Biicla — про Lollapalooza, сравнение с Fred Again и разочарование в американской мечте

11 августа 2023 в 11:44
Фото предоставлено пресс-службой
Biicla, новый герой отечественной электронной сцены, выпустил совместный трек с Федуком. По этому случаю автор телеграм- и ютуб-каналов «А можно потанцевальней?» Антон Савенко поговорил с Biicla о том, как, сидя в Брянске, артист выпустился через американский лейбл, зачем он после отказался от долларового контракта и почему Fred Again переоценен.

История, где диджей и продюсер из СНГ находит признание за рубежом, совсем не новая. Можно вспомнить Нину Кравец, Imanbek, Volac или DVRST. Чем же Biicla отличается от них? Тем, что Виталий Жариков, продуктивно поработав «там», сейчас пробует равноценно действовать на оба фронта.

Здесь он выпускает полноценный русскоязычный альбом «Мечтай», а также работает со Славой Марлоу, Аникой и Федуком. Там — вписывается на официальный ремикс для звезд кей-попа NCT 127 и выступает на одной сцене с Кендриком и Росалией.

Ниже — инсайды западной музыкальной индустрии, безумные истории из гастрольной жизни и много разговоров о деталях, которые обычно скрываются за ширмой рабочего процесса артистов.

Диджей-сет на Lollapalooza, американский рынок и Fred Again как студийный проект

— Каково это российскому электронному продюсеру играть на Lollapalooza? (Biicla выступал на фестивалях в Чикаго 29 июля 2022-го и в Париже 22 июля 2023-го. — Прим. ред.)

— У меня в Чикаго жил одноклассник, я у него вписался, и он мне говорит: «Вот здесь чуваки лет 10 занимаются музыкой и не могут попасть на Lollapalooza. Их просто не берут, а они не знают, куда стучаться, прикинь. А ты из Лабытнанги (город в Ямало-Ненецком автономном округе России. — Прим. ред.) — как ты-то сюда попал?»

Я за Lollapalooza слежу еще с какого‑нибудь Flume. Я не помню, был он хедлайнером или нет — пять или семь лет назад. И тут я сам на Lollapalooza и думаю: «Офигеть».

Там еще народ отличается от других фестивалей. Он идет искать что‑то новое. И мой музон они, видимо, выкупили. В середине сета я играл уже на уверенном.

Единственное, чем мне не понравился фест: ты слишком далеко от аудитории. Ты стоишь на огромной сцене, которая как десятиэтажный дом. Народ-то особо не видишь, не чувствуешь, по факту даже не слышишь. Еще один момент, что ты не можешь фристайлить в сете. Ты должен заранее все придумать и отыграть. Стараешься предугадать, как тот или иной трек зайдет, — и это сложно. Подготовка превращается в рутину.

— А что лучше все-таки — сыграть на своей вечеринке в России или на крутом американском фесте?

— Конечно, на своей вечеринке! На фестивалях многие люди залетные и они не чувствуют вайб так, как твои слушатели. Вот мы были на выступлении Хаски на VK Fest — это же реальная жесть, перформанс! А народ просто не понимает. Пусть это будет свой концерт — не десять тысяч, а две тысячи, но будет другой вайб, люди будут петь песни, а не просто стоять.

Я поэтому немного разочаровался в крупных фестах. Когда ты хай-левел типа Кендрика или Росалии, это другое дело. Понятно, что все на них идут. Тебя же никто не промоутит, здесь скорее для тебя ачивка выступить с большими именами на одном фестивале.

Вот сколько есть у тебя бэкграунда, столько ты и приносишь на фестиваль.

Есть еще много разных нюансов. Ты отдаешь чуть более 50% с каждого гонорара, так как работаешь в команде, плюс миграционный налог, так как работаешь в чужой стране. Трансфер и проживание ты также оплачиваешь из своего кармана. Есть штрафы. Короче, можешь приехать, а ты уже в минусе. Меня эта история просто поразила в первый год. Один из плюсов — это офферы, которые приходят сильно заранее. Ты уже знаешь, где будешь играть через год.

— А как тебе в принципе было работать и жить в Штатах?

— Сложно. Знаешь, вот многие думают: «Америка это ****** [очень] круто». А по факту ничего такого нет. Вся музыка, которая там выстреливает, родом не из Америки. Она приходит откуда‑то из других стран и уже там становится популярной.

— Из других интервью у меня сложилось впечатление, что ты, наоборот, хотел двигаться в Штатах. Потому что это родина популярной музыки.

