«Gambler»
Из саундтрека к фильму «Зрительный поиск», 1985
Когда‑то переехав в Нью-Йорк из консервативной американской глуши, чтобы стать танцовщицей, Мадонна начала музыкальную карьеру, играя в рок-группах, но очень скоро переключилась на танцевальный поп и начала обивать пороги ночных клубов со своим первым демо. Но еще раньше, в конце 1970-х, Мадонна стала сниматься в кино, сыграв в копеечном инди «Конкретная жертва». В 1983 году эти два пути сошлись: выпустив дебютный альбом «Madonna», артистка пришла на встречу со знаменитым голливудским продюсером Джоном Питерсом (в «Лакричной пицце» П.Т. Андерсона его уморительно сыграл Брэдли Купер), который предложил ей камео певицы в мелодраме о страданиях юного рестлера (Мэттью Модайн). Именно там, наряду с хитом «Crazy for You», дебютировал и «Gambler» — бойкий диско-сингл, остававшийся раритетом до этой зимы, когда сама Мадонна попросила устроить его премьеру на стриминг-сервисах.
«Something to Remember»
Из альбома «I’m Breathless», компаньона к фильму «Дик Трейси», 1990
Без промедления став poster girl клубной культуры, в качестве би-сайдов Мадонна, как правило, выпускала более или менее танцевальные ремиксы своих синглов, поэтому ее неальбомные номера почти всегда оказывались на каких‑нибудь саундтреках. Второй полнометражный саундтрек Мадонны — коллекция песен, имевших прямое, косвенное или минимальное отношение к оскароносному «Дику Трейси», на съемках которого артистка закрутила мимолетный роман с Уорреном Битти. Ну а вдохновленная ее разводом с Шоном Пенном баллада «Something to Remember» не только стала лучшим моментом «I’m Breathless», но и поделилась названием с будущей компиляцией медляков, в середине 1990-х спасшей карьеру Мадонны.
«This Used to Be My Playground»
Неальбомный сингл, 1992
Еще одна включенная в «Something to Remember» отчаянно сентиментальная баллада тоже предназначалась для саундтрека — к считающейся одной из лучших работ Мадонны в кино бейсбольной драме «Их собственная лига». Написанная за пару дней в разгар записи альбома «Erotica» песня стала самостоятельным хитом (помимо прочего, сделавшим Мадонну самой успешной женщиной в истории американского песенного чарта), но в саундтрек к фильму из‑за разборок между лейблами не вошла. Вместо этого по странному стечению обстоятельств «This Used to Be My Playground» дебютировала в приуроченном к очередной летней Олимпиаде сборнике «Barcelona Gold».
«I’ll Remember»
Из саундтрека к фильму «С почестями», 1994
Будь «Something to Remember» студийным альбомом, его место в иерархии записей Мадонны было бы одним из самых высоких. Но свою — большую — роль пластинка сыграла, даже будучи сборником. Переживая один репутационный провал за другим (альбом «Erotica», книга «Секс», эротический триллер «Тело как улика», скандальное интервью Дэвиду Леттерману), артистка слегка переборщила с провокационностью и явно нуждалась в мягкой перезагрузке карьеры. Началась она с выхода этой изумительной баллады, которая была написана для проходной трагикомедии с Джо Пеши и Бренданом Фрейзером, а через год украсила компиляцию, предвосхитившую новый этап карьеры Мадонны: открывала ее коллаборация с отцами трип-хопа Massive Attack, а среди авторов ремиксов «I’ll Remember» числился некто Уильям Орбит.
«Has to Be»
Би-сайд сингла «Ray of Light», 1998
Сотрудничество с Орбитом, доселе не хватавшим звезд с неба британским электронщиком, увенчалось созданием лучшего альбома Мадонны: потратив на его запись четыре с половиной месяца, артистка изобрела себя вновь и заработала уважение прежде равнодушной к ней аудитории. На новый музыкальный курс Мадонну вдохновили рождение дочери Лурдес и увлечение каббалой (а также индуизмом и буддизмом): на «Ray of Light» крепко подружились электроника, трип-хоп, восточные мотивы и даже что‑то отдаленно напоминавшее брит-поп. Немудрено, что и лучший из би-сайдов Мадонны датируется той порой: по легенде, за бортом альбома «Has to Be» осталась из‑за того, что для «Ray of Light» были записаны 14 песен, а счастливое число каббалы — 13.
