В августе исполнилось ровно пять лет с тех пор, как Иван Дорн выпустил трек «Стыцамэн», после которого постсоветская поп-музыка наконец-то начала расставаться с советскими традициями. Заслуга Дорна не только в этом. Благодаря ему многие обратили внимание на украинскую поп-сцену, которая и раньше дарила нам один шлягер за другим, а ныне и вовсе расцвела пышным цветом. «Время и стекло», Алексеев, Onuka, Джамала, Луна, Quest Pistols — это все постдорновская реальность. «Афиша Daily» выбрала десять новых заметных украинских артистов — одних вы определенно уже знаете, к другим мы советуем присмотреться.
Cape Cod feat. Constantine
Кто: Начинавший с гитарного хардкора диджей и создатель лейбла Kiev House Максим Сикаленко и Константин Дмитриев, экс-клиент лейбла Kruzheva, главного поставщика ярко выглядящей и хорошо спродюсированной поп-музыки последних лет (Quest Pistols и Луна — тоже оттуда, «Афиша» публиковала подробный фичер об этом лейбле). На местном шоу талантов «Голос страны» Дмитриев мощно спел «Hello» Адель и попал в команду Ивана Дорна. А впоследствии присоединился к Сикаленко, спев в половине треков его дебютного альбома «Cult». Теперь имена Cape Cod и Constantine регулярно соседствуют на афишах.
Как звучит: Мягкий и аккуратный UK-хаус, какой хорошо слушать в финале веселой ночи: ни раздражения, ни возбуждения. Но это до тех пор, пока не включается вокал Дмитриева, который, видимо, неравнодушен к творчеству Сэма Смита — это заметно по его несколько нервозной, но притом очень нежной манере исполнения. В парном разряде у компании получается своего рода англоязычная версия Дорна, только более лощеная ну и без самоиронии.
Что дальше: Сегодня дуэт методично наращивает гастрольную географию — и понятно почему: в отдельные моменты их концерты больше напоминают не выступление хаус-продюсера с приглашенным вокалистом какой-нибудь рок-группы Foals. Дмитриев, который раньше выглядел зажатым, спустя год любимчик публики, под чей лайв тот же Дорн на своей вечеринке прыгал выше остальных.
«Cult»
«Ее»
Кто: Вокалистка Катя Офлиян и саунд-продюсер Игорь Бирюченко. Офлиян начинала с глянцевого поп-джаза в группе deliKate, где давала «морчибу», пока не запела про родное и на родном — так и пришла к успеху.
Как звучит: Ломаные ритмы, блуждающие семплы труб и госпел-песнопений, монотонный бас, а поверх — Офлиян с вокальными пируэтами в духе то Бьорк, то Пи Джей Харви. В текстах — резких, безжалостных, феминистских — она сравнивает себя с солдатом Джейн и объясняет, что обидчику можно и нужно отвечать. Бросается в глаза не столько национальная самобытность, сколько тщательно переосмысленная гнусная постсоветская действительность, но не как данный свыше ад, а как точка роста и поле битвы.
Что дальше: «Ее» по меньшей мере могут рассчитывать на аудиторию коллективов «Наадя», «Фанни Каплан» и прочей сильной музыки сильных женщин — но с подобными исходными необходимо ожидать большего.
«Фрiдом» EP
Andro
Кто: Бросивший после восьмого класса школу, певец ромского (ромы — цыгане Восточной Европы, сам Андро просит не называть себя цыганом. — Прим. ред.) происхождения, еще один подписант «Кружев». Жил в таборе на окраине Киева, учился петь у собственного деда, в свое время с цыганским ансамблем объехавшего весь СССР. Андро вы точно слышали: он пел припев «Санта Лючии» Quest Pistols.
Как звучит: Андро говорит, что у него два главных ориентира — Дрейк и The Weeknd, и это хорошо слышно. В припеве единственного на данный момент сингла «Удиви меня» — явные нотки из «Wicked Games» последнего, а бит там вполне в духе OVO Sound. При брутальности образа — почитайте, что он говорит о себе: в музыке у Андро хрупкость и нежность, будто дунешь — и он испарится.