— Не, я ошибся. Когда приехал туда, со временем разочаровался.

Там у всех как-будто режим. Ты говоришь: «Погнали работать». А тебе отвечают: «Не, уже суббота, четыре часа вечера. Я уже хочу спать или со своей собачкой погулять».

Плюс индустрия в Штатах — это система. Я еще в интервью Studio 21 говорил, что в России как будто осталась возможность сказки, где чувак просто стрельнул. Там как будто такого нет.

Тот же Fred Again: он же стрельнул не просто так. Я думаю, что это один из крупнейших проектов Atlantic Records. Я нигде про это не говорил, но они и мне предлагали подобную историю. Переезжаешь в Штаты, вот тебе коллабы, жилье, кроссовки (смеется). Мы общались с Джиной по видеосвязи (старший вице-президент по A&R в Atlantic Records. — Прим. ред.), ребята предлагали, очень интересные условия, но я ответил, что просто хочу делать свое.

— А можешь пояснить свой отказ? Это же прямо уникальные возможности.

— Да, на уровне менеджмента обсуждали очень хорошую сумму и коллаборации с артистами, которые мне нравятся, например с Фредом. Но это был аванс. Ни один лейбл не подарит тебе деньги просто за твой талант: он хочет не просто отбить, а еще заработать хотя бы столько же.

Сначала мы обсуждали концепцию одного релиза, а затем от меня попросили прислать концепции уже трех альбомов — причем в кратчайшие сроки. Я бы мог им отправить всю музыку, которая у меня есть, однако речь шла конкретно о готовых концепциях. В таком случае работа превратилась бы в рутину. После релизов ты будешь думать как на каторге, как скоро окупятся огромные авансы.

Плюс тренды ежегодно меняются. Лейбл может отказаться от «устаревших» альбомов и попросить написать что‑нибудь свежее, например, в духе того, что в моменте выстрелило в тиктоке. Сначала будут вежливо просить, а потом начнут давить.

Это же разговор о мечте. Я просто делаю как чувствую и не хочу, чтобы мне кто‑то говорил, как нужно работать.

— Понял. Еще хотел уточнить. Ты говорил, что Fred Again — это такой industry plant (артист, искусственно созданный и продвигаемый лейблами. — Прим. ред.)?

— Ну да. Многие в тусовке об этом говорят (в зарубежных медиа нет подтверждений, что Fred Again — это студийный проект Atlantic Records, но такое мнение существует в формате интернет-слухов. — Прим. ред.). Единственное, ты в своем видосе правильно сказал, что у него родители очень заряженные. Они же помогали, полагаю. Это такой очень хороший, большой, офигительно продуманный проект.

В «Мэдисон-сквер-гарден» (18 февраля Skrillex, Four Tet и Fred Again выступили на этой площадке. — Прим. ред.) билеты просто так не покупают за три минуты. Они очень долго к этому шли. Офигительно построили с коллабами. Расписали крутую стратегию.

Та же Coachella тоже вряд ли была сюрпризом. Самое громкое электронное трио момента, они по-любому бы выступили там. Их же поставили не вместо Фрэнка Оушена (Фрэнк должен быть выступить на Coachella дважды, но после первых выходных отказался от второго слота. Практически сразу организаторы фестиваля анонсировали, что хедлайнерами вторых выходных станут Skrillex, Four Tet и Fred Again. Ранее они не были заявлены в лайнапе. — Прим. ред.). Вместо него Blink-182 выступали.

С кем я общался, многие об этом говорили. Все логично. Так работает индустрия. Ты не стрельнешь в Америке, если не будешь винтиком в системе, исходя из моего опыта. Если у тебя что‑то стреляет, обязательно придут серьезные предложения от серьезных людей. Если ты им отказываешь, они найдут другого, который согласится.

Вот говорят, что у нас музыкальный рынок — да по сравнению со Штатами у нас рынок с палатками просто.

— У тебя в интервью часто проскакивает слово «фирма́», типа собственный стиль. Ты слышишь фирму у Фреда?

— Нет. Я слышу Jamie xx и Four Tet. Та же Marea — это Boston Bun с его фирменной драм-секцией. Может быть, я это слышу, потому что углублен в процесс.

На самом деле я очень рад, что музон Фреда сейчас жестко толкают. Мне же от этого в десять раз больше прилетает. Какие‑то чуваки раньше не понимали такой звук — послушали Фреда, выкупили и после вернулись ко мне.

— А в чем фирма Jamie xx?

— Наверное, его образ такого инди-чувака.

— Не, в плане звука?

— Ну…. глубина звука, наверное. Вот эти басы винтажные. Они как будто настоящие, не прописанные. Вот если взять тот же Gosh — драмка звучит настолько стильно. Она сразу нравится.

— А Four Tet?

— А Four Tet очень разный! Если его старые треки взять, там вообще эмбиент будет. Он жестко экспериментирует. Если бы мне включили его самый популярный трек на Spotify и что‑то из сайд-проекта KH, я бы подумал, что это вообще разные чуваки.

История первого хита «No Place», американский менеджмент, дикие истории из Штатов

— Как ты вообще связался с американским менеджментом? В других интервью ты рассказывал, что чуть ли не получил список с почтами иностранных менеджеров и самостоятельно всем писал.

— Да, так и было. Есть такой чувак — Wasta. И где‑то за год до «No Place» он мне скинул список почт менеджеров. Типа пусть будет. А мне еще даже засылать было нечего!

Спустя полгода я закинул на эти почты плейлист из десяти демок. «No Place» там не было, но зато был «Heart & Stay», например. Из двадцати контактов мне ответили два или три — в том числе Дэн Уод, менеджер Оливера Три. А я еще писал через переводчик Google типа «Привет, хотел вот музыкой поделиться» (смеется).

И он ответил почти сразу: «Окей, послушаем». Я такой: «Воу, че реально кто‑то ответил?» А это еще было очень тупо: я даже не с компа писал, а просто в телефоне, даже не смотрел, какое там время и все такое.

После он ответил и предложил сделку. Хотели выкупить все десять треков, но без упоминания меня как автора. Предложили несколько тысяч долларов, я точно не помню. Нормальная была сумма — в переводе на рубли около миллиона.

— А это были прямо первые демки?

— Не. Тогда я уже года три писал музон.

— А у тебя не было синдрома самозванца, что твои треки хотят купить за такие деньги?

— У меня сейчас жесткий синдром самозванца! Вот тогда не было. Я же вообще не понимал, как все работает. Да и у меня в окружении не было никого из индустрии. На тот момент у меня был кореш — кальянщик, который слушает кальян-рэп. Я сам помогал кальянку делать чуваку в Брянске. Так что я особо не думал, просто делал.

— Понял. А что было дальше с предложением Дэна?

— Они мне написали: «Давай подписываем, и мы переводим деньги». В тот момент я просто сел и подумал: «Если они предложили такие деньги, то, может, в них есть потенциал». Так и ответил: «Парни, давайте я еще сам подумаю, наверное».

И вот после этого они мне перестали отвечать. Я еще думаю: «****** [Капец]! Вот я олень». Просто тогда у меня был сложный период: мама сильно заболела, с девушкой проблемы, про нее даже вспоминать не хочу. Это было начало-середина 2018 года.

В общем, я начал искать варианты, как самостоятельно выпускаться. У меня был знакомый Даня Блехер. Он как раз занимался своим лейблом («Саппорт Музыка». — Прим. ред.) и предлагал помощь с релизом.

А прикинь: на тот момент у меня последняя тридцатка на карте, это был конец месяца, и вот-вот нужно было платить за квартиру. Я еще звонил хозяйке и говорил: «Можно отложить платеж? У меня тут такая история, чувствую, что что‑то получится». И в этот момент я просто открываю Soundcloud и вижу, что на «No Place» какая‑то бешеная цифра — типа десять тысяч прослушиваний. На приватной ссылке! Я знакомых начал спрашивать, реально ли слушают. И мне отвечали: «Да, это вообще мясо, трек офигенный!» И вот после этого я подумал: «Выпущу трек, а там будет как будет». Так и слил — с этого момента все и началось.

— Очень киношно!

— Да, на самом деле мне даже Адам Джил (менеджер 2+2 Management, представляющей интересы Zeds Dead, Rezz, TOKiMONSTA и других зарубежных электронных артистов. — Прим. ред.) говорил, что по моей истории надо сериал или фильм снимать. И дальше таких моментов в карьере в действительности под миллиард еще.

— Насколько я понимаю, это самая яркая история. А какая будет на втором месте?

— Ну да, это самая яркая, потому что старт. А на втором месте — наверное, в Штатах в прошлом году. Когда банковские карточки отвалились. И все это случилось во время гастролей: я был в Денвере или Миннеаполисе и не мог купить себе билет обратно в Лос-Анджелес. Я на день дольше остался в городе и просто спал на лавке. Сидел такой и думал: «Что вообще происходит?»

Я тогда написал Rome in Silver (электронный продюсер из Калифорнии. — Прим. ред.), может ли он взять мне билет. Он сказал, мол, да, поможем, но как ты доберешься до аэропорта? Я такой: «Разберусь». И шел, наверное, пять с половиной часов по трассе с рюкзаком. Когда пришел в аэропорт, ноги уже просто опухшие были. Потом вернулся в ЛА, уже начал разруливать, с карточками решать.

На меня, конечно, эта история жестко повлияла. Вообще восприятие жизни поменялось. Как бы все весело, но в какой‑то момент ты можешь просто потерять контроль над ситуацией, и подходящего для таких случаев момента нет. Все идет по ***** [прахом].

И на фоне стресса ты видишь, как другие артисты добиваются оглушительного успеха. И думаешь, мол, зачем я всем этим занимаюсь? Я сейчас сижу на лавке, четыре часа ночи. Холодно еще было, я был в легкой куртке. Заходил в какие‑то магазины просто погреться. Просил телефон подзарядить. Мне там говорили: «Нет, иди на *** [хер]». То есть не обнаружил я вот этой американской манеры: «Хей! Как дела? Тебе помочь? Да, конечно, заходи».

У меня еще была история. Короче, я потерял флешку для диджей-сета, надо было купить новую. У меня денег особо нет, карточки не работают. А надо было потом ехать к друзьям: прикинь, приехал бы без флешек, без денег, мол, покормите меня, мне тридцать лет. Это еще норм, когда тебе шестнадцать лет, а когда взрослый мужик, выглядит не очень.

Короче, на карте нашел какое‑то почтовое отделение. В рюкзаке кое-как нашел баксов тридцать, а флешки стоят примерно десять-пятнадцать. Ну такие, самые обычные. И я иду в каком‑то городе, такая типичная американская рождественская линейка домов. Шел снег, потом дождь. Прихожу по адресу и вижу: почты нет — я просто позади какого‑то жилого дома стою. А по карте показывает, что должно быть отделение. Дальше смешно. Представь. Я в снегу, с рюкзаком, у меня такая шапка натянутая, выгляжу как бомж. Я просто подхожу, поворачиваю ручку, открываю калитку и говорю, прямо как в кино: «Hello, excuse me». И вижу: чувиха спускается с грудным ребенком, смотрит на меня и начинает кричать. А это еще штат, в котором разрешено свободное ношение оружия.

Я, короче, убегаю и думаю, что сейчас чувак выбежит с дробовиком и просто мне в затылок зарядит. Или поймают и отдадут копам за проникновение. Я же еще с русским паспортом.

Затем недалеко от того места я все-таки нашел почтовое отделение. Захожу и спрашиваю: «Продаете флешки?» Продавец смотрит на меня — а я реально homeless. Пытаюсь объяснить, что просто потерялся. Говорю, что ничего такого, просто нужна флешка. Он такой: «Окей, окей, а какая нужная?» Я протягиваю тридцать баксов и говорю: «Да, господи, любая».

Он ушел, и выходит мужик, как такой американец из фильмов: с густой темной бородой, в джинсовом комбезе или, может быть, оранжевой или синей футболке, я уже не помню точно. В общем, какой‑то стереотипный образ. И он мне просто так подарил флешку. Он еще даже чай предложил. Вот этот случай был исключением в линейке событий, которые со мной там происходили. Уже потом я все время ездил с этой флешкой, даже когда у меня другие были.

— Она у тебя осталась?

— У меня осталась эта флешка дома, да.

— Мы остановились на «No Place».

— Да. Короче, полетели предложения, и вот, собственно, мой менеджер Антон Хес (менеджер Volac. — Прим. ред.) пытался найти интересную сделку, но у него не получалось. Помню, я тогда был в Казани, это были мои первые гастроли. Прикинь, я после сета вообще в мясо, пытаюсь заснуть, в ушах шумит. И мне тут Дэн Уорд, менеджер Оливера Три, пишет: «Что за трек?» А там была сторис с «No Place». Он попросил скинуть, а дальше я уже не помню. На следующее утро я беру телефон, а на почте уже есть переписка, и в ней несколько людей обсуждают возможность релиза на лейбле Good Luck Have Fun (небольшой лейбл, представляющий интересы локальных американских артистов, например Hemlocke Springs. — Прим. ред.). Так и вышло.

— Вернемся в настоящее. Сейчас ты независимый артист. Со стороны своего опыта как ты думаешь, музыканту сейчас нужен лейбл?

— Скорее нет, чем да. Для того чтобы твоя музыка оказалась на площадках, тебе буквально нужна только дистрибуция.

Лабытнанги, hyperhouse и коллабы с K-pop-артистами

— Ты родился в Дубне, юность провел в Лабытнанги, потом переехал в Брянск. Можешь по очереди описать свои ощущения от каждого города одним словом?

— Дубна: я там просто родился. Летом с мамой ездил как в деревню. Там ее родная сестра и мой двоюродный брат живут до сих пор. Как Дубну описать? Детство, наверное. Догонялки, футбол, тарзанки, по деревьям лазали.

Лабытнанги: даже не знаю. Я могу сказать: гордость. Мне прямо нравится, что я северянин. Для меня это очень важно. Там же люди очень сильно отличаются по менталитету, например от того же Брянска.

— Ты давно там был?

— Вроде год назад.

— А ты чем‑то занимался в детстве?

— Не, больше дрался (смеется). Но вообще, что только ни делал. Я же был в кадетском классе при школе. Вот там учился типа как быть пацаном.

Я занимался рукопашкой, дзюдо. И мне за это нормальные оценки ставили. Можно было даже что‑то пропустить и сказать, что травму получил. Научился вот этой вот… вертлявости, что-ли. Мне еще математичка говорила: «Вот ты вертлявый, хитрый».

Там то я, наверное, сформировался как личность. Вот какой сейчас есть.

— На очереди Брянск.

— Про Брянск не хочется плохо говорить. Там тоже прикольно было. Если одним словом — пусть будет «опыт». Там много горького опыта было. Очень стремные события: три года подряд кто‑то умирал. Сначала батя умер, потом бабушка умерла, потом мама.

— А сколько тебе было?

— Двадцать один или двадцать два.

— А что с отцом случилось?

— Сердце. Он в последние годы что‑то в спортик ударился. А он в Питере был… гуляющий. Не знаю, как правильно сказать.

— Хасл?

— Ну да. Можно сказать, что занимался какими‑то такими делами. Мы из‑за этого на север и уехали. Он там что‑то сделал, потом в Туле что‑то сделал. Так и уехали.

Так что да. Брянск — это опыт.

— Ты в Брянске начал писать музон. Делал вечеринки. Продолжил в Питере и позже в Москве. Даже образовал свое комьюнити с молодыми продюсерами Biicmak. Откуда в тебе эта заряженность на просвещение?

— Вот я об этом думал на той холодной лавке в Штатах. Типа зачем я всем этим занимаюсь? Мне кажется, это такая внутренняя конкуренция. С самим собой.

Я не люблю слово «лень». Даже когда в голове говорю что‑то типа «Мне впадлу», постоянно себя одергиваю. Я просто не хочу быть ленивым.

Знаешь, когда все хорошо и думаешь, что достиг успеха, можно взять паузу на отдых. Я когда так думаю, то сразу перещелкивает: погнали что‑то делать дальше.

— А тебя, кстати, не коробит, что в твоей карьере как будто все только начинается, а тебе уже тридцать?

— Даже наоборот! Когда ты тридцатилетний электронщик, к тебе вообще по-другому относятся: типа он в тридцать лет музон пишет, где‑то выступает. Тебя уже лейблы по-другому воспринимают. Фигню всякую не предлагают. Это круто.

— С новым синглом «Gas (4.21)» ты продвигаешь свой жанр hyperhouse.

— Да, это одно из направлений.

— Вопрос: а зачем придумывать свой жанр?

— Наверное, неправильно думать зачем. Вот тот же Фред — какой у него жанр?

— Эмоциональная электроника.

— Но это же не жанр.

— Это нейминг, который придумали журналисты, чтобы легче было донести слушателям, что за музон перед ними.

— Да. Вот и я думал, а что мне говорить людям-то. У меня друзья в Radar (телеграм-канал, который ведут участники объединения Biicmak. — Прим. ред.) — они тоже своего рода самобытные журналисты. Мы хотели как‑то закрепить жанр за тусовкой: обозначить фирменный стиль для такого звука. Типа новый танцевальный музончик — как фонк или бейс-хаус. Но я боюсь, что такой звучок опопсится и получится, как с бейс-хаусом. Поэтому я думаю сейчас выпустить EP, назову его «Hyper House», поставлю на обложку «гипердом» и дальше уже свои дела буду делать.

— А ты сейчас планируешь в России двигаться?

— Не то чтобы в России. Хотел бы в Азии попробовать. У меня же недавно залетел трек с кей-поперами NCT 127.

— Я видел, но ничего не знаю об этой группе. Ты еще писал: «Вау, если бы мне кто‑то сказал о таком пару лет назад…» Как случился этот ремикс?

— Адаму пришло предложение сделать ремикс. Выбирали артистов, кто бы мог залететь. Помню, думали про Zeds Dead, но там отказались, типа не интересно. Предложили меня, и они ответили: «Вау, Biicla крутой, да. Давайте попробуем». Я закинул демку — им ****** [очень] понравилась.

Потом, помню, в Екб встретился со знакомой, фанаткой кей-попа. Я ее спросил: «Ты знаешь NCT 127?» Она такая: «Только не говори, что с ними работаешь». А я даже не знал, кто это. Я даже в спотик не залез проверить, времени не было. Просто оффер пришел за нормальную сумму, и я реализовал трек.

Поп-амбиции, работа со Славой Марлоу и еще немного про сравнения с Fred Again

— Ты сам говорил, что hyperhouse — это одно из твоих направлений. Это больше про электронный звук. Но ты же еще пишешь полноценные поп-песни. Про это твой альбом «Мечтай» и сайд-проект Лоис. Во-первых, как появился Лоис?

— Я его придумал во время карантина. Как‑то сидел и подумал, может быть, попробовать спеть. У меня совсем не певческий голос, но когда я пою низко в микрофон, вроде получается прикольно. Плюс можно еще накинуть автотюн, чтобы исправить какие‑то жуткие моменты.

Пробовал делать такие треки. Мне начали прилетать респекты за пение. Лейбл говорил: «Попробуй спеть на русском». Так я начал делать демки, и появился Лоис. Причем это до Fred Again: я еще задолго до него узнал, что можно семплы не искать, а просто свой голос резать.

Мне еще сложно самому писать тексты. Чтобы они и не слишком поверхностными, и не слишком душными получались. В том же Лоисе я просто накидывал строчки после каких‑то жизненных событий — типа грустненькое настроение ловил. Переслушивал с утра и думал: «Блин, что за педовка». А потом отпускал эти мысли, потому что прикидывал, мало ли у кого тоже такое настроение. Может быть, залетит.

— Альбом «Мечтай» — это же больше проект Лоиса, чем Biicla?

— Да. Он вообще планировался сначала как сольный альбом Лоиса. Но потом решил выпустить от Biicla, чтобы привлечь больше внимания. Многие же до сих пор не знают, что я и есть Лоис.

Вот на VK Fest ко мне подходили чуваки и спрашивали: «Кто такой Лоис? Почему он треки не выпускает?» Причем это такие чуваки — фанаты. Они говорили, что все про меня знают и все слушали. Я им отвечаю: «Так это я пою». И они офигевали, спорили еще: «Я же тебе говорил». (Смеется.)

— Тебе самому сейчас интереснее двигаться в сторону поп-музыки или электронщины?

— Да в обоих направлениях. Вот «Мечтай» — релиз сам по себе очень плавненький. Один трек переходит в другой. Это было еще тупо, когда мне фанаты Fred Again предъявляли, что это фишка из «Actual Life». Но так же все делают!

— Ого. Я думал, в основном сравнения появились из‑за песни «Прости».

— С песней «Прости» прикольная история получилась — и она никак не связана с Фредом. Я так семплировал видео с вокалом Polovinka еще в 2018-м. Как‑то она мне прислала кусочек, пробовали перезаписать на студии, но в видосе она звучала лучше. Может быть, на студии перенервничала или что. В итоге в финальный вариант попал ее вокал именно с самого первого видоса.

А с треком «Прости» вот как было. Я в телеге попросил скинуть мне прикольных вокалистов. Мне прислали припев этой девочки (Sellina. — Прим. ред.). Я еще попросил ее перепеть получше — чтобы качественнее было. Она попробовала, но тоже не получилось, пропадала эмоция. В моменте я даже убрал ее с трека. Я попросил Половинку спеть: мы думали сделать припев, как в песне Джигана и Юлии Савичевой. Даже права хотели взять официально — Половинка же общается с этой тусовкой. «Отпусти меня, я умоляю» — вот это. Припевы очень похожие же, интонации. Попробовали записать — и не получилось. Теперь я думал вообще убрать трек с релиза. Но мне позвонил знакомый и говорит про первую версию трека с этой девочкой: «Трек ****** [потрясающий]. Оставляй так». Вот и все. И никакого Фреда не было (смеется).

Я потом читал все эти сравнения и думал: «Опять Фред». Но он даже не первый, кто придумал так семплировать видосы.

— Здесь же не только вопрос в фишке, но и в том, какие крутые песни Фред с помощью нее сочинил.

— Ну да. Это больше про сонграйтерский талант.

— У меня, кстати, была забавная история. Когда вы выпустили песню со Славой Марлоу, мне пришло предложение написать статью «Почему Слава — это русский Fred Again».

— Реально?

— Да. Я отказался, потому что это немного не так.

— Ну да. Мне тоже закидывали эти сравнения. Вроде где‑то в комментах так и писали: «Слава — это русский Фред». А мы тогда общались с Винни (Rome in Silver. — Прим. ред.) и обсуждали, где в треке Фред. Я вот не понимаю: люди от необразованности сравнивают или как. Как будто референсов других нет. Я, например, никакой связи не вижу. Есть хай-хеты — это Four Tet, соглашусь. У меня вообще никакого стыда нет, потому что эта перебитовка реально ******** [офигенная]. Она всегда звучит свежо.

И я в принципе не стыжусь сравнений. Four Tet, Jamie xx и Skrillex самое большое влияние на меня оказали. Вот это три таких мастодонта. Фред — он же крутой отличник. А я троечник-********* [раздолбай]. У меня фигово все сведено. Я на это внимания не обращаю. Просто делаю как нравится.

— Я могу попробовать объяснить сравнение «Где найти силы» с Фредом. Во-первых, это правда очень громкое имя, с которым слушатели будут сравнивать, чтобы легче понять музон. Во-вторых, обложка.

— А что обложка?

— Она же похожа на его каверы «Actual Life».

— Так прикинь. Слава мне скинул эту обложку — он вообще про Фреда не знал. Я ему потом сказал, что есть вот такой артист с такими обложками. Он ответил: «Да ***** [плевать]».

— Прикол. Ну а в-третьих, это тема. Фред же берет очень обычные приземленные темы. И вы тоже написали песню о лени, прокрастинации. Кто ее предложил?

— Мы со Славой познакомились давно, но не могли договориться поработать. Я еще в Штатах был. Мы демками обменивались, созванивались — но все шло как‑то вяленько.

И я еще думал, где я, а где Слава Марлоу. Как это вообще можно совместить? Мне потом уже рассказали, что он очень любит электронный музон.

— Да, он даже видеоэссе выпустил про Скриллекса. Это ваш общий знаменатель.

— Ну да. Потом уже я приехал в Москву. Просто сидел дома и он написал — предложил поработать как‑нибудь. Мне нечего было делать дома — предложил приехать прямо сейчас.

Я пригнал. Мы общались, демки показывали друг другу. Про Фреда даже речь не заходила. Он мне тогда включил «Тузика». Я не особо выкупил. Наверное, я просто дед.

Так вот. Я ему показал этот трек — там был готов дроп. Слава минут за десять накидал текст. Начинаем записывать, и он такой: «Не хватает сил встать с кровати, покушать, покакать.» (Смеется.) И я думаю: «Блин, что это за трек сейчас будет?»

— Ты кринжанул?

Ну да. Для меня это было слишком резко. Особенно после того, как слушаешь Jamie xx и Four Tet. Но потом мы складываем песню — и я такой: «Ого, ***** [ничего] себе». Слава просто свою фирму накинул. Меня это подкупило. Я потом ехал в такси и еще минут сорок крутил в голове припев.

Нужно еще обязательно пояснить. Многие думают, что Слава в треке вообще ничего не сделал. Понятно, что была демка: синт, хеты, драмка и бас. Но вот доделали трек мы вместе. Нарезали вместе.

А касательно обложки я ему говорил, что там должно быть его лицо. Он сначала хотел сделать что‑то в 3D, но мы решили, мол, оно уже у всех. От него тошнит, надо что‑то другое.

И я в принципе предлагал Славе выпустить его сольно. Убрать меня из названия. Это же такой экспериментальный трек был для Славы.

— Он сейчас ведет свое шоу «Гараж». Он тебя не звал?

— Не. Мы же с ним не прямо кореша. Плюс я в принципе из другой истории. Например, я не гонюсь за хитом, не пытаюсь все просчитать. Просто работаю. А Слава прямо умный чувак. Вот если его сравнивать с Фредом, то он настолько же умный.

Фиты с Федуком и Аникой, желание поработать с Хаски и OG Buda

— Сейчас у тебя идет серия фитов с крутыми поп-артистами. С Федуком, Аникой. Я знаю, что ты еще с Dose работал. Правда, не знаю, что с этой песней.

— Да, мы работали. Но стоит уточнить, что круто даже не что‑то выпустить прикольное, а именно поработать. Вот Дос — очень крутой. Он же тоже прям отличник. Подвинет каждую дорожку, чтобы она идеально стояла. Я говорю: «Давай оставим, чтобы грув был, воздух такой». А он: «Нет». И Федя такой же.

— Реально?

— Да, особенно в вокале. Федя каждую свистящую «с» или любой другой дефект в звуке поправит. Я не хочу сказать, что это плохо. Просто я работаю по-другому. Люди же все равно слушают песни в наушниках — там эти детали не слышно. Да и на половине московских площадок это не выкупается. Там звук не дотягивает даже до тройки.

Аника тоже очень талантливая. Вокал, тексты. Вот я от этого далек — поэтому в работе с ними вдохновляюсь их подходом. Вот где‑то я схалявил и позже думаю, что надо было все-таки дожать.

— А ты веришь в принцип «80/20»? (Принцип, согласно которому 20% действий обеспечивают 80% результата. — Прим. ред.)

— Да! Жестко верю. Оно как будто так и работает. «Закон Парето» называется же.

— Кстати, а с кем бы ты еще хотел записаться из отечественных артистов?

— Мне нравится Хаски. Тут даже не про коллаб речь. Я хотел бы понять, как он работает. Он же очень творческий необычный чувак.

Гриша OG Buda. Я же с ним знаком. Он очень классно делает. Долго его не выкупал и называл полной фигней. Как это вообще люди слушают? Но когда познакомился, понял, что он просто такой чувак, у него такой музон и это все мэтчится. У него своя фирма, своя крутая история.

Но я не уверен, что круто было бы сделать фит. Как будто Гриша настолько популярный, что после фита про меня будут думать: «А, это тот чувак с фитом с Будой». Как будто совмес сожрет вообще все, что я делал до.

— А с Boulevard Depo записался бы? Тоже большой любитель электроники.

— Ну да. Я вот послушал его последний альбом. Очень прикольный музончик. И промо! Я в шоке вообще был. Я не знаю, кто еще в России так делал. Прямо очень плотненько и ненавязчиво вышло.

Еще с Куоком можно было бы, но вот последний трек со Славой…

— А тебе не понравился их совмес?

Если честно, меня несколько человек спросили: «А почему тебя не указали?» Не хочется давать какой‑то негатив, но в треке я себя услышал. Слушаю первый дроп: ну окей, так много кто делал, не я придумал. Дальше опять яма, а потом начинается «Где найти силы» — только чуть-чуть ускоренный. И я такой: «Блин. Ну ладно, два чувака настолько талантливые. Вова умный, и Слава тоже умный». Я не хочу захейтить, трек очень крутой. Наверняка, его многие будут играть на танцполах. Я просто думал, что Вова может придумать еще что‑то, какой‑то ****** [триумф]. А получилось так, или мне так навязывали, что мой стилек подрезали и еще Фредом прикрылись. И все окей, все в тепле. А по факту можно было свой вайб сделать.

Вообще, я за «Гаражом» не слежу, только вот Салуки хотел посмотреть. Точно! Салуки же. Мы поработаем еще. Уже тречок с ним один есть — давно записал.

Прикинь, Анику и Салуки затащить на фиток? Вот это был бы инфоповод! Но, наверное, не получится уже. Не знаю, в каких отношениях, но, наверное, не супер.

— Последний вопрос. DJ Smash, DJ Леонид Руденко или или DJ Groove?

— Слушай, блин, вот, кстати, на самом деле сложно выбрать. Вот Грува можно убрать. Я его даже не слышал. А у Руденко есть же какой‑то хиток, вообще жесткий!

— «Destination».

— Да, и еще один какой‑то. Блин, он у моего бати в тэхе играл, при том что он вообще жесткий блатняк слушал.

А у Smash есть, это сейчас неожиданно будет, какой‑то трек. «Lovers2Lovers» или типа того. Вот этот трек на самом деле на меня сильно повлиял. Он вышел — и блин, какой там бас. Он прямо какой‑то странный, вообще нетипичный для попсы.

Вообще, интересный вопрос, немного с ******** [подколом]. Ну Smash, наверное.

— Записался бы с ним?

— Не, я думаю, это анриал вообще. Он, кстати, на меня подписан. Был, по крайней мере. Не знаю, как сейчас.

Расскажите друзьям