«The New Wave»
Неальбомный сингл, 1994
Прежде чем произвести фурор первым синглом («Da Funk») в поддержку своей вышедшей двумя годами позже дебютной пластинки «Homework», совсем юные на тот момент французы Тома Бангальтер и Ги-Мануэль де Омем-Кристо очутились на рейве в парижском Диснейленде, познакомились с боссом шотландского электронного лейбла Soma и всучили ему свою демокассету. Несколько месяцев спустя она стала дебютным синглом Daft Punk, куда вошли минималистичное, бесхитростное 7-минутное техно «The New Wave» и выросшая из него песня «Alive», сначала украсившая «Homework», а впоследствии поделившаяся названием («Alive 1997» и «Alive 2007») с обоими концертными альбомами дуэта.
«Musique»
Би-сайд сингла «Da Funk», 1995
Программным вышел и заголовок «Musique» — песни, ставшей обратной стороной «Da Funk», но для «Homework» никогда не предназначавшейся. Впрочем, популярность сингла была настолько повсеместной (песню взяли в саундтрек к «Святому», а клип на нее снял без пяти минут режиссер «Быть Джоном Малковичем» Спайк Джонз), что продавался он в итоге даже лучше альбома. Как следствие, и этому вызывающе расслабленному бэнгеру, предвосхитившему каноническое звучание Daft Punk, достались своя доля славы и почетное — первое — место в треклисте все еще единственной компиляции хитов группы «Musique Vol. 1 1993–2005».
«Life Is Sweet» (Daft Punk Remix)
Би-сайд сингла The Chemical Brothers «Life Is Sweet», 1995
За почти десять лет своего существования эта рубрика сознательно и последовательно игнорировала ремиксы, но в случае с Daft Punk это было бы буквоедством. Ставший синонимом саунда группы френч-хаус набирал обороты более-менее одновременно с англоцентричным биг-битом, и эта встреча двух тотемных для электроники 1990-х дуэтов была, как ни крути, исторической. С вошедшим в дебютный альбом The Chemical Brothers психоделическим оригиналом парижане обошлись с редкой для новичков смелостью и уже тогда свойственной им фантазией: оставив фрагменты гитарных партий, но убрав вокал Тима Берджесса из The Charlatans и приблизительно все остальное.
«Ouverture»
С альбома ремиксов «Daft Club», 2003
Когда дело дошло до ремиксов на самих Daft Punk, все оказалось далеко не так интересно: особенно не постеснялся в выражениях Pitchfork, влепивший «Daft Club» оценку 1,3 по 10-балльной шкале. Однако к 2003 году дуэт, когда‑то назвавшийся обидными словами из разгромной рецензии на первую группу Тома и Ги-Мануэля Darlin' («daft punky trash»), мог позволить себе что угодно: вторая пластинка Daft Punk «Discovery» остается одной из лучших — и самых влиятельных — записей этого века. Переодевшись в костюмы роботов, в которых они проведут следующие два десятилетия, Daft Punk включили в «Daft Club» и пару оригинальных треков, включая лаконичную, но убедительную «Увертюру».
«Take Me Out» (Daft Punk Remix)
Одноименный сингл Franz Ferdinand, 2004
В этом ремиксе на одну из главных рок-песен нулевых предыстория с запасом побеждает содержание: по легенде, шотландцы обращались к Daft Punk с соответствующей просьбой несколько раз, после чего все же получили вожделенный ремикс — от оригинала отличающийся разве что эпизодической ершистой подложкой из «Rollin' & Scratchin'» с дебютной пластинки парижан. По словам фронтмена FF Алекса Капраноса, спартанский подход Daft Punk он расценил как комплимент по адресу «Take Me Out», где и так все «более или менее как надо», но поклонники дуэта привыкли считать этот трек в лучшем случае шуткой, а то и вовсе поделкой «на ******** [отвали]».
«Derezzed»
С саундтрека к фильму «Трон: Наследие», 2010
Еще более долгими были переговоры, которые с Daft Punk вели продюсеры «Трона: Наследие», назначившие парижан секретным оружием своего фильма еще до того, как у него появился режиссер. Отшутиться и в этом случае музыкантам не удалось: выпустившая сиквел «Трона» студия Walt Disney не стала размениваться по мелочам, построив для Daft Punk их собственную студию, наняв 85-головый оркестр, дав Тома и Ги-Мануэлю почти два года на работу над саундтреком и даже доверив им камео в фильме. Сопровождавшая его интенсивная, напористая «Derezzed» оказалась в итоге единственным синглом в поддержку возглавившего как танцевальные, так и киномузыкальные чарты саундтрека.
«Father and Son»
С полной версии саундтрека к фильму «Трон: Наследие», 2010
Слушать полные драматических подробностей рассказы создателей второго «Трона» было немного странно — до того рожденными друга для друга выглядели основы визуальной эстетики французского дуэта и диснеевского блокбастера. Да и прилагающиеся к ним эмоции казались родственными: если «Discovery» был концептуальным альбомом о радостях детства, то главной темой фильма, несмотря на весь забористый сайфай, оказались отношения отца (великий Джефф Бриджес) и сына (Гарретт Хедлунд). Ну и надо заметить, что сентиментальные оркестровые композиции — вроде оставшейся за бортом основного треклиста, но ставшей бонус-треком сначала на iTunes, а затем на виниле «Father and Son» — Daft Punk удались не хуже, чем дискотека для геймеров.
«Computerized»
Официально не издана, появилась в сети в 2014 году
Еще одним, непредвиденным послесловием к «Трону: Наследие» стал онлайн-лик песни, которая должна была стать лид-синглом саундтрека и прозвучать на премьере фильма в исполнении Daft Punk и Jay Z. Несмотря на время и энергию, вложенную в эту коллаборацию, продюсеры сочли ее «слишком погруженной в реальную жизнь» (рэп Jay Z вышел исповедью луддита), и на протяжении нескольких лет о ее существовании знали очень немногие. Когда же «Computerized» все-таки слилась в сеть, она мало кого удивила: годом ранее Daft Punk спродюсировали половину «Yeezus» Канье Уэста, а через пару лет возглавили наконец песенный хит-парад Billboard со «Starboy», записанной в компании The Weeknd.
«Horizon»
С японского издания альбома «Random Access Memories», 2013
Фундаментом для будущего — тотального — триумфа Daft Punk стала сравнительная неудача их третьего альбома «Human After All», чье немного топорное звучание не помешало дуэту отправиться в их второе и, как выяснилось, последнее мировое турне, и по сей день считающееся эталоном шоу электронной группы. Вышедший по его следам концертный альбом «Alive 2007» принес Daft Punk пару «Грэмми», ну а следующей — и тоже последней — студийной пластинке дуэта удалось и вовсе немыслимое: выиграть «Грэмми» в категории «Альбом года», что никаким другим электронщикам не удавалось ни до, ни после этого. Переиздание «Random Access Memories» — сундук с сокровищами, одно из которых — этот неотразимый, не хуже классических «Voyager» или «Nightvision», чилл-аут-номер.
«Infinity Repeating» (2013 Demo)
С переиздания альбома «Random Access Memories», 2023
Ну а эпилогом к дискографии дуэта, объявившего о своем распаде два года назад, стало видео на «Infinity Repeating» — номинальное демо, звучащее при этом как одна из лучших песен поздних, увлекшихся диско, софт-роком и прочим ретро Daft Punk. Солировавший на «Random Access Memories» Джулиан Касабланкас из The Strokes (или, как здесь, The Voidz) делает это снова — да так проникновенно, что традиционно неравнодушная к французским электронщикам София Коппола (даже мужа — Тома Марса из Phoenix — выбравшая из их числа), думается, без раздумий взяла бы эту песню в саундтрек к своему очередному фильму. По словам Касабланкаса, он хотел, чтобы «Infinity Repeating» вместо него спел Стиви Уандер. По словам Daft Punk, это последняя песня в их истории.
Напоминаем, что расширенный архив «Обратной стороны» находится здесь.