Что дальше: У Андро очевидные перспективы: ниша интимной новой поп-музыки на русском почти свободна (есть еще певец Алексеев, он тоже с Украины), а запрос есть.
Алена Пономаренко
Кто: Модель из Харькова. Снималась в клипах Боба Синклера и Миши Крупина. Теперь решила запеть сама.
Как звучит: Ироничный, неглупый, нежный электронный поп — таков, например, ее дебютный сингл «Шуры-муры».
Что дальше: Все будет хорошо, если Пономаренко будет предпочитать жирный поп-саунд девичьей акустике (в противном случае получается дурная версия творчества Жени Любич).
«Грибы»
Кто: Основатель лейбла Kruzheva Юрий Бардаш, два выходца из украинского андеграунд-рэпа и живущий в Лос-Анджелесе видеоблогер. С чего решили работать — непонятно, интервью не дают, пока в наличии всего один трек, но такой, что хочется еще и еще.
Как звучит: Дуболомный, дерзкий, с туповатым припевом данс-рэп единственного на данный момент трека «Грибов» «Интро» сопровождается набравшим за 3 миллиона просмотров клипом, покадрово переснимающим великое видео «99 Problems», но делающим это настолько круто, что никто не возражает — или просто не замечает.
Что дальше: «2016 год — это когда есть два стула. На одном пики точеные, на другом грибы дроченые», — шутят в твиттере. Да, «Интро» — это мем-хит в духе «Патимейкера», и вопрос, не будет ли он вызывать тоску всего через полгода, кажется вполне резонным. Однако у «Грибов» есть серьезные намерения превратить славу авторов одного хита в нечто большее: новый материал нужно ждать прямо этой осенью, а дебютный и сразу большой концерт в Москве планируют на зиму. В конце концов Бардаш, как вы успели заметить, редко промахивается.
Monatik
Кто: Украинские шоу талантов — повод для отдельной статьи: минимум трэша, хитмейкеры вроде Хлывнюка и Потапа в жюри, среди участников — люди с очевидным потенциалом. Вот и участник местного «X-Factor» Дмитрий Монатик такой. Киевский танцор и сам себе продюсер на виду не первый год, успел спеть с Quest Pistols, но сольно по-настоящему раскрутился в этом году, когда сперва выпустил клип «Выходной», а затем и альбом «Звучит».
Как звучит: Актуальный плясовой поп для всех возрастных категорий. Есть песни с названиями вроде «Упали в любовь и ударились в танцы», есть номера в духе Twenty One Pilots, есть хаус (куда сейчас без него). Жадный до всего, Монатик умудряется сохранить цельность и покорить всех: у него на альбоме шлягер на шлягере, ударные раздают грув, льется синтезаторная благодать, вокал дает то Дорна, то Хлывнюка, то Коржа. В общем, хип-хоп-хаус без рок-н-ролла плюс бесконечные танцы в ярких одеждах на видео.
Что дальше: Всё. Из всех открытий этого года Монатик — единственный, который угождает всем и разом без лишних усилий. Тут и актуальный звук, и недурные (хоть и невысокого полета) тексты, и яркие видео, и мощные хуки в припевах. Если так дальше пойдет, то и самому Ивану Дорну придется подвинуться.
«Звучит»
«Один в каное»
Кто: Программист, художница и лингвистка из Львова, без отрыва от остальных работ играющие акустический инди-фолк. Играют уже шесть лет, но первый альбом выпустили только в этом году — зато сразу с 25 песнями. Язык — украинский (правда есть песня на белорусском). Есть трек на стихи Ивана Франко. На логотипе группы — резонатор от бандуры.
