Обратная сторона

История Elbow, гордости Британии последних 20 лет, в 10 малоизвестных песнях

8 мая 2021 в 09:41
Фото: Howard Barlow/Getty Images
Продолжаем рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях больших артистов. Герои очередного выпуска — манчестерский квинтет Elbow, чьей дебютной пластинке «Asleep in the Back» исполнилось на днях 20 лет. Вспоминая карьерные вехи самой успешной из оставшихся верных пост-брит-попу групп, выбираем ее лучшие неальбомные треки.

Альбом «Asleep in the Back» доводился до ума на протяжении шести лет, записывался в основанной Питером Гэбриелом студии Real World и заработал номинацию на Mercury Prize. Однако до поры до времени Elbow оставались объектом сугубо британского культа. Его идеально олицетворял солист группы Гай Гарви: своим именем, своей внешностью, своей бородой, своей лирикой — буквально все выдавало в нем «эвримэна», обычного парня, и все то же самое заставляло заподозрить в нем человека, умудренного опытом и закаленного личными переживаниями.

К 20-летию вышло делюкс-издание «Asleep in the Back». Можно расслушать ранний пост-брит-поп во всей его минималистичной красе

Песни Elbow уже 20 лет назад казались умнее и старше, чем имели право быть записи номинально начинающей группы. Вероятно, поэтому лучшей точкой входа в ее дискографию является четвертый альбом «The Seldom Seen Kid», где особенности национального характера (паб — вечер) и универсальная, житейская мудрость совмещены со свободно конвертируемыми гимнами стадионного калибра и творческой зрелостью. Именно оттуда «Grounds for Divorce» и «One Day Like This» — две наиболее, с отрывом, узнаваемые песни Elbow.

«The Seldom Seen Kid» со второй попытки принес квинтету Mercury Prize и с первой — Brit Award в категории «Лучшая британская группа», проложив лыжню для их дальнейших свершений, кульминацией которых стало сочинение темы для лондонской Олимпиады и исполнение «One Day Like This» на церемонии ее закрытия.

С тех пор Elbow — гордость нации и в каком‑то смысле кульминация пост-брит-попа: никаким Doves, Keane или I Am Kloot такое — выбиться в хедлайнеры, не меняя авторский почерк, — и не снилось.

Как это бывает со многими боготворимыми на родине английскими группами, в Америке название Elbow остается полупустым звуком. Пик их заокеанской славы пришелся на эпоху все того же «The Seldom Seen Kid», когда Гарви со товарищи разогревали стадионное турне Coldplay, а «Grounds for Divorce» украшала трейлер нового фильма только что выигравших прорву «Оскаров» братьев Коэн и шестого сезона «Доктора Хауса». Однако оставаясь большой рыбой в маленьком пруду, Elbow не заплыли жиром: каждый из их восьми студийных альбомов по-своему прекрасен. Да и их ауттейки, как выяснилось, не подкачали.

«Suffer»

би-сайд сингла «Powder Blue», 2001

Первой официально обнародованной песней Elbow стала 1 января 1999 года «Powder Blue» — первый трек выпущенного строго ограниченным (то ли 50, то ли 150 копий) EP «The Noisebox». Три из включенных в EP песен были впоследствии перезаписаны для «Asleep in the Back», а две стали синглами. Сочинительские мускулы Гарви обратили на себя внимание сразу: би-сайд «Powder Blue» — напористый, взвинченный номер о мучительных поисках любви — играючи превзошел альбомный трек.

«Whisper Grass»

би-сайд сингла «Fallen Angel», 2003

Особенно щедрым на синглы (шесть!) и ауттейки оказался второй альбом Elbow «Cast of Thousands». Самым эффектным вышел тандем «Fallen Angel» (сингла, занявшего в британском песенном чарте то же 19-е место, что и «Grounds for Divorce») и «Whisper Glass» — напоминание о том, что в числе источников вдохновения Elbow всегда были не только Гэбриел с Radiohead, но и поздние Talk Talk. Разгораясь, подобно семейной ссоре — бурно, но с любовью, — «Whisper Grass» стала идеальным началом «Dead in the Boot», вышедшего на пике их славы сборника би-сайдов.

реклама

«Teardrop»

кавер на Massive Attack, би-сайд сингла «Not a Job», 2004

Куда сложнее наткнуться на этот би-сайд — кавер-версию песни, перепеть которую решится не каждый. Отношения с чужими шедеврами у Elbow складываются с переменным успехом: скажем, обмениваясь каверами с тем же Гэбриелом — Питер взялся за «Mirrorball», а Гарви спел «Mercy Street» — манкунианцы уступили классику по всем статьям. Но к «Teardrop», удивительное дело, не придраться: не оспаривая вокальное превосходство Лиз Фрейзер из оригинального трека, Elbow деликатно сбивают градус эмоций, превращая плач в тихую рефлексию. Неудивительно, что к записи последнего альбома Massive Attack «Heligoland» 3D привлек уже Гарви.

«Snowball»

со сборника «Help!: A Day in the Life», 2005

Это уже как минимум четвертое камео «Help! A Day in the Life» в рубрике «Обратная сторона», но что ты будешь делать: программная компиляция благотворительной организации War Child действительно удалась (в России ее легально послушать нельзя, только отдельные треки, если они изданы где‑то еще. — Прим. ред.).

Elbow на ее зов откликались трижды, и если песни, записанные группой для сборников «1 Love» и «War Child Presents Heroes», были каверами (Thunderclap Newman и U2 соответственно), то «Help! A Day in the Life» достался оригинал. Эта ритмически изