7 июля в пространстве Tesla 4000 состоится единственный показ Noize MC’s Hip-Hopera — хип-хоп-версии древнегреческой трагедии. «Афиша Daily» вместе с организаторами шоу вспоминает другие случаи сотрудничества хип-хоп-продюсеров и академического искусства.

Noize MCʼs Hip-Hopera

Хип-хоп-блокбастер с элементами древнегреческой трагедии: от режиссера «Копов в огне»

Режиссер Юрий Квятковский, исполнитель главной роли, автор текстов и композитор — сам Иван Алексеев, он же Noize MC. Современная интерпретация мифа посвящена трудностям работы музыканта в современной индустрии и при всем при этом необходимости оставаться самим собой. Битвы эмси, живой состав инструментов, Котзи Браун, Олег Груз и гидроэлектростанция в качестве декораций — все это только на один на вечер. Узнать о всех подробностях проекта и информацию о билетах, почитать интервью с создателями можно на специальном ресурсе, посвященном премьере Noize MCʼs Hip-Hopera, а сайт «Афиша–Live» будет вести прямую трансляцию шоу.

Спектакль
Noize MC’s Hip-Hopera
Подробнее
на afisha.ru
http://www.afisha.ru/performance/138381/

Арт-проект «Rapperʼs Delight»

Виртуальная хип-хоп-экскурсия по одному из главных музеев мира

Сотрудник нью-йоркского музея Метрополитен Реджина Флорес Мир придумала проект «Rapperʼs Delight», благодаря которому поклонники хип-хопа могут прикоснуться к миру прекрасного, не покидая при этом свои гетто (окей, не выходя из дома). Работает это так: из главных хитов тринадцати икон современного хип-хопа выбраны наиболее часто употребляющиеся слова. К каждому из этих слов подобран ряд объектов музея, совпадающих с ним по смыслу (поиск ведется по более чем 200 000 экспонатов). То есть выбираешь, например, «King Kunta» Кендрика Ламара, а тебе показывают картины и статуи, подобранные по ключевым словам этой песни.

Мюзикл «Гамильтон»

Повествование о жизни важного исторического деятеля США, рассказанное речитативом

Успех «Гамильтона» вдохновил Лин-Мануэля Миранду на «Button!» — еще один хип-хоп-мюзикл про исторического деятеля (Баттона Гвиннетта — участника провозглашения Декларации независимости США).

«Гамильтон» — сверхуспешный бродвейский мюзикл, удостоившийся в этом году Пулитцеровской премии и «Грэмми». Драматург, автор музыки и текстов — Лин-Мануэль Миранда, который объединил биографию американского государственного деятеля Александра Гамильтона с хип-хопом, дансхоллом и фанком, а открывается действо пятиминутным речитативом, в котором пересказывается все самое главное из жизни этой исторической персоны.
Лин-Мануэль Миранда — большой любитель хип-хопа — интегрировал в ряд номеров мюзикла отсылки к гуру жанра, в диапазоне от Grandmaster Flash до Jay Z. Альбом с саундтреком «Гамильтона», выпущенный в 2015 году, собрал кучу важных призов, а также занимал первую строчку в Billboard Rap Albums Chart.

Балет «Ринг»

2H Company на сцене Мариинского театра

«Кровь отхаркивая, ругаю себя — пошел гулять, зная, что балет сегодня…» — вряд ли создатели 2H Company предполагали, что слова их песни «Сумрачный бред» прозвучат со сцены Мариинки.

Хореограф Алексей Мирошниченко делал постановки на музыку электронщиков Афекса Твина, Амона Тобина и Plaid, а в 2007 году совместно с ассистентом заведующего балетной труппой Мариинского театра Павлом Гершензоном предложил сотрудничество петербургской хип-хоп-группе 2H Company. «Мы, конечно, дико офигели», — рассказывали ее участники, которые поначалу удивились, что их кто-то вообще пустит в Мариинский театр. Эмси и автор текстов группы Михаил Феничев читал от имени «обычного гопника», которым, по его мнению, в некотором смысле и является. Либретто «Ринга», как комментировали его создатели, получилось посвященным различным оппозициям: «Противоборствующими оказались сцена и зал, балет и город, искусство и жизнь».

Виолончель Йо Йо Ма и танец Лила Бака

Выдающаяся пластика черного лебедя

Совместный номер «Умирающий лебедь» виолончелиста Йо Йо Ма (издал более 90 альбомов и выиграл 18 «Грэмми») и никому не известного на тот момент уличного танцора Чарлза Райли (он же Лил Бак) придумал режиссер Дэмиен Вотцел. Исполнение «Лебедя» на каком-то закрытом мероприятии снял и выложил на ютьюб режиссер Спайк Джонз. Видео набрало несколько миллионов просмотров, а карьера Лил Бака взлетела до небес (теперь в послужном списке танцора — сотрудничество с Мадонной и Cirque du Soleil). Сама сценография номера трудно поддается описанию: это похоже на взаимодействие культурных кодов из двух разных вселенных — мемфисский танец джукинг с элементами балета под одинокую горестную мелодию.

Рахманинов, Бетховен и Моцарт в хип-хоп-чартах

Hip Hop Meets Classic

Хип-хоп-продюсеры нередко семплируют академические произведения — взять хотя бы Прелюдию до-диез минор Рахманинова у Beastie Boys в «Intergalactic», Симфонию № 9 Антонина Дворжака у Майка Скиннера (The Streets) в «Same Old Thing» или «К Элизе» Бетховена в одном из хитов Нэса «I Can». Нэс же, кстати, вместе с DJ Premier и Симфоническим оркестром Беркли записал трек «Regeneration», куда включены не только биты и эмсиинг, но и мелодии Вивальди, Моцарта и того же Бетховена. Иногда мастера бита и речитатива используют классические оркестры на своих концертах: Кендрик Ламар сделал так прошлой осенью в Вашингтоне, Jay Z — в 2006-м, сыграв в Нью-Йорке свой дебютный альбом «Reasonable Doubt». Ну и, конечно, нельзя не вспомнить громкий релиз 1997 года «The Rapsody Overture: Hip Hop Meets Classic», изданный Mercury Records при участии одного из главных хип-хоп-лейблов планеты Def Jam Recordings и ставший большим хитом по всему миру.

Трек, который в 1997 году одинаково часто звучал из потрепанного «форда» в неблагополучном районе Детройта и из классической пацанской «девятки» в Гольяново