Представьте, что вы 24/7 находитесь с человеком, который вас не уважает, унижает, оскорбляет, игнорирует ваши желания и безразличен к вашим потребностям. Вы не можете от него спрятаться, вы не можете от него уйти. Ежеминутно, ежедневно он демонстрирует вам вашу плохость. Какие мысли бы вас одолевали, в каком состоянии бы вы находились? Были бы у вас силы для свершений? Была бы наполнена радостью ваша жизнь?
Однажды я поняла, что единственный человек, который будет рядом со мной всю мою жизнь, от первого вздоха до последнего — это я. Все испытания и все преодоления, как и все радости, свершения, успехи, происходят со мной в моем теле. Никто больше не чувствует именно так, как я. Никто не переживает так же, как я. Видеть красоту мира, дружить, любить, ощущать поцелуй, подниматься на гору, стоять на берегу океана позволяет мне именно мое тело. И ни к кому в своей жизни я никогда не относилась так плохо, как к нему. Если бы я хотя бы сутки со своим другом или возлюбленным говорила так, как порой говорю с собой, то они бы навсегда прекратили со мной общение. А мое тело всегда рядом, всегда со мной, всегда за меня.
Мы очень часто боимся любви к себе. Нам кажется, что полюбив себя, мы остановимся, перестанем стремиться к большему, лучшему, смиримся с тем, что есть. Будем довольствоваться малым. Нам кажется, что именно ненависть, недовольство собой, желание соответствовать идеалам было нашим катализатором. Как многого мы добились, желая кому‑то что‑то доказать! Как много мы добились, третируя и обижая себя.
В перспективе же она истощает. Она ломает. Она делает нас несчастными.
Сравните два посыла. «Я хочу купить тебе новое платье, потому что в этих обносках, что на тебе сейчас, ты выглядишь просто чудовищно» и « Я хочу купить тебе новое платье, потому что ты так хороша, что мне хочется дарить тебе все лучшее». Фактически действие одно и то же, но насколько разные состояния транслируют эти фразы. И разница в том, как мы себя чувствуем, насколько мы наполнены радостью жизни.
Когда ты любишь, ты хочешь давать, помогать, показывать, ты хочешь, чтобы у человека было все самое прекрасное. Я люблю тебя, поэтому хочу, чтоб твоему телу было приятно и хорошо, давай пойдем на танцы, давай получим больше радости. Я люблю тебя, поэтому хочу выбрать для тебя самые хорошие продукты, которые могу себе сейчас позволить. Я люблю тебя, поэтому хочу найти для тебя дело, которое бы увлекало тебя, чтобы тебе было интересно жить. Я люблю тебя, я вижу твои таланты, я так хочу, чтобы они реализовались. Я люблю тебя, поэтому хочу, чтобы ты отдохнула и просто расслабилась.
Любовь к себе — это постоянное движение, это развитие и жизнь, учитывающая именно тебя. Не стандарты, модные течения, достигаторство, лучшая версия себя. Это постоянный вопрос: а как тебе хорошо? Что нужно именно сейчас и именно тебе?
Любовь к себе — это прежде всего право быть собой, право на изменения, право на ошибки, право на счастье, право на все, чем ты можешь быть. Нравится ли мне абсолютно все, что есть во мне? Нет. Принимаю ли я все, что есть во мне? Да.
Представьте, если мир вокруг на самом деле пристально наблюдает за тем, как вы относитесь к себе. И по этим наблюдениям пишет правила — инструкцию, как с вами можно общаться.
Вы унижаете себя? И мир записывает новое правило: «Этого человека можно унижать».
Вы не учитываете свои желания, и мир записывает: «Можно не учитывать потребности этого человека».
Нас очень часто учат, что нужно научиться терпеть, молчать, не хотеть. И тогда все вокруг оценят нашу скромность, нашу непритязательность, наше терпение и нас вознаградят. На самом деле все и всё вокруг понимают лишь одно: этот человек может и потерпеть, и помолчать, и ничего не хотеть. Ему так нормально.
Любовь к себе — это база, потому что это, по сути, она и есть инструкция к нам, к тому, как с нами можно, а как с нами нельзя. Всю свою жизнь, весь земной путь мы пройдем с собой: даже самые идеальные возлюбленные могут нас покинуть, если не жизнь, так смерть может разлучить. Единственный человек, который будет всегда рядом со мной, — это я. И только поэтому он достоин огромной любви.