гонится за трендами, но формулирует их. Качающий крупнозернистый бейслайн, под который с удовольствием притопчут обитатели окраинных новостроек, отсылает то ли к хиту «Flat Eric» Мистера Уазо, то ли к песне «Bonkers» Диззи Раскала, но является чем-то другим, полностью самостоятельным. Тексты типа «Я не в себе, два колеса, одно тебе, другое мне — велосипед, у нас все есть, давай висеть» тоже, есть ощущение, очень точно постулируют сегодняшнюю молодежную повестку. Видео, которые снимает человек по имени Vlad Fishez, идеально соотносятся с тем, что из себя представляют «Грибы» и их творчество. Плевать, что «Интро» через кадр оглядывается на «99 Problems» Джей Зи, что у зрителя могут возникнуть ассоциации с работами Kourtrajmé и Ромена Гавраса, что в этих видео много клише, — это максимально правильные, натуральные и работающие клише. Мода на «Грибы» — явление того же порядка, что и всеобщее упоение гоп-фэшном, ностальгия по девяностым или повышенное внимание к постсоветской окраинной архитектуре. Они надежно заняли эту почему-то пустовавшую нишу, и непонятно, отчего никто до них не решил это несложное уравнение. Был это расчет или наитие, но факт в том, что Бардаш и компания спродюсировали первый со времен «Мальчишника» бойз-бенд, который оказался не сладеньким, а угловатым и брутальным, и всех удивили. 9/10
Apple Music
Metallica «Hardwired… to Self Destruct»
Metallica, вероятно, единственная металлическая группа, записи которой разошлись по свету 100-миллионным тиражом. Скорее всего, единственная металлическая группа, которую зовут разогревать Кендрика Ламара и Рианну в Центральном парке. И уж точно единственная металлическая группа, приглашаемая к Джимми Фэллону, чтобы сыграть свой главный хит на детских инструментах. Если совсем вкратце, Metallica — металлическая группа для тех, кто не слушает хеви-метал. Что, разумеется, не мешает ей оставаться тотемной для жанра и обремененной грузом ожиданий как бы лояльной аудитории, вечно раскатывающей губы на новый «Ride the Lightning» или «Master of Puppets». Ну и поскольку антикризисную радикализацию их звучания («St. Anger») оценили, мягко говоря, не все, а за собственные корни они уже подержались на «Death Magnetic», Metallica решили взять масштабом. Габариты — два диска, дюжина песен, 77 минут звучания — являются фундаментальной характеристикой и главной (ну или единственной) проблемой «Hardwired…» — альбома убедительного, но местами неуклюжего. Его первая, щедрая на шум, ярость и зубодробительные риффы половина в целом устроит даже тех, кто продолжает надеяться на второй «Kill 'Em Al». Вопросы есть ко второй, кажется, рассчитанной на тоскующих по эпохе «Load» и «ReLoad», альбомной половине. «Тяжелая музыка для тяжелых времен», — гласит соседствующий с его кошмарной обложкой слоган на iTunes, предположительно, имея в виду ударный сингл с пророческим припевом: «Weʼre so fucked/Shit outta luck/Hardwired to self-destruct». Это редкое для Metallica попадание в цайтгайст наверняка случайность: хотя они и представители рок-н-ролльного истеблишмента из демократического штата Калифорния, Страшный суд стал главным лирическим героем песен Хетфилда задолго до выборов 45-го президента США. Но, как бы то ни было, у «Hardwired… to Self-Destruct» есть превосходный шанс заинтересовать неофита. Сложно предсказать, какую оценку поставит фанат «Металлики» со стажем, но для обывателя, знакомого с вершками вроде среднестатистического сетлиста их концерта, новый альбом — еще один аргумент в пользу того, что играть на погремушках в телевизионный прайм-тайм эту группу зовут не зря. 8/10
Apple Music
The Weeknd «Starboy»
26-летний канадский музыкант шесть лет назад складывал футболки в магазине American Apparel, а в свободное от этого занятия время записывал композиции, которые меняли лицо жанра RʼnʼB. Построенные на фундаменте седативных электронных битов, они были полны и мрака, и порока — что выгодно отличало их от царивших в чартах тем времен RʼnʼB-композиций. Теперь футболками в магазине занимается кто-то другой, а The Weeknd уже сам в чартах; правда, от альбома к альбому теряя былую неотшлифованность. «Starboy» — еще один шаг в этом направлении, которым The Weeknd как бы говорит старым поклонникам: «Если вы так любите дебютную трилогию — воля ваша, мне же интереснее попробовать стать новым Майклом Джексоном». Его новый альбом — холодный электронный поп, который и на территорию диско способен забраться, и с равным успехом найти применение талантам Кендрика Ламара с Daft Punk. 8/10