«Beautiful Stranger»
Из саундтрека к фильму «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил», 1999
Другая удача времен «Ray of Light» и еще одного стилистически смелого — и тоже отличного — альбома «Music» в этот топ-10 угодила с самой большой натяжкой: помимо прочего, песня выиграла «Грэмми» с премией MTV и возглавила несколько хит-парадов. Как бы то ни было, присутствие «Beautiful Stranger» в каноне величайшей поп-звезды последних 40 лет — прекрасная аномалия: вдохновенно скрещивая диско с шестидесятническим психоделик-попом, песня напоминает то «Light My Fire», то «Lucy in the Sky with Diamonds», то «She Comes in Colors» — но, кажется, и по сей день не угодила под судебные иски от The Doors, The Beatles или Love.
«Imagine»
Из концертного альбома «I’m Going to Tell You a Secret», 2006
Проведя в популярной музыке пару вечностей, Мадонна никогда не увлекалась кавер-версиями: самые заметные исключения — «Fever», «American Pie» и уже упомянутая коллаборация с Massive Attack «I Want You». Чтобы добавить в этот ряд написанную Джоном Ленноном «идеальную песню мира», Мадонне потребовались катастрофическое — по тогдашним меркам — президентство Джорджа Буша-младшего и собственное антивоенное турне, по мотивам которого в ее дискографии появился первый концертный альбом. Шоу Мадонны — не только феноменально успешное коммерческое предприятие, но и незабываемый опыт, которым давно вдохновляется всякая уважающая себя поп-дива, от Леди Гаги до Бейонсе, поэтому за этим концертником последовали еще пять — по одному на тур.
«History»
Би-сайд сингла «Jump», 2006
Последним безоговорочно крутым альбомом Мадонны остается «Confessions on a Dance Floor» — возвращение в форму и к содержанию ее ранних записей, на которые артистку вдохновляла, по ее собственному признанию, «аэробика». Записанный в домашней студии ее нового продюсера Стюарта Прайса, этот притворяющийся диджей-миксом гибрид диско, электропопа и EDM удостоился «Грэмми» в категории «Лучший танцевальный альбом» (которой без Мадонны, скорее всего, не было бы) и не сбавил обороты, когда дело дошло до его ауттейков. Самый эффектный из них — этот трек, дающий понять, почему из всех несостоявшихся проектов Мадонны особенно жаль того, что ей так и «не перезвонили» Daft Punk.
«Messiah»
Из делюкс-издания альбома «Rebel Heart», 2015
К своему 13-му альбому Мадонна набралась дури у звезд помоложе, разделив обязанности своих сопродюсеров между двумя десятками людей в диапазоне от Дипло до Канье Уэста. Последний приложил руку к испытывающему границы терпимого бонус-треку «Auto-Tune Baby» (с пропущенным через автотюн плачем младенца), а вот среди полудюжины соавторов песни под названием «Messiah» Канье, как ни странно, не было. В ряду номинальных би-сайдов эта записанная с оркестром баллада, пожалуй, лучшая, хотя разобраться в том, что тут что, довольно сложно. Сама Мадонна вспоминает работу над «Rebel Heart» как самую стрессовую в своей карьере, а израильский хакер, сливший альбом в сеть, заработал реальный тюремный срок.
«Celebration» (Benny Benassi Remix Edit)
С компиляции «Finally Enough Love: 50 Number Ones», 2022
Грядущая мировая гастроль Мадонны носит название «The Celebration Tour», позаимствовав его у выпущенного в конце нулевых сборника хитов, куда вошел и одноименный, написанный в соавторстве с Полом Окенфолдом сингл. В прошлом году артистка нашла еще один повод переиздать сливки своего бэк-каталога — делегировав 50-ю (!) песню на первое место американского танцевального хит-парада, что стало абсолютным рекордом не только для него, но и для любого другого чарта Billboard. В выпущенный по такому случаю сборник ремиксов «Finally Enough Love: 50 Number Ones» «Celebration» вошла в отредактированной версии Бенни Бенасси — топорной, но по-своему неотразимой.
Напоминаем, что расширенный архив «Обратной стороны» находится здесь.