Как выглядел наш музыкальный рынок до февраля 2022 года
В апреле 2017 года «ВКонтакте» открыла полноценный стриминговый сервис с платной подпиской — неофициально именно эту дату можно назвать точкой отсчета начала стриминг-революции в России. По сути, в России впервые образовался здоровый рекорд-рынок, который не раздирало физическое и интернет-пиратство, как это было прошлые двадцать с лишним лет.
К 2017 году в России уже работали «Яндекс.Музыка» и Apple Music. Финальной итерацией в строительстве полноценной рекорд-индустрии в России стал приход в 2020 году Spotify — мирового лидера на рынке рекорд-платформ. По данным исследования Deloitte «Медиапотребление в России-2021», опубликованного в сентябре прошлого года, Spotify в России пользовались 36% платных пользователей. При этом лидером на рынке платных подписок была «Яндекс.Музыка» (59%), а третье и четвертое место заняли YouTube Music и Boom (бывший сервис платных музыкальных подписок «ВКонтакте» — сейчас стриминг-платформа площадки называется VK Music).
Что случилось с зарубежными стримингами?
Свежего исследования о стриминг-потреблении в России пока не проводилось, но уже ясно: после 24 февраля расстановка сил на рынке драматически изменится. За неполные три недели произошел целый ряд событий, повлиявших на рынок. Spotify закрыл российским пользователям возможность покупать премиум-подписки. Запрет Visa и Mastercard на транзакции из России за рубеж распространился на подписчиков Apple Music и YouTube Music — сервисы не получится оплатить с помошью карт этих систем (впрочем, Apple можно через мобильный телефон). Deezer вообще ушел с российского рынка (хоть и не был значимым игроком здесь).
Какие проблемы появились у российских стримингов?
Несмотря на то, что пока нет данных о динамике роста подписок, вряд ли стоит оценивать их перспективы однозначно позитивно. На днях появилась новость о том, что на «Яндекс.Музыке» и «VK Музыке» перестали появляться западные новинки. Это легко связать с приостановкой в России «большой тройки» мейджор-лейблов — Warner Music, Universal Music и Sony Music.
«Афиша Daily» обратилась за комментарием к пресс-службе «ВКонтакте», чтобы узнать, что происходит с зарубежным контентом в «VK Музыке». Она подтвердила, что три мейджор-лейбла временно не публикуют новые треки и альбомы для России.
«Это не отказ всех западных лейблов сотрудничать с какой‑либо площадкой. На данный момент эти три лейбла пока не выпускают релизы на территории России. Нужно учитывать, что многие артисты и так переносят релизы в данное время», — уточнили во «ВКонтакте».
Сделали паузу и более мелкие игроки — дистрибьюторы, которые помогают «отгружать» треки артистов: CD Baby, Distrokid и другие сервисы. Более того, возможны проблемы и в публикации песен на стримингах и российских артистов. Например, Моргенштерн опубликовал свой новый трек «12» в телеграме, куда массово мигрировали блогеры из заблокированного в России инстаграма.
«Афиша Daily» также попросила пресс-службу «Яндекс.Музыки» рассказать о ситуации с зарубежной музыкой на площадке, но в компании отказались давать комментарий по теме.
Сможет ли Telegram заменить стриминги?
Вряд ли. В частности, Глеб Липатов, менеджер Ooes и архитектор успеха «Пошлой Молли» утверждает, что телеграм не стоит оценивать как полноценную альтернативу стриминговым сервисам. «Люди, привыкшие к удобной системе умных плейлистов и рекомендаций, вряд ли смогут безболезненно перейти на телеграм вместо того же Spotify», — сказал он. Соруководитель лейбла Zion Music Дионисий Саттаров рассуждает в похожем ключе и считает, что телеграм «должен реализовать способ удобного и легального стриминга музыки — в этом плане юзабилити там практически на нуле».
Какие перспективы у VK Music в ближайшем будущем?
Пресс-служба «ВКонтакте» сообщила о росте в последние несколько недель: по данным компании, дневная аудитория соцсети и ее сервисов в России выросла на 8,7% — на 4 млн. Тем не менее о том, насколько выросла аудитория VK Music за последние несколько недель, во «ВКонтакте» не сообщили.
«Освобождение» рынка от западных стриминг-сервисов руководство компании не считает полностью позитивным фактором. «Любой рынок будет проигрывать при отсутствии конкуренции, хорошая конкуренция позволяет развиваться», — сообщила пресс-служба компании.
«Сейчас мы — один из крупнейших музыкальных сервисов в СНГ, и для нас изменение пока выглядит не очень значительным», — добавили представители «ВКонтакте».
Максим Задворнов, экс-руководитель PR-службы лейбла Black Star и телеканала «Муз-ТВ», считает, что «VK Музыка» выиграет при сохранении текущего статуса-кво по той причине, что стриминг-площадка интегрирована в экосистему большой соцсети.
«Даже при таком устаревшем интерфейсе мобильной версии, как у них [«VK Музыки»] сейчас, они точно получат аудиторию, новую и активную, которая будет слушать музыку и клипы. «ВКонтакте» проще, чем «Яндекс.Дзен», и интересней, чем «Яппи» или «Рутьюб», и она станет основной платформой».
Глеб Липатов считает, что выигрыш «VK Музыки» на фоне проблем с западными стримингами «вполне возможен». «Показатели Boom и так были очень неплохими, а в ситуации, когда пользователи остаются перед выбором — слушать музыку на российских стримингах или вообще не слушать, — они, очевидно, будут вынуждены обратиться к «Яндексу» или «ВКонтакте», — подчеркнул он.
Дионисий Саттаров также с оптимизмом смотрит на будущее «VK Музыки». По его словам, сервис «и так является стриминг-площадкой с наиболее развитой внутренней экосистемой, позволяющей вовлекать аудиторию».