Apple Music
Justice «Woman»
Третий альбом френч-хаус-дуэта (практически камбэк — молчали пять лет) — уже совсем не та нервная музыка, под которую модно одетые хулиганы лупили прохожих в клипе «Stress». Теперь они пригласили в студию певцов, добавили в музыку фанка — и зазвучали как довольно рядовая поп-хаус-группа. Кое-где, впрочем, былые сырость и агрессия проявляются в полный рост — смотри песни «Alakazam» или семиминутный рейв-боевик «Chorus». 7/10
Apple Music
Кристина Си «Светом во тьме»
На этих страницах чаще привечают поп-музыку специфическую, не нарочитую. Вот ее противоположность: современный новый поп, который, как это заведено на лейбле Black Star, производится с четким таргетированием, правильным маркетингом и привлечением профессиональных сонграйтеров и саундпродюсеров. Кристина Си подписала с ним контракт еще три года назад и все это время выпускала синглы, не обнаруживая стремления выпустить альбом. «Светом во тьме» содержит амбицию показать Кристину с новой стороны. Непонятно, насколько удачна эта попытка: там, где мы видим Кристину в привычном образе дерзкой девушки, все интересно, но когда начинаются банальные песни о любви, хочется зевать. Избавься она от них и выпусти более лаконичную EP, эффект мог быть больше. 6/10
Apple Music
VLNY «Грустные танцы»
«Диван как танцпол, магнитофон, ручки вправо — и нас слышит весь дом». Самарская группа конструирует свою версию российской популярной музыки: тут и игривость Дорна, и много других правильных влияний — от эротического диско Blood Orange до приторможенного дип-хауса. Потенциально все нужные слагаемые, чтобы зазвучать не только в «ВКонтакте», но и как минимум в больших клубах. 6,5/10
Apple Music
Tinashe «Nightride»
Пару лет назад певица и бывшая модель Тинаше записала хит «2 On», выпустила дебютный альбом — и сразу была записана в ряды новых звезд RʼnʼB. Но потом ее второй альбом два года переносился, певица стала выпускать совсем уж приторные EDM-песни с Крисом Брауном и немного потеряла в актуальности. Микстейп «Nightride» — возвращение в форму, холодный, но полный страстей RʼnʼB по всем канонам 2016-го. 8/10
Apple Music
«Мегаполис» «Zerolines»
Коллектив Олега Нестерова уже доказал, что существует в совершенно отдельной реальности, с которой деятельность их коллег/конкурентов не особо-то пересекается. В этом смысле пластинка «Zerolines» вряд ли преподнесет сюрпризы — это еще одна тонкая, неспешная запись, полная какой-то инопланетной красоты. 8/10
Apple Music
Макс Корж «Малый повзрослел»
Макс Корж по-прежнему здорово чувствует своего слушателя. В этом убеждает его новый альбом «Малый повзрослел» — мужские, или, правильнее сказать, пацанские, пылкие, пышущие тестостероном сочинения, словно предназначенные для исполнения под гитару, однако решенные в неглупой и эффективной высокооктановой стадионной электронике. 7,5/10
Apple Music
«Хлеб» «Белый»
Мы живем в момент, когда в русский рэп приходит все больше молодых русских комиков, видимо, еще и потому, что аудитория тех и других сидит в ютьюбе и очень сильно пересекается. «Хлеб» — один из наиболее удачных примеров такого рода синергии. Тонких шуток ждать не надо; они берут рэперские стереотипы, тренды и мемы и сталкивают их с самым эффективным юмором на свете — туалетным. К примеру, есть песня «Слэм» с таким посылом, что здесь никто не узнает, что ты гей, поэтому вперед в слэм, хватать парней за задницы. Создатели альбома «Белый» придуривались от всего сердца и, кажется, очень весело проводили время. Впрочем, заполненный под завязку московский Yotaspace на презентации этого альбома тоже не скучал. 7,5/10
Apple Music
Mumdance & Logos «Different Circles»
Mumdance и Logos имеют за плечами немало релизов на видных лейблах Rinse, Tectonic и Keysound. На этот раз два видных представителя английской постграйм-сцены собрали смиксованную компиляцию для лейбла Different Circles, которым они руководят совместно (а еще под этим именем они проводят серию вечеринок с экспериментальной клубной электроникой). 21 трек, среди авторов которых — Rabbit и Airhead, обращается к наследию английского рейва, препарирует джангл и грайм, рассыпает звуки из компьютерных игр и конструирует собственную версию звука будущего. 7/10
