ScHoolboy Q «Blank Face»
Это уже четвертый альбом наиболее дерзкого участника объединения Black Hippy и лейбла Top Dawg. И если предыдущий, носивший название «Oxymoron», оказался наиболее коммерческим и доступным, то здесь Скулбой Кью возвращается к истокам — а за вдохновлением обращается к родному кварталу и соответствующему образу жизни. «Blank Face» — это тот гангста-рэп, что уместно звучит в 2016 году, и это само по себе может считаться достижением.
Скулбой Кью запускал карьеру в начале десятых как бэк-эмси Кендрика Ламара, тогда еще сравнительно малоизвестного артиста. К 2016 году они оба вышли на принципиально иные уровни. А Скулбой смог не просто не затеряться в тени бывшего напарника по сцене, но и самостоятельно записать очень честный альбом про жизнь темнокожего человека в Америке. Другое дело, что Скулбой работает не с общими, а частными формами, и говорит не о глобальных проблемах, а об отдельно взятом районе Лос-Анджелеса.
Насколько отшлифованным альбомом был «Oxymoron», настолько сыро и тяжеловесно звучит «Blank Face» — 17 песен, по ходу которых Скулбой Кью рисует картину родного Южного централа, где много стреляют, торгуют и употребляют. Скулбой дает театр одного актера и в равной степени живо описывает жизнь со всех возможных перспектив. Он не теряется ни на фоне эго Канье Уэста, ни по соседству с самым острым языком современного весткоста в лице Винса Стейплса — гостям альбома не дают забыть, кто тут хозяин, как бы громко Канье ни кричал прилипчивое «Окей, окей, окей, окей, окей».
Ни в коем случае не верьте названию альбома. Главное, что Скулбой Кью показывает на «Blank Face», — это именно лицо. Угрюмое, совсем не дружелюбное, но абсолютно честное. Л.Г.
Слушать
Aphex Twin «Cheetah»
Десятилетнее молчаливое затворничество Ричарда Ди Джеймса два года назад прервалось выпуском альбома «Syro», за который его автор впервые в жизни получил «Грэмми». Так засуха сменилась плодотворным периодом — теперь Афекс Твин отгружает релиз за релизом, ни один из которых не приносит ему наград, но и проходной чепухой не является (для 2016 года это уже немало). Название нового EP отсылает к редкому ретросинтезатору, упражнения с которым легли в основу релиза, — а характер материала оказался определен тактико-техническими данными инструмента. Запись вышла довольно куцей: пять треков плюс две интерлюдии. Вместо ожидаемых хитро закрученных ритмов автор приходит к наивной прямоте бита, резко сбрасывает темп и на протяжении 30 минут монотонно и методично пенетрирует ваше ухо.
Ричарда Ди Джеймса многие считают до некоторой степени мошенником. Всякий его следующий релиз вызывает подозрения типа «это точно новые композиции или он просто достал их из архива?» (люди, которым хватило терпения отслушать сотни неизданных треков, сгруженных Афексом Твином в интернет, сообщают, что две композиции с этой пластинки там фигурировали — только звучали не в пример хуже). Чего тут больше, маркетинга или музыки, — вопрос; другое дело, что только там, где они идут рука об руку, сегодня и случаются действительно резонансные вещи. Интересно было бы понять, действует ли магия Афекса Твина еще и на новое поколение слушателей или же британец окучивает старое и в силу этого готовое выкладывать солидные суммы за винил. А.Н.
Слушать
Павел Миляков «Ялта»
Короткого перечня биографических фактов о человеке, скрывающемся под псевдонимом Buttechno, достаточно, чтобы разглядеть в нем одного из явных лидеров московского клубного андеграунда текущего момента. В прошлом участник коллектива Midnite Cobras, скейтер, дизайнер в «Афише», сегодня — одно из первых лиц «Науки и искусства», важнейшей локации для сегодняшней молодой клубной Москвы; самый заметный участник партизанского электронного комьюнити Johns' Kingdom, наконец, деятельный сольный артист. Он везде — на мероприятиях «Армы 17» в Москве (а ведь московские клубные сообщества довольно герметичны и не слишком охотно обмениваются друг с другом аудиторией), на фестивале Present Perfect в Петербурге, на «Стрелке» открывает выступление Actress, в Берлине выступает в Panorama Bar на опенинг-пати фестиваля CTM. В конце концов, на парижских показах Рубчинского тоже звучит Buttechno.
Допускаю, что для девяноста процентов читателей сайта этот перечень регалий не говорит вообще ни о чем. Что же, такие с чистой совестью могут пройти мимо вышедшего на лейбле «Гост Звук» альбома «Ялта». Очень отстраненный и углубленный в себя (на право звучать именно на танцполе претендует разве что трек «Afterwheel Sept»), составленный из шумов, стуков и хрустов, неочевидно устроенных ритмов и странных коллажей, альбом неминуемо оттолкнет слушателя популярной музыки отсутствием привычной для него структуры. В то же время, это ровно та пластинка, которую в первую очередь придет в голову подарить молодому европейскому сверстнику, интересующемуся русским электронным звуком сегодняшнего дня. А.Н.
Слушать
Clams Casino «32 Levels»
Студент из Нью-Джерси по имени Майкл Волпе в 2011 году выпустил биттейп «Instrumentals»: инструменталы, которые никому не известный бадрум-продюсер рассылал начинающим рэперам в надежде, что из этого получится песня. Получились не только песни, напрямую повлиявшие на карьеры A$AP Rocky и Lil B, но и целый субжанр клауд-рэп. Взяв за стилистические границы хьюстонско-мемфисскую версию рэпа 1990-х и то, что в России называют вичухой (раз уж к оригинальному витч-хаусу это имеет не очень большое отношение), Clams Casino разработал рецепт лоуфайного басистого и залипающего саунда, с заторможенными вокальными фрагментами и общей атмосферой мистики, который вызвал к жизни множество последователей и подражателей. Если очень упрощенно, то в том, что все подростки сегодня слушают Pharaoh, тоже в известной степени виновен Clams Casino.
