Плейлист

Конец эпохи: 100 лучших российских песен 2017–2021

2022-й, помимо прочего, стал годом прощания с эпохой благоденствия и роста российской музыки. Мы решили эту эпоху зафиксировать и составили плейлист наших любимых российских песен с 2017-го по 2021-й.

Владимир Завьялов

Редактор раздела «Музыка» в «Афише Daily»

Здесь могла быть колонка плача о том, как все было хорошо, но исчезло. Но это было бы несправедливо по отношению к артистам и музыкантам, которые продолжают делать музыку, несмотря ни на что, и работникам индустрии, которые продолжают делать так, чтобы мы ее услышали. «Исчезло» — слишком громкое и откровенно нечестное слово для того, что жило и продолжает жить.

Но зимняя черта оказалась слишком жирной, чтобы и российская музыка не поделилась на до и после во всех смыслах (индустриальном, эмоциональном, этическом, смысловом). Поэтому 2022-й символизирует конец лучшей эпохи в истории российской музыки (опять же во всех смыслах, как минимум финансовом). Момент старта этой эпохи — предмет дискуссий. В качестве такого момента мы решили выбрать превращение пиратского склада «ВКонтакте» в полноценный стриминговый сервис в 2017-м.

С тех пор российская музыка стала одной из самых здоровых, конкурентных и развивающихся сфер как экономики, так и культуры. Мы научились платить за подписку, следить за кучей плейлистов, жадно обновлять площадки в пятничную полночь, искать новые имена.

А еще мы научились обсуждать российскую музыку не как хронику шоу-биза или постыдное удовольствие, а как большой и важный культурный процесс. И точно уже не разучимся.

Николай Овчинников

Экс-редактор раздела «Музыка» в «Афише Daily»

Российская музыка в конце 2010-х стала индустрией. Даже средние инди-артисты могли хоть что‑то заработать на своих записях и концертах. В страну приходили один стриминг за другим. Развивались локальные площадки. Появились или стали приличными институции для поддержки индустрии — от ИМИ до шоукейсов типа Ural Music Night. Поп на русском избавился от всех возможных стигм — и про него написали идеальную книгу. Рэп на русском избавился от ориентации на зарубежные форматы. Рок на русском стал великим снова. Издания о музыке на русском множились благодаря «ВК» и телеграму. Единственная приличная передача на центральном телевидении тоже заканчивалась музыкой.

А потом закончились и передача, и музыка, и вообще все.

Вопреки всему я стараюсь оставаться оптимистом, но не хочу выглядеть сейчас собакой из мема и делать вид, что все нормально. Потому что комната не то что горит — сгорела уже.

Индустрия, какой мы ее знали предыдущие пять лет, закончилась. Постсоветский музыкальный проект завершился, а его участники разошлись по домам. Многие из героев наших текстов, плейлистов, интервью теперь замолчали, уехали, ищут новый язык, чтобы продолжать хотя бы какой‑то откровенный разговор со слушателем. Денег стало меньше — и будет меньше. Всего стало меньше.

Впрочем, мы остались.

Под «мы» я подразумеваю осколки той самой индустрии. Да, ее в прежнем виде нет, но остались люди и их способности. Да, стало сложнее и морально, и материально вывозить происходящее — но и не с таким справлялись. Да, иногда хочется орать — возможно, и надо проораться, чтобы привести себя в порядок. Да, кому‑то хочется нас отменить, но мы сами себя умеем отменять лучше других, поэтому надо держаться и не срываться друг на друга. Да, мы все теперь далеко друг от друга, но, к счастью, у нас все еще есть возможность написать друг другу. И послушать друг друга.

А для начала попрощаемся с пятью самыми светлыми, счастливыми и яркими годами в истории российской музыки. В чем я, как оптимист, уверен: будут и светлее, и счастливее.

Плейлисты

«VK Музыка»

Apple Music

Spotify

Мирон Федоров (Oxxxymiron), Иван Дремин (Face), Алишер Моргенштерн (Morgenshtern) признаны Минюстом РФ иностранными агентами.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
[]