Apple Music
Burial «Young Death/Nightmarket»
Два новых трека (один идет шесть минут, другой семь) британского нелюдима Уильяма Бивэна. И в том и в другом возникают лишь отдаленные намеки на ритм, в остальном это торжество потустороннего: обрывистые синтезаторные мелодии, всполохи и шорохи на фоне, треск винила, гудки и растворяющиеся в тумане голоса. Если раньше музыку Burial описывали как «звуки ночи после рейва», то теперь там нет никакого намека на рейв, одна сплошная, полная тумана ночь. 7,5 /10
Apple Music
Demdike Stare «Wonderland»
Электронный дуэт из Манчестера работает с лейблом Modern Love (другой столь же важный клиент — Энди Стотт); их продукт — шумная, резкая электроника, идеальная, чтобы вскрывать головы посетителей техно-рейва в какой-нибудь спартанской индустриальной локации. Новый альбом «Wonderland», на наш вкус, лучший в дискографии Demdike Stare. Он пропускает через мясорубку хоть хаус, хоть гэридж, хоть дансхолл; он довольно бесцеремонен к слушателю — и подкупает именно этим. 8/10
Apple Music
Sunsay «Выше головы»
Новый альбом Андрея Запорожца — разнородный материал, где находится место и приджазованному хип-хопу, и теплому ритмичному соулу, и дискофанку в духе то ли Jungle, то ли Blood Orange. От артиста с таким послужным списком сложно ожидать сюрпризов (все-таки это шестой альбом Sunsay, а прибавьте сюда релизы групп «5«nizza» и «Lюк»). Но они здесь есть: это и совместка с Иваном Дорном «Время — мираж», на которую первым делом щелкнет слушатель, и, например, абсолютно изумительная песня с дурацким названием «Лола любит лимонад». 7/10
Apple Music
Лоренцо Сенни «Persona»
В руках итальянского продюсера Лоренцо Сенни транс — официально самая проклинаемая и презираемая разновидность электронной клубной музыки — превращается в полную свою противоположность. Эйфорические синтезаторные паттерны почти полностью лишаются каркаса из бита и баса, что дает на выходе продукт крайне любопытный, отнюдь не выхолощенный, эмоциональный и созерцательный. Записав два альбома с экспериментами подобного рода, Сенни попал в поле зрения лейбла Warp, где и выходит эта EP. В целом его подход напоминает тот, с которым пару лет назад к не слишком богатому на сюрпризы жанру грайм подошли электронные продюсеры вроде Mumdance, Murlo и Dark0, препарировав его и пересобрав в нечто новое. Любопытно, найдутся ли у Сенни последователи и единомышленники, чтобы подобным же образом сформировать новую транс-сцену. 8/10
Apple Music
Орен Амбарчи «Hubris»
Австралийский авангардист с необъятной дискографией, с равным энтузиазмом действующий в диапазоне от фри-джаза до дроун-метала, выпустил «Hubris» — 40-минутную работу в трех частях, над созданием которой в числе прочих трудились Джим ОʼРурк, Марк Фелл и Рикардо Вильялобос. Медитативная, пульсирующая моторика этой записи с многослойными гитарными лупами и то монотонным и сдержанным, то нервным, срывающимся ритмом, плавно вводит слушателя в транс и дарит то еще музыкальное переживание. 7,5/10
Apple Music
Бруно Марс «24k»
Набросив винтажный розовый пиджак на майку-алкоголичку в клипе «Uptown Funk», на своем третьем альбоме американский хитмейкер выжимает максимум из темы 80-х. «24к» звучит как одна большая ретро-дискотека: вспоминается сразу и Майкл Джексон, и Принц, и (например, в песне «Versace on the Floor») Фил Коллинз. Под заглавную песню уже успели станцевать «ангелы» Victoriaʼs Secret в ютьюб-ролике — и это идеальное руководство по эксплуатации музыки Марса: чтобы под нее извивались на танцполе красивые девушки. 5,5/10
Apple Music
DAWN «Redemption»
Вы могли никогда не слышать про певицу Dawn Richard, или просто DAWN, — и это совершенно нормально. В первой половине двухтысячных она делала карьеру поп-звезды в составе американского герлз-бенда Danity Kane, а последние лет пять пробовала кардинально реформировать подход к современному RʼnʼB, работая с передовыми продюсерами (для сравнения можете представить, что выпускница «Фабрики звезд-3» села записывать альбом с Buttechno). «Redemption» — заключительная часть трилогии ее альбомов, начатой в 2013-м; довольно выдающийся гибрид RʼnʼB и футуристичной электроники, за которую тут отвечает американский инноватор Machinedrum. Никаких поп-хитов, никаких компромиссов, только нервные, сбивчивые ударные, бас и властный, героический голос самой певицы, некогда вообразившей себя «черной Жанной дʼАрк». 8 / 10