Впрочем, если в России клауд-рэп находится на пике, то в США подзабыт. Судя по музыкальной прессе, даже сам такой термин там вышел из обихода. По факту дебютный, альбом Calms Casino выходит, когда о его авторе не то что забыли — просто шум поутих. «32 Levels» поделен на две равные части. Первая содержит коллаборации с рэперами, регулярными клиентами Майкла, и выглядит как акт прощания с клауд-рэпом. Вторая рассказывает о новой жизни Clams Casino, которую тот ведет в поле поп-музыки, подразумевающей больше разнообразия и баланса.
Недостатки «32 Levels» в основном те же, что и у любого проекта, где электронный музыкант созывает большую команду вокалистов. Для тех, кто привык к биттейпам, присутствуют и все инструменталы (точка зрения, что в ряде случаев без вокала даже лучше, не кажется взятой с потолка). В целом же «32 Levels» интересно рассматривать как финальный акт драмы, герой которой когда-то создававший революционные вещи, теперь производит, что называется, качественный продукт. На место минимального комплекта оборудования и семплов, откопанных на помойках интернета, пришли студии Лондона, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, неспешная и скрупулезная работа. Кажется, тем, кто главным качеством музыканта считает профессионализм, новый Clams Casino вполне способен понравиться. А.Н.
Слушать
Roy Woods «Waking at Dawn»
«Рой Вудс — это рэп-версия Майкла Джексона?» — спрашивает читателей журнал Noisey, и сам же отвечает, что да, именно Майкл, точно Джексон. Сейчас место Джеко вроде бы занято The Weeknd, так ведь и Вудс появился на радарах всего лишь в прошлом году. Главный рассадник поющих рэперов в последнее время находится в Канаде, и лучших из них подписывает к себе на лейбл Дрейк. Так случилось и на этот раз: как только Вудс выпустил свою первую EP, так и оказался на балансе знаменитого земляка. Сейчас рядом с ним очень много похожих: Majid Jordan, Dvsn, PartyNextDoor (написавший «Work» для Рианны), но Вудс берет за душу крепче, заглядывает в глаза глубже. Почему Джексон? Потому что он умеет петь и выдает такой нерв, с которым любой пустяк становится большой трагедией — или наоборот. Разумеется, в арсенале двадцатилетнего канадца пока слишком мало трюков, но он уже пытается выйти за рамки томных страданий. Например, лучшим номером на «Waking at Dawn» оказывается карибская вещица «Gwan Big Up Urself», дансхолл светлой грусти, танцы на несбывшемся. Дрейк с очень похожей «One Dance» уже не первую неделю возглавляет английский чарт, так что есть все основания прочить и Вудсу безоблачное будущее. Р.М.
Слушать
J Balvin «Energía»
За популярную музыку перед приличной публикой уже давно не принято извиняться, но в случае все-таки J Balvin нужны некоторые расшаркивания. Дело в том, что колумбиец Хосе Альваро Осорио Бальвин занимается одним из самых противных жанров из всех существующих — реггетоном. Слащавая, однообразная, но чудовищно популярная в испаноязычном мире музыка, и Бальвин является ее лидером на протяжении нескольких лет (три миллиарда просмотров клипов только на официальном канале артиста на ютьюбе). К выходу альбома «Energía» артисту стало понятно, что одной Латинской Америкой обходиться больше невозможно. Но вместо того чтобы запеть на английском, он продолжил прогибать мир под себя и записал полтора десятка самых танцевальных, самых веселых и грустных, самых пошлых и самых проникновенных реггетон-номеров. Сопротивляться им очень сложно, открытый ящик Пандоры заливает слушателя сиропом и действует на самые незащищенные точки: секси сеньорита, амигос-мучачос, перебор гитары и образ детства — мама смотрит мексиканский сериал. Наступил этап «так плохо, что уже хорошо». Держащий нос по ветру Фаррелл Уильямс поучаствовал в сингле «Safari», и, конечно, это лучшая песня на «Energía». Р.М.
Слушать
Nao «For All We Know»
Сытый диско-бас, тягучий сиропный темп, характерный мяукающий вокал, типично британский бленд соула, электроники и гэриджа, немного приправленный тоской по 1980-м и 1990-м — как если бы Disclosure объединились с Максвеллом, но к микрофону отправили девушку с лондонской окраины. Сама Нео Джессика Джошуа использует лексический кадавр «вонки-фанк», чтобы охарактеризовать звучание, которое сначала приковало внимание критиков и принесло ее проекту Nao третье место в престижном опросе BBC Sound Of, 2016, а затем и материализовалось в сильный дебютный альбом. Если еще до выхода «For All We Know» Nao отправилась в первое осторожное путешествие по европейским фестивальным площадкам, то следующим летом оно грозит перерасти в напряженный гастрольный чес. По всем правилам здесь должна быть фраза «Секрет ее успеха в том, что…» — но никакого особенного секрета здесь нет: просто примечательный вокал, просто наиболее правильные последовательности нот, просто внушительная пачка песен, которые здорово звучат вместе — и от каждой не так просто отделаться. Поле фьючер-RʼnʼB прямо сейчас пашут очень многие, но так получилось, что Nao заметнее большинства. А.Н.
Слушать