Как звучит: С такими вводными данными заранее ждешь неладного — например, песен, где демонстрация национальной идентичности превалирует, собственно, над творчеством. «Один в каное» смогли этого избежать. Это именно что инди-фолк в его скандинавском виде: шелест струнных, перкуссия, пастель, нежный голос Ирины Швайдак — музыка, безобидная в смысле звука и с нагрузкой в текстах.
Что дальше: Как показывает опыт, такая музыка имеет большое количество поклонников и большие перспективы по обе стороны границы. Правда, из-за политической ситуации «Один в каное» не хотят приезжать в Россию, но хочется верить, что это не навсегда.
«Один в каное»
Stepan i Meduza
Кто: Голосистый усач и техничный бородач из Киева. Сперва играли бойкий грошовый данс-рок, после долгих метаний занялись старорежимым синтипопом на русском в духе «Кофе» и «Зоны отдыха», но с поправкой на качество звука и отточенность аранжировок. Уже дважды фигурировали в «Афише», выпустили альбом «Равновесие», но поклонников у них с тех пор не то чтобы прибавилось, а жаль.
Как звучит: Постсоветский синтипоп с зарубежным лоском, каким он был и десять, и тридцать лет назад: драм-машина, старые синтезаторы, гитара отыгрывает нехитрую мелодию, поверх — возвышенный вокал Саши Буркова с песнями о снах, печали, разбитом сердце.
Что дальше: Пару лет казалось, что ниша уже выработана до конца, но после успеха группы «Не твое дело» оказалось, что эстетика по-прежнему востребована. Stepan i Meduza на фоне других исследователей нью-вейва двадцати-тридцатилетней давности отличаются еще и тем, что у них есть не только звук и стиль, но и умение сочинять песни (у большинства реаниматоров с синтезаторами с этим серьезные проблемы).
The Erised
Кто: Вокалистка Соня Сухорукова из московского проекта Sonya, барабанщик из «Бумбокса» плюс популярный в Киеве электродуэт Hidden Element.
Как звучит: То нервный, то седативный бленд RʼnʼB и электроники по последним американско-британским чертежам — ориентирами в равной степени способны служить Бэнкс, Тинаши и Келела.
Что дальше: Дебютный альбом группы вышел на британском лейбле Med School, но неясно, стоит ли всерьез рассчитывать удивить этой музыкой западных слушателей: она как минимум не нова. Когда же в песнях внезапно просыпается стадионная стать с барабанами и точеными риффами, за них и вовсе становится неловко. Выручает тонкий вокал Сухоруковой, которая если и не обыграет Онуку, то как минимум будет ей равной на поле трагичного женского попа.
«Room 414»
Brunettes Shoot Blondes
Кто: Квартет из Кривого Рога существует уже больше шести лет, но причислять его к новичкам помогает тот факт, что пока у него не так-то много материала — в наличии только россыпь синглов да дебютный EP «Bittersweet», выпущенный в 2015-м. А заговорили о группе годом раньше, когда Brunettes Shoot Blondes сняли крайне изобретательный клип «Knock Knock» о любви девочки и кролика на экранах смартфонов: на ютьюбе у видео без малого 9 млн просмотров.
Как звучит: Brunettes Shoot Blondes играют очень аккуратный камерный европейский инди-поп: живые клавиши, стройная акустика, усталый голос Ковалева; получается нечто среднее между Brainstorm и Fools Garden.
Что дальше: Необходимо признать, что Brunettes Shoot Blondes играют не самую злободневную музыку на свете (скорее наоборот: их песни были бы больше к месту году так в 2005-м). Но их выручает цепкость хуков да личное обаяние: это в самом деле симпатичные, молодые и модно выглядящие парни, которые уже одним внешним видом транслируют успешность — так, минувшим летом Brunettes Shoot Blondes активно ездили по фестивалям, в числе прочих отметившись на Colours of Ostrava и Sziget. Как ни удивительно это писать о группе с шестилетним стажем, по-настоящему у них все начинается только сейчас.
«Bittersweet» EP