История

От клинической смерти до расследования КГБ: семь историй из молодости Егора Летова

Автор подкаста:
Александр Горбачев
12 сентября 2023 в 15:20
Как взрослел лидер «Гражданской обороны». Главные моменты нового проекта Александра Горбачева — подкаста о Егоре Летове «Он увидел солнце».

Егор Летов — лидер группы «Гражданская оборона», музыкант и поэт, один из символов российской культуры последних 50 лет. В рамках подкаста «Он увидел солнце» музыкальный журналист Александр Горбачев рассказывает историю жизни Летова, показывает, как его песни меняли окружавшую артиста реальность, а также пытается честно ответить на вопрос, как слова и песни Летова звучат в России 2023 года.

«Чтобы рассказать историю Летова максимально достоверно, я прочитал, послушал и просмотрел практически все интервью, которые он успел дать за свою жизнь, а команда создателей подкаста поговорила с людьми, которые лично знали Летова, играли с ним, распространяли его музыку или просто много лет думали и писали о ней», — говорит Горбачев.

Мы выписали семь историй из первых двух выпусков подкаста, которые уже доступны онлайн.

Впервые играл на сцене с Курехиным

Просто милый факт о том, насколько все переплетено в истории русского рока. Впервые Егор Летов выступил на сцене в 1983 году — вместе с проектом Сергея Курехина «Поп-механика».

19-летний Летов пришел в общежитие МИФИ вместе со старшим братом Сергеем, который уже давно жил в Москве, играл на саксофоне и был активным участником музыкального мира столицы.

«Сережа Летов действительно привел своего брата, совсем еще юного. И Курехин у него спросил: „А Ramones знаешь?“ Летов говорит: „Знаю“. — „Ну вот, играй бас, как Ramones: ре-фа, ре-фа, ре-фа“. Это был небольшой концерт, довольно сумбурный», — вспоминает Александр Кушнир, музыкальный журналист и один из главных летописцев русского рока.

«Защищая свое детство»

«Почему я этим занимаюсь? Потому что я защищаю свое детство. А детство было очень хорошее и очень правильное. Это была реальность такого свойства, что можно было… Вот, допустим, если тебе будет плохо, если кто‑нибудь на тебя нападет, что‑нибудь с тобой случится, можно было позвонить в любую дверь и сказать: „Помогите!“ — и помогут» — так Егор Летов отвечал, почему он делает музыку.

В подкасте Горбачев говорит: «Мне вообще кажется, что одна из важных энергий, которые питают музыку Егора Летова, — это не столько тоска по детству (ностальгия — это не из его словаря), сколько ярость по поводу того, что оно закончилось. Такая метафизическая обида на греховность мира: характерно, что в одной из лучших летовских песен о любви герои убегают без оглядки босиком „туда, где никто пока еще не помер“ — то есть именно что в детство.

Это что‑то почти из Жан-Жака Руссо, вулканическое недоумение из‑за того, что мы узнали, что были невинны, только когда потеряли эту невинность. В Евангелии от Матфея сказано: „Если вы не изменитесь и не станете такими, как маленькие дети, вы никогда не войдете в Небесное Царство“ — но в том и загвоздка, что стать как маленький ребенок невозможно».

В детстве пережил клиническую смерть

К 12 годам Летов несколько раз пережил клиническую смерть. По рассказам его брата Сергея, Егор был «даже не болезненным ребенком, а чудом выжившим». Впоследствии это отразится и в творчестве: «Лишь когда человече мрет, лишь тогда он не врет», — пел Летов в треке «Иваново детство».

Как за музыкальный кругозор Летова его старший брат заплатил отчислением из школы

Александр Кушнир: «Мне кажется, что вообще у Егора все это началось благодаря Академгородку, куда в 13–14 лет загребли Сережу Летова как очень талантливого математика и физика. Школа в Академгородке — это как сибирская Сорбонна. Они брали всех победителей олимпиад с Урала, Сибири, Дальнего Востока. А школьники, будучи нормальными детьми, ни фига не учились, а менялись катушками, кассетами, иногда — пластинками с западным роком, английским, иногда американским».

