«Идея конкурса пришла в новогодние каникулы. Инициативу поддержали в Депкульте и Мосгорпарке, конкурс успешно проведен, а отобранные композиции готовятся к тому, чтобы зазвучать в парках. Сейчас уже артистам не надо помогать в создании музыки, основная проблема кроется в ее продвижении.
С учетом масштаба проекта существовали жесткие рамки отбора. Во-первых, это должен быть авторский русскоязычный материал. Во-вторых, в композициях должен отсутствовать политический, агитационный и провокационный контекст, а также ненормативная лексика. Еще одним критерием была атмосферность: парки — это огромные пространства с абсолютно разной аудиторией, поэтому композиции должны были ложиться в контекст отдыха.
Основным каналом коммуникации с артистами были социальные сети. Участники заполняли анкету и должны были прислать одну из своих композиций. Всего мы получили около 900 треков, из них необходимо было выбрать 200 финалистов, которые должны были предстать перед судом жюри. В итоге были отобраны 63 победителя из 200 финалистов. Мы специально не стали ориентироваться на какие-то количественные показатели, хотя изначально заявляли круглую цифру в 100 композиций.
Многие члены жюри были приятно удивлены количеством артистов и качеством материала. Однако было довольно много однотипных вещей. Хорошо, что среди победителей оказались инструментальные композиции. Но вопросы о содержании плейлиста остались — значит, нам всем есть еще над чем работать, ведь задача не в том, чтобы формально отобрать музыку для общественных пространств, а в том, чтобы дать молодым артистам понять, какие возможности для продвижения их музыки сегодня существуют».
«Есть ощущение, что последние лет пять не происходит реального обновления сцены. Все группы сформировались давно, ничего сопоставимого с исполнителями вроде Pompeya, On-The-Go и Tesla Boy не появляется. При этом количество исполнителей, которые пытаются что-то делать, измеряется тысячами только в одной Москве. И поверить в то, что обновления не происходит только потому, что никто не умеет играть, сложно. Поэтому такие инициативы, как этот конкурс, нужны.
Что касается моего ощущения от прослушанного материала, то у всех музыкантов в России есть проблема. Это убеждение, что существует какая-то независимая инди-музыка и отдельно от нее — некая коммерческая. И коммерческая доступна всем, потому что в нее вложили деньги, а независимая — никому, потому что никто этим не занимается. Все это надуманно! Главный критерий — умеешь ли ты писать песни. В эпоху интернета хорошая песня сама себя продает: вспомните истории про Васю Обломова, Петю Налича, певицу Монеточку.
Я послушал 200 композиций, и из них 30 — это попытка быть певицей Елкой, другие 30 — группой «Бумбокс», следующие 40 — какие-то ошметки от «Нашего радио», а все остальное — ужасающая советская попса. Это не самый утешительный итог, конечно. Другое дело, что все научились играть и качественно записывать музыку, и это круто. Теперь нам нужен очень мощный рывок из количества в качество. Проблема еще в отсутствии рефлексии, самоиронии и попытках честно сказать о том, какие мы сейчас. Вместо этого мы получаем бесконечный набор штампов. Тем не менее было довольно много качественной музыки.
Так или иначе контекст формирует человека: если крутить хорошую музыку в парке, то на уровне подсознания это станет привычным. Если постепенно приучать людей к тому, что музыка — это не только Стас Михайлов, то понимание качественной музыки придет. На самом деле нет более мощного инструмента по созданию настроения, чем музыка».
«Формально можно сказать, что мы присутствуем при смерти того, что во времена Гребенщикова и Курехина называлось «парковая культура». Музыка, которая попадает под это определение, — лаунж, джаз или бритпоп, — ее практически нет. В 70% материала на конкурсе мы сталкиваемся с современной эстрадной лирикой, источником вдохновения которой является неудачная летняя поездка в Крым, ничем не завершившаяся. Прежде всего бросаются в глаза хэштеги про одиночество и все, что с ним связано.
Я заметил очень затянутые вступления — ты прослушал первый куплет, и начинается вторая минута. Я понимаю, что мы живем в стране, где никто никуда не торопится, но не настолько сильно. Показалось, что у большинства приславших свои треки на конкурс дома отключили интернет, притом давно: очень страдает оригинальность. Сложность в том, чтобы не вырываться из контекста, ведь мы говорим о парковой музыке. Человек купил новые кроссовки, познакомился на фейсбуке с барышней, пришел в парк — точно угадать, какая музыка для него сейчас будет приемлема, невозможно. Люди приходят туда общаться, поэтому я бы пожелал этой музыке на первом этапе просто не мешать».
