Ресторан «Времена года» и кафе «Молодежное»: где слушали джаз советские битники

9 сентября 2016 в 18:59
Сегодня в «Гараже» стартует фестиваль, приуроченный к 90-летию Джона Колтрейна. «Афиша Daily» публикует фотографии с концертов 60-х с рассказом одного из кураторов фестиваля Михаила Сапожникова о джазовой славе ресторана «Времена года» — теперешнего «Гаража».
Михаил Сапожников
Коллекционер и знаток джаза, поклонник Джона Колтрейна, переводчик книг «Kind of Blue. История создания шедевра Майлса Дэвиса» Эшли Кан и «Джон Колтрейн. Жизнь и музыка» Луиса Портера.

Современный джаз — тот, каким мы его привыкли слышать, появился в США в 1940-х. Музыканты захотели привлечь новую волну внимания к своей музыке и сделали ее более академичной. Спустя 20 лет интерес к такому джазу — не эстрадному — пришел в СССР. Первые большие джазовые концерты состоялись в Советском Союзе в 1962 году, когда у нас выступал знаменитый оркестр Бенни Гудмена.

В дальнейшем популярность джаза в СССР строилась на основе его запрещенности — записи американских коллективов было сложно найти. Фарцовщики привозили пластинки под заказ, за каждую из них приходилось выкладывать одну, а то и две месячные стипендии. Нот как таковых тоже не было, поэтому те, кто пытался в то время играть джаз, подбирали музыку на слух, чтобы играть произведения американских авторов. Кто точнее воспроизвел — тот и круче. Собственные же сочинения также строились на вещах легендарных музыкантов — все не стесняясь копировали.

Центром советского джаза в 1960-е годы как раз и было кафе «Молодежное» (1-я Тверская-Ямская, 7, сейчас там ресторан «Чайхона». — Прим. ред.). Кроме того, я устраивал джазовые концерты в Доме культуры МФТИ в Долгопрудном на протяжении 10 лет — с 1962 по 1972 год. Зал всегда был забит до отказа.

Фильм «Москва. Улица Горького» 1966 года — кафе «Молодежное» показывают на 35-й минуте

Джаз в парках и на других открытых пространствах тоже играли. Например, мой друг, выдающийся советский саксофонист Александр Пищиков, давал концерт на балюстраде кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади. Со своим коллективом он играл там на протяжении двух недель каждый вечер — по-моему, это был какой-то городской праздник или музыкальный фестиваль, уже не вспомнить точно. Все это было довольно необычно, конечно, для того времени, но на эти выступления также собиралось много слушателей. Другое дело, что все подобные авантюры происходили только по причине того, что музыкантам нужно было как-то зарабатывать деньги — в основном джаз звучал в специализированных клубах и был ориентирован на знатоков.

Первый блок фотографий в сделан на концерте в кафе «Молодежное», это был первый советский джазовый фестиваль в 1964 году. В нем участвовали мои друзья — пионеры советского джаза Алексей Козлов, Игорь Бриль, Герман Лукьянов, Андрей Товмасян.

Следующее по хронологии большое мероприятие произошло в 1967 году в том же кафе. На сцене тогда выступал знаменитый саксофонист Джерри Маллиган. Он был женат на американской актрисе Сэнди Деннис и приехал сопровождать ее на Московский кинофестиваль. Кому-то из ребят тогда удалось затащить его в кафе и уговорить выступить. В итоге Маллиган сыграл на альт-саксофоне Валентина Ушакова, притом что обычно американец использует для игры баритон-саксофон. Вместе с ним на сцене стоял квартет «КМ» — аббревиатура от «кафе «Молодежное»: Владимир Сермакашев, Андрей Егоров, Вагиф Садыхов и Владимир Аматуни. Все это не было каким-то подготовленным концертом, ребята играли джем. На этих фотографиях даже я фигурирую.

Следующий блок фотографий — грандиозное событие для всех советских любителей джаза. Это был 1972 год, выступление бенда Тэда Джонса и Мела Льюиса в кафе «Времена года», здании, где ныне находится «Гараж». Их оркестр насчитывал 17 человек и играл каждый понедельник на протяжении 10 лет в самом знаменитом джазовом клубе Нью-Йорка — Village Vanguard.

Вообще, история появления Джонса и Льюиса на территории СССР уходит на государственный уровень. Дело в том, что незадолго до их выступления, владелец клуба Village Vanguard Макс Гордон получает от Госдепартамента США предложение отправить кого-нибудь из своих артистов в СССР в обмен на приглашение советских деятелей искусства в Америку. Итогом этого обмена стали несколько концертов оркестра Тэда Джонса и Мела Льюиса в Москве и Санкт-Петербурге. Но главным событием для всего отечественного джаза был совместный джем-сейшен американских и советских музыкантов.