«Меня исключили из школы (№ 165 новосибирского Академгородка) за распространение буржуазной музыки. Имелись в виду Led Zeppelin, Beatles, Shocking Blue, группа The Who — в общем, все то, что в 70-е начал слушать мой брат. И на него, конечно, определенное влияние это оказало: то, что за эту музыку людей могут в десятом классе исключать из школы, то, что у нее есть слушатели, то, что все это существует преимущественно подпольно», — рассказывал Сергей Летов.

Уже в нулевых он был постоянным клиентом музыкального магазина «Трансильвания». У продавцов всегда улучшалось настроение, когда они видели Летова: понимали, что он проведет у них несколько часов и уйдет с десятком пластинок, на которые до этого никто и не смотрел.

Все, кто был знаком с Егором Летовым, вспоминают, как неудержимо и яростно он читал, смотрел и слушал. Расхождение во мнениях по поводу писателя или режиссера могло стать поводом для разрыва личных отношений. И наоборот: совпадение в культурных интересах помогало распознавать своих. Но главное здесь даже не это. К какому‑то моменту Егор Летов впитал в себя столько чужого искусства, что ему ничего не оставалось, как начать делать свое.

Летов учился у Михаила Жукова из группы «Звуки Му»

Первым учителем Егора Летова — и, кажется, последним профессионалом, у которого он учился, — был Михаил Жуков, который позже стал первым барабанщиком группы «Звуки Му».

«Он занимался с моим братом перкуссией, и перкуссией в основном самодельной — то есть это были из производственных отходов или полуфабрикатов какие‑то пластиковые коробочки. Штуковины, на которых мой брат учился играть на ударных инструментах. И мы даже образовали вместе с ним, Жуковым и его братом такой семейный ансамбль — „Оркестр нелегкой музыки“, в котором Жуков и мой брат играли на ударных инструментах, а брат Жукова и я — на саксофонах», — рассказывал Сергей Летов.

Как Летовым впервые заинтересовались в КГБ — и как это привело к психбольнице

В 1985 году в Омске местные агенты госбезопасности активно работали с новыми подозреваемыми. Это любительская рок-группа «Гражданская оборона» — Егор Летов, которому недавно исполнился 21 год, и его друзья. Их почти ежедневно таскали на допросы в КГБ: вменяли хранение запрещенной литературы, исполнение неправильных песен и прочие попытки раскачать лодку.

реклама

Некоторые друзья Летова не выдержали и подписали показания, которые от них требовали. Сам он в конце концов решил, что лучше будет умереть. Сочинил записку, в которой так и писал: «Кончаю с собой под давлением майора Мешкова Владимира Васильевича».

Рассказывает Наталья Чумакова, басистка «Гражданской обороны», вдова Егора Летова, режиссерка документального фильма «Здорово и вечно»: «Тут Егор не сломался, а дошел до точки и решил реально покончить с собой. Написал записку и кому‑то сказал об этом по телефону. А поскольку его слушали, то они поняли, что надо срочно что‑то делать, потому что он как бы собирается от них улизнуть вот таким хитрым образом».

«На следующий день меня забрали: прямо утром на машине забрали, затолкали в „Волгу“ и увезли. Сказали, что типа ничего у тебя не выйдет, мол, все эти твои „героические“ дела ни к чему не ведут и никого из нас (участников группы) не посадят, дела не прекратят. Но раз ты такой герой, то ладно, дело пока прекращаем на неопределенный срок. Вот. И отпустили меня. Я приехал домой, и буквально через пять минут меня забрали в психушку», — вспоминал уже сам Летов.

Три месяца в клинике

«Там меня накачивали сверхдозами. Меня накачали неулептилом, и я около четырех часов слепой был, в белой тьме такой. В тот момент понял, что существует блок, который ты можешь ставить, — и ничего не страшно. После этого начал писать активно, сочинять другие песни», — вспоминал Летов.

Слушать подкаст «Он увидел солнце». Уже доступны два эпизода подкаста. Всего запланировано восемь, они будут еженедельно выходить по воскресеньям.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия