Arctic Monkeys
Алекс Тернер и компания продолжают гнуть свою линию и делать все, чтобы окончательно распугать среди своих зрителей накачанных пивом мужланов, которые хотят тряхнуть стариной и весь сет ждут песен с первого альбома Arctic Monkeys. Самая успешная рок-группа современной Великобритании может себе позволить делать все, что заблагорассудится ее чопорному фронтмену, превратившемуся за последние десять лет из непричесанного вундеркинда в манерного, нарочито пафосного крунера. Такой стремительной эволюции современная рок-сцена не видела со времен Боуи.
Во время своего выступления на «Гласто» группа смело чередовала новые расслабленные треки, вдохновленные пиано-роком в духе Сержа Генсбура, со старыми энергичными хитами, абсолютно игнорируя миграцию зрителей к другим сценам. Уходу зрителей немало способствовали саркастичные «спасибо», которыми Тернер снисходительно одаривал публику в конце треков.
Закончилось все неизменной «R U Mine», мегахитом Arctic Monkeys 2012 года, в финале которой Тернер внезапно передумал уходить со сцены, надел обратно на себя гитару и спел припев еще раз, что окончательно взорвало разгоряченную толпу.
Foo Fighters
Концерта Arctic Monkeys, кстати, вообще, могло не состояться. Накануне Алекс Тернер слег с ларингитом и отменил некоторые выступления. Очевидно, именно для таких случаев существует давняя практика сюрпризов, не заявленных на афишах. В этом году таким сюрпризом стало выступление Foo Fighters, которые спустя год после смерти их барабанщика снова вернулись к активной деятельности и недавно выпустили новый альбом.
Заявленные изначально как никому не известная группа The ChurnUps, что можно перевести как «Крутилы», Foo Fighters незадолго до выхода на сцену подтвердили всеобщие подозрения, опубликовав в твиттере фото фестивальной толпы, вооруженной традиционными для «Гластонбери» флагами на длинных флагштоках. Свой сет группа начала со знаменитой «All My Life», и публика мгновенно отозвалась, начав распевать хором припев вместе с хрипящим Дейвом Гролом. А ведь группа даже не была заявлена в лайнапе. Ради таких пробирающих до мурашек моментов, наверное, и существуют гигантские фестивали.
За впечатляющим выступлением американских коллег из ВИП-зоны следил сам сэр Пол Маккартни.
Рик Эстли и Blossoms (поют песни The Smiths)
А еще хорошие большие фестивали — и «Гластонбери», конечно, не исключение — славятся импровизированными джемами, неожиданными коллаборациями и оригинальными спецпроектами. Функцию последнего в этом году выполнял дуэт Рика Эстли, поп-звезды 1980-х, автора хита «Never Gonna Give You Up», и группы Blossoms, все еще подающих надежды инди-рокеров из 2010-х. Вместе музыканты исполнили главные хиты из репертуара The Smiths. Беспроигрышный вариант для британской публики, которая, говорят, с большей охотой горланит в пабах «There Is a Light That Never Goes Out», чем «Wonderwall» Oasis. Эстли был явно в ударе, крутил над головой микрофоном и требовал дать ему алкоголя, чтобы «больше присутствовать в моменте».
Рик Эстли также отметился отдельным сетом, растянув свой главный хит «Never Gonna Give You Up», послуживший в свое время основой для нескольких глобальных интернет-мемов, на целых девять минут.
Джейкоб Коллиер
Помимо песен The Smiths, на брит-фестах есть еще один безотказный способ попеть хором — наследие группы Queen. Отменным кавером на их бессмертную «Somebody to Love» отметился во время своего выступления джаз-вундеркинд Джейкоб Коллиер, единственный британский музыкант, получивший «Грэмми» за каждый из четырех своих первых альбомов.
Коллиер славится своими энергичными выступлениями, во время которых зрители под чутким руководством музыканта распевают на разные голоса весьма сложные мелодии, и «Гластонбери» не стал исключением.
Sparks и Кейт Бланшетт
На совместном выходе Blossoms и Рика Эстли сюрпризы, конечно, не закончились. Ветераны арт-поп-сцены Sparks посреди своего выступления пригласили на сцену актрису Кейт Бланшетт, которая прямо на сцене повторила свою роль из недавнего видео к синглу Sparks «The Girl Is Crying in Her Latte».
Макс Рихтер и Тильда Суинтон
Кейт Бланшетт не была единственной богоподобной актрисой, появившейся на этом «Гластонбери». Неповторимая Тильда Суинтон, облаченная в небесно-голубой брючный костюм, выступила вместе к неоклассиком Марксом Рихтером. Дуэт, выступивший против войны в Ираке, впервые вживую исполнил композиции с альбома 2004 года «The Blue Notebooks», протестующего против вторжения.
The Pretenders и Дейв Грол с Джонни Марром
Известный добряк Дейв Грол, который, похоже, совсем не умеет никому отказывать, предсказуемо не ограничился выступлением своей группы. В компании с Джонни Марром, сооснователем и гитаристом The Smiths, Грол сыграл с недавно активизировавшимися классиками новый волны The Pretenders, у которых в сентябре выходит новый, двенадцатый в дискографии, альбом «Relentless».
«За сценой бродит пьяный парень, он большой и настаивает на том, чтобы сыграть с нами, а мне не нужно проблем», — предварила выход Грола на сцену предводительница The Pretenders Крисси Хайнд.
Guns N’ Roses
На этом вездесущий Дейв Грол, понятное дело, не остановился. Набарабанившись вдоволь с The Pretenders, фронтмен Foo Fighters переключился на субботних хедлайнеров — классиков американского хейр-метала Guns N’ Roses. Грол присоединился к группе во время исполнения их боевика 1988 года «Paradise City» в качестве дополнительного гитариста, потому что, по мнению Эксла Роуза, «много гитар не бывает».
Рецензент The Daily Telegraph назвал их выступление «клишированным и допотопным», призвал «освободить место для свежей крови» и сравнил Эксла Роуза со «стареющей провинциальной парикмахершей». Его коллега из The Independent считает, что группа символизирует собой весь тот «старомодный мачо-рок, которому фестиваль противостоит с самого своего основания».
Кусок выступления, где незадачливый фанат группы пытается зажечь зажигалку, уже стал мемом.
Но реальная проблема G N’ R связана не с внешним видом фронтмена группы, а с его голосом. Один из самых талантливых вокалистов своего поколения, Роуз почти полностью растерял всю свою мощь. «Жаль слышать, что голос Эксла почти исчез, — пишет сердобольный фанат в реддите. — Он продолжает стараться петь как двадцать лет назад, но лучше бы он адаптировался к своим сегодняшним возможностям».
По словам недоброго автора The Independent, во время выступления на «Гластонбери» Эксл совершенно неоправданно переходил от сдавленного монотонного фальцета, «словно между ягодиц ему натянули трусы», к скрипучему нижнему регистру, «будто наглухо забитая газонокосилка». Порой Эксл бубнил себе что‑то под нос, и его попросту не было слышно. При этом фронтмен G N’ R постоянно носился из одного конца сцены в другой, видимо, полагая, что это может отвлечь от его проблем с голосом. Все говорило о том, что лучшие дни мистера Роуза давно позади. «Главные претенденты на звание худшего хедлайнера „Гластонбери“ всех времен», — заключает злюка из The Independent.
При этом гитарист G N’ R Слэш, традиционно скрывающий все свои эмоции за копной все еще густых волос и очками-авиаторами, надо заметить, находится в отличной форме.
Лана Дель Рей
Параллельно с Guns N’ Roses на другой сцене играла Лана Дель Рей, назвавшая старших коллег «pale, male and stale» («бледные выдохшиеся мужики»). Видимо, вдохновившись примером Эксла Роуза, который в свое время любил как следует задержать начало выступления, Дель Рей вышла на сцену на полчаса позже, из‑за чего щепетильные британцы посреди сета отключили ей микрофон.
Толпа преданных фанатов американки не растерялась и постаралась спеть хит певицы 2012 года «Video Games» а капелла, но осадочек у многих из них, судя по реакции в соцсетях, остался приличный. Певица извинилась и объяснила, что задержка была вызвана тем, что ей никак не могли привести в порядок волосы, чем еще больше разозлила фанатов, прозвавших ее Lana Delay. «Что, серьезно? — возмущаются фанаты в реддите. — У нее был целый день, чтобы подготовиться, и она все равно умудрилась опоздать на полчаса из‑за того, что ее волосы не были готовы? Камон, Лана, это тебя совсем не красит!»
Элтон Джон
Вокруг выступления Элтона Джона — хедлайнера завершающего вечера «Гластонбери» — ходило много слухов. Главным образом связанных с тем, кого же он привезет в качестве гостя-сюрприза. Среди прочего назывались Эминем и Бритни Спирс, которую кто‑то якобы видел в аэропорту. Но вместо этого сэр Элтон спел легендарную «Tiny Dancer» в компании с фронтменом The Killers Брэндоном Флауэрсом, а для исполнения своего хита 1976 года «Don’t Go Breaking My Heart» пригласил на сцену Рину Саваяму.
Это не только дебют для легендарного музыканта на «Гластонбери», но и заодно последнее в его карьере живое выступления в Британии. Да, да, сэр Элтон объявил о своем скором уходе на пенсию — осталось отыграть концерт в Швеции, перенесенный из‑за пандемии, и все. «Никогда не думал, что выступлю на „Гластонбери“, но вот он я, — такими словами Элтон Джон начал свое последнее шоу дома, в Англии, перед одной из самых многочисленных толп зрителей, что видел фестиваль. — Сегодня особенный для меня вечер, потому что это, возможно, последний в моей жизни живой концерт в Британии. Так что лучше я начну играть и развлекать вас, потому что вы и так уже настоялись тут».
Закончилось все десятиминутной версией «Rocket Man» и салютом. «Лучше финала и не представишь», — заявил певец в интервью.
Кэролайн Полачек
Кто‑то завершает свою карьеру, а у кого‑то она проходит новый виток. Этим летом каждый уважающий себя фестиваль постарался пригласить восходящую звезду современной авант-поп-сцены Кэролайн Полачек, которая, по мнению многих, еще в начале года выпустила лучший поп-альбом 2023-го. Бывшая участница инди-поп-дуэта Chairlift работала над этой пластинкой во время локдауна, и времени, чтобы отшлифовать каждый трек, у нее было предостаточно. Полачек уверяет, что потратила на запись сингла «Billions» целых 19 месяцев, а заглавный трек «Welcome to My Island» и вовсе называет своей «самой дерзкой песней».
Выступление на «Гластонбери» стало для певицы своеобразным испытанием: растерянный зритель фестиваля должен был выбрать — или занять хорошие места перед выходом Элтона Джона на сцену, или насладиться сетом Полачек.
Slowdive
Легенды шугейз-сцены тоже во время локдауна время не теряли и записали целый новый альбом «Everything Is Alive», релиз которого назначен на сентябрь. Во время своего сета на «Гласто» Slowdive исполнили не только нетленную классику в виде легендарных «When the Sun Hits» и «Alison», но и трек «Kisses», первый сингл с новой пластинки.
Hozier
Если Хозиер не заходит вам в студийной версии, попробуйте заценить его живьем. Двухметровый ирландский трубадур с копной рыжих волос и мощным голосом отлично знает, как произвести впечатление во время концертных выступлений. Во время его сета на «Гластонбери» сцену с ним разделяла целая толпа музыкантов: несколько дополнительных гитаристов, несколько бэк-вокалисток, два клавишника. Все это звучало более чем плотно. К тому же Хозиер совершенно оправданно уверен в своем новом материале. Среди прочего в его арсенале теперь есть свежайший хит-сингл «Francesca», на подходе новый — дико концептуальный — альбом «Unreal Unearth».
Hot Chip
«Хей, девчонки, как насчет секретного диджей-сета от чувака из Hot Chip? Я почти выяснил, где он будет проходить», — говорит герой сериала «Меломанка» в одной из сцен. «О да! — парирует его острая на язык подруга. — Мы знаем, где он будет проходить: в 2007-м!» Герои «Меломанки» еще не знают, что мода циклична, и то, что в 2020-м тебе кажется заплесневелой музыкой для стариков, в 2022-м может снова стать актуальным. В подтверждение — выступления Hot Chip на этом «Гластонбери». Посмотрите, как зажигают и музыканты, и зрители!
Рина Саваяма
Не обошлось на «Гластонбери» и без скандалов. Например, Рина Саваяма выступила с обличительной речью в адрес фронтмена группы «1975» Мэттью Хили, недавно позволившего себе весьма противоречивые расистские и сексистские высказывания в рамках американского подкаста «The Adam Friedland Show».
Сам Хили, кстати, был замечен на фестивале, но никак не отреагировал на выпад Саваямы.
Билли Номейтс
Британская певица Билли Номейтс попросила редакцию BBC Music убрать видео с ее выступлением с сайта, после того как столкнулась с волной абьюза в комментариях, обвиняющих ее в том, что она пела без живой группы: «Я знаю, что не всем подходит то, что я делаю. Я знаю много людей, которые меня не любят. Но этот зашкаливающий уровень травли на публичной странице — это для меня уже слишком. Я больше не буду выступать после этого лета. Вы бы не остались на своей работе, если бы там с вами проделали такое. Почему должна я?»
Певицу тут же поддержали именитые коллеги. «Сегодня Билли Номейтс была абсолютно уничтожена кучкой музыкальных папаш, заявляющих, что она обязательно должна выступать с группой. Но они не понимают, что все их любимые группы выступают под бэк-треки. Билли по крайне мере не притворяется», — написал Джефф Бэрроу из Portishead.
«Тот факт, что Билли Номейтс попросила убрать съемку ее выступления из‑за троллинга и оскорбительных комментариев, чертовски расстраивает, — высказалась бас-гитаристка Primal Scream Симона Мари Батлер. — Люди, что с вами не так? Почему любой, кто занимается музыкой, может стать такой легкой мишенью? Мы же не приходим к вам в офис и не начинаем к вам цепляться. Подло и низко».
Chvrches
Приз за самый впечатляющий наряд «Гластонбери-2023» получает фронтвумен синти-поперов Chvrches Лорен Мейберри, облачившаяся в платье в виде выпотрошенного лебедя.
Christine and the Queens
Самый смелый наряд на этом «Гластонбери», без сомения, принадлежит француженке Christine and the Queens, отважившейся выступить в наряде Игги Попа — обнаженной по пояс.