«Было представлено очень мало инструментальной музыки. Песни — это замечательно, особенно, если они позитивные, но с учетом специфики конкурса мне думается, что не хватило какой-то нейтральной инструментальной музыки. Человеку, гуляющему в парке, явно хочется отвлечься от всяких смыслов, даже от тех, которые старается передать музыка, играющая там. Поэтому мелодичная, абстрактная музыка, она была бы очень кстати, а таких композиций было дай бог если десять.
Меня спрашивали, запомнились ли мне какие-то композиции. Я не смог отметить для себя ничего, но считаю, что это плюс. Парковая музыка во многом фоновая, и она не должна отвлекать. Классно, что ребята что-то делают, что они не боятся отдавать свою музыку на какие-то конкурсы. Я не очень люблю оценивать чужое творчество, превращать музыку в спорт. Любое решение — это субъективная точка зрения, несмотря на большое количество членов жюри. В любом случае время показывает, насколько какая-то музыка приживается в культурном контексте, а какая-то нет».
«Как мы осмелились участвовать в конкурсе? Я просто увидела репост с приглашением на странице у подруги и подумала, почему бы и нет. Хотя обычно все эти конкурсы и отборы ни к чему не приводят. А тут — какое счастье!
Это наша маленькая победа, которая очень мотивирует, чтобы продолжать заниматься музыкой. Плюс некое чувство удовлетворения, вроде бы мы наконец-то сделали что-то, что так или иначе в тренде. И вообще, мы в эту песню много вложили, нам самим понравилось, какой она получилась, и было классно получить подтверждение, что не одни мы так думаем.
Молодые исполнители думают об одних и тех же вещах, что и старшее поколение, просто выбирают, о каких из них говорить со слушателем. Темы вечные: любовь, расставания, секс, радость и грусть, космос, путешествия. Главная черта нашего времени — ирония. Много песен, которые как бы почти ни о чем, «просто прикольные», выуженные из одной строчки. Они цепляют, но не больше. Музыканты как бы надеются на то, что их песни станут вирусными, как раньше было, например, с «Белой стрекозой любви».
«До сих пор с ностальгией вспоминаем наш первый сезон вещания в парке Горького летом 2011 года. Мы очень благодарны парку за ту свободу, которую нам дали, и гордимся собственной смелостью. Пять лет назад услышать на фонтанной площади треки Ариеля Пинка, Конана Моккасина или Washed Out нам самим сперва казалось дикостью, но парк менялся, и такой музыкальный фон способствовал процессу. Мы занимались озвучкой самых разных пространство: было два сезона катка и еще два летних сезона в парке Горького, было первое Dunkinʼ Donuts на Новом Арбате, обновленный «Атриум», презентационный павильон парка «Зарядье», куча кафе, ресторанов, магазинов, парикмахерских, галерей и других площадок, с которыми мы работали или которые просто ставили наш эфир у себя. За это время у нас появилась теория о том, что музыка меняет пространство, что она может служить своего рода фильтром аудитории и в то же время эту аудиторию перевоспитывать, диктовать определенное поведение, — все это неоднократно подтверждалось на практике.
Нам, если честно, не до конца понятны мотивы и цели конкурса. Чего хотят добиться организаторы? Получить бесплатный контент, создать таким непростым способом уникальный плейлист из чего-то нового, а может, это вообще хитрый метод развития локальной сцены. Мы в свое время устроили не один конкурс и не понаслышке знаем, как трудно найти действительно достойных музыкантов. Благодаря нам в 2012-м группа «Труд» выступила на Primavera Sound в Барселоне, а самарский хор Roundelay записал трек с барабанщиком Arcade Fire. Тогда из почти 700 работ, присланных на конкурс, выбрать десятерых финалистов было просто титаническим трудом.
Нет какой-то универсальной формулы музыки для парков — в пределах одной только Москвы вариантов озвучки сотни, и к каждой площадке нужен индивидуальный подход. Музыка должна органично вписываться в пространство, архитектуру, идею и историю каждого отдельно взятого парка, подчеркивать достоинства, а не разрушать общую картину.
Очень печально в этом контексте смотрится то, что происходит на прекрасно обновленном ВДНХ, где ожидаешь услышать что-то более уместное, чем смесь поп-хитов и нового RʼnʼB. И это не эфемерный вопрос «плохой» и «хорошей» музыки, но вопрос банальной уместности, которым пока еще задается не так много площадок».