Apple Music
IOWA «Import»
Второй альбом главной на сегодняшний день белорусской поп-группы (первый назывался соответственно «Export») идеально описывается названием первой же песни «Мои стихи, твоя гитара». IOWA делают ставку на девичий и немного дворовый поп-рок с женским вокалом (появись группа в начале двухтысячных, ей была бы прямая дорога на «Наше радио») — и в этой нише кладут на лопатки всех конкурентов. Если украинская поп-сцена давно и успешно культивирует на местной почве uk-хаус, то белорусская дарит нам такие песни, которые легко можно сыграть под гитару, — см. также новый альбом Макса Коржа. 7/10
Apple Music
Алиша Кис «Here»
Альбомы Алиши Кис обычно не проходят по категории «Модное». Больше десяти лет она работает на ниве «RʼnʼB для взрослых», записывает степенный соул и продает альбомы миллионными тиражами. В этот раз удивительным был стартовый сингл «In Common», где она заигрывала с дfнсхоллом. Сам альбом «Here» — высказывание по мотивам лозунгов движения Black Lives Matter, тут есть песня о том, что дети разного цвета кожи в семье — это нормально, и о том, как больно, когда женщина изменяет своей индивидуальности в пользу стереотипов. Сильных черных женщин с позицией в 2016-м хватало (Бейонсе, ее сестра Соланж, Ксения Рубинос и так далее), на их фоне Алиша отличается благородной старорежимностью: таких мощных и прочувствованных госпелов ее коллеги вам не споют. 6/10
Apple Music
Миранда Ламберт «The Weight of These Wings»
У Миранды Ламберт 8,5 миллионов поклонников на фейсбуке; звезды кантри — они такие. Ее новая работа «The Weight of These Wings» — полуторачасовой монолит; брейкап-альбом, появившийся в связи с ее расставанием с Блейком Шелтоном (кантри-исполнитель, 9,5 миллионов поклонников на фейсбуке; эта пара для кантри была как Питт и Джоли для Голливуда). Эти песни сильной, но в то же время и слабой женщины, которая и на коне проскачет, и выпьет в серьезном количестве, еще и хороший повод для знакомства с современным состоянием феноменально популярной в Америке и совершенно неизвестной за ее пределами музыкой. 7,5/10
Apple Music
Common «Black America Again»
Карьера чикагского рэпера Common охватывает почти три десятка лет: за это время у него был роман с Эрикой Баду, всеми признанный шедевр афроцентричного рэпа «Like Water for Chocolate», пара альбомов с продакшеном от Канье Уэста, электронная пластинка под музыку The Neptunes — и много чего еще. «Black America Again» не добавляет к этому вороху регалий ничего нового: это довольно рядовое для 2016 года высказывание на тему «Черная Америка и ее проблемы», куда на припевы рекрутированы лучшие люди современного соула — от BJ the Chicago Kid до Стиви Уандера. Они оживляют немного наставительный тон песен, что уже неплохо. 6/10
Apple Music
Павел Довгаль «The Aura»
Релизы Павла Довгаля выходят на берлинском лейбле Project Mooncircle, а его музыка могла бы перетянуть поклонников у Bonobo или The Cinematic Orchestra. Его новый альбом «Aura», в записи которого приняли участие калифорнийский рэпер Blu, московский электронщик Mujuice и Starving Yet Full, экс-участник Azari III, — кропотливое, изобретательное и энергичное даунтемпо, по какому-то странному недоразумению недооцененное у себя на родине. 7/10
Apple Music
Billy Milligan «Обратная сторона Луны»
Рэпер St1m участвовал в интернет-баттлах с середины двухтысячных, потом выпустил альбом на лейбле Сереги, еще позже забросил все и стал делать поп-рэп, положительный, но достаточно беззубый. Billy Milligan — его альтер эго, от имени которого он три года назад начал выпускать короткие EP, позируя в маске и показывая свою «злую сторону». Сейчас дело дошло до первого альбома, который хочется описать одним словом — «громко». Боевой трэп, нахрапистый пафос песен, строчки вроде «Зло накипело/Я выпускаю наружу его — и теперь оно свободно, словно Кипелов». И так 12 песен. 5/10
Apple Music