«Wake Up and Smell the Coffee» (2001)
Реагируя на относительные неудачи альбомов «To the Faithful Departed» и «Bury the Hatchet», считающихся кризисными, The Cranberries воссоединились с продюсером своих ранних канонических записей Стивеном Стритом — и, мягко говоря, не преуспели. Два или три рецензента неуверенно похвалили «Wake Up…» за возвращение к корням, но альбом вышел не бодрящим, а инертным, продавался еще хуже двух предыдущих и в итоге привел к распаду группы. Тут есть свои моменты — вдохновленная материнством Долорес О’Риордан «Never Grow Old», в меру запоминающиеся синглы «Analyse» и «This Is the Day», — но почти все они сконцентрированы в начале альбома, к финалу откровенно засыпающего. Удивительно, но из трех альбомов The Cranberries, которые давно не найти на виниле, по случаю скорого Record Store Day переиздается именно этот.
«Roses» (2012)
Не особенно впечатлил и первый альбом The Cranberries после их реюниона в 2009 году. Вероятно, все дело в контрасте: релизу «Roses» предшествовали два сольника Долорес (включая очень хороший «Are You Listening?») и триумфальное турне, по ходу которого группа радовала своими greatest hits тех, кто не успел их услышать на пике ее славы. Записанный в важной канадской студии Metalworks (где работали Rush, Нелли Фуртадо и Дрейк) и доведенный до ума в Лондоне под руководством все того же Стрита, «Roses» начинался с пары крепких песен («Conduct» и «Tomorrow»), но его вторая сторона заметно уступает первой — хотя и на ней нашлась пара вещей, впоследствии включенных в «альтернативный best of» «Remembering Dolores», составленный коллегами, родными и близкими певицы после ее трагической смерти.
«In the End» (2019)
Солистка и душа The Cranberries умерла 15 января 2018 года, утонув в ванной гостиничного номера в Лондоне. Ровно через год группа выпустила песню «All Over Now», оказавшуюся лид-синглом финального альбома The Cranberries. По словам музыкантов, запись вокала для всех 11 альбомных треков Долорес закончила за месяц до смерти, а последним из них стала песня под еще одним пророческим названием «In the End». Чудовищно грустно, что это случилось так поздно, но именно одноименная пластинка действительно напоминает возвращение группы в форму: «All Over Now» и «Wake Me When It’s Over» — ее лучшие песни с прошлого века, а среди комплиментов по адресу «In the End» — первая в истории The Cranberries номинация на «Грэмми». Закончив запись альбома втроем, коллеги Долорес подтвердили, что в этой истории поставлена точка.
«To the Faithful Departed» (1996)
Когда‑то смешанный с грязью, третий альбом The Cranberries — их самая неровная и, кажется, самая недооцененная запись. Начинаясь с грохочущей и мрачной песни «Hollywood» (по сути второй «Zombie», где вместо танков и бомб — тяжелое бремя славы), «To the Faithful Departed» и в дальнейшем почти час работает в смелой, но недопонятой стилистике «пленных не брать». Иногда ее заносит в кринж (песня «I Just Shot John Lennon» слишком буквальна, чтобы от нее не коробило, без баллады «Bosnia» тоже можно было обойтись), но антивоенный месседж пластинки вызывает уважение если не формой, то содержанием, а среди поминаемых departed (в переводе с английского «усопших») — не только безымянные жертвы военных конфликтов, но и конкретные, дорогие сердцам музыкантов люди. «Joe» и «Cordell» памяти деда Долорес и подписавшего группу от имени лейбла Island Денни Корделла входят в число самых щемящих из здешних песен.
«Bury the Hatchet» (1999)
Гораздо лучше, чем принято думать, получился и «Bury the Hatchet». Да, он стал первой пластинкой The Cranberries, не вышедшей в миллионный тираж. Да, у него ужасная прог-роковая обложка. И да, альбомную концовку группа, как это ей нередко бывало свойственно, завалила. Но первые шесть треков — от катарсического сингла «Animal Instinct» до тревожной баллады «Shattered» (на сочинение обеих песен Долорес вдохновило рождение сына) — и по сей день звучат как дистиллят творческого метода The Cranberries, где ярость и прямота органично уживались с редкой мелодичностью и прикладной глубиной. Что еще важнее, при работе над «Bury the Hatchet» группа поправила хрупкое физическое и душевное здоровье своей фронтвумен: если в 1996 году морально истощенная Долорес была вынуждена отменить серию концертов, а The Cranberries едва не распались, то за этим альбомом последовало самое длинное и успешное турне в их истории.
«No Need to Argue» (1994)
Чтобы лучше понять метаморфозу, случившуюся с The Cranberries между их первым и вторым альбомами, сами музыканты предлагают считать «No Need to Argue» второй частью дилогии. Дорвавшись до признания и отыграв почти 300 шоу за два года, песни для своей второй пластинки группа сочиняла, дорабатывала и оттачивала живьем, безостановочно гастролируя в поддержку первой. Считается, что «No Need to Argue» вышел жестче и грубее, чем «Everybody Else Is Doing It…» — это отчасти правда, и это прямое следствие постоянной работы над ошибками: находясь в туре, The Cranberries доводили новые песни до совершенства, а Долорес почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы писать не только о романтических переживаниях, но и на злобу дня.
Самый яркий пример такого сочинительства — это, конечно, «Zombie». Самая популярная и самая живучая (миллиард просмотров на ютубе, мириады кавер-версий, семпл в треке Эминема) песня The Cranberries была написана по следам организованных ИРА терактов, которые унесли жизни двух детей, и О’Риордан настаивала на том, чтобы «Zombie» звучала тяжелее и злее других песен группы. То, что именно она стала в итоге визитной карточкой The Cranberries, не очень справедливо, но довольно символично: так вдохновлявшаяся ирландским фолком и продолжавшая записывать изумительные баллады («Ode to My Family», «Twenty One», «Dreaming My Dreams») группа из Лимерика приглянулась даже тем, кто привык слушать гранж.
«Everybody Else Is Doing It, So Why Can’t We?» (1993)
На разогреве у Nirvana The Cranberries якобы должны были выступить на самой заре карьеры: в конце 1991 года, когда послужной список группы насчитывал испорченный при сведении и глубоко заурядный 4-песенный EP. Слава настигла The Cranberries полтора года спустя, когда они разогревали другую знаковую для той поры группу — серых кардиналов брит-попа Suede — в американском турне и привлекли внимание тамошнего MTV. Синглы «Linger» и «Dreams» обрели новую жизнь, и к середине турне уже Suede играли на разогреве у The Cranberries. А их вдохновленная The Smiths и спродюсированная работавшим с ними Стритом дебютная пластинка под длинным и кокетливым названием начала тем временем зарабатывать репутацию поколенческой.
И поделом: помимо «Linger» и «Dreams» — идеальных примеров эйфорического и пронзительного гитарного попа о первом поцелуе и первой любви — на «Everybody Else…» было полно других, менее очевидных хайлайтов, от непритязательной и неотразимой баллады «Pretty» до отчаянной, как подростковые гормоны, песни «How», украсившей саундтрек «Магазина „Империя“» — трагикомедии о взрослении, подобные которой делали только в 1990-е. Сплоченные уникальной — немного Шинейд О’Коннор, немного Сьюзи Сью, много йодля и любви держаться гэльских корней — вокальной манерой Долорес, эти песни составили один из лучших альбомов декады и всего ирландского рока — помимо прочего, прекрасно сохранившегося и через 30 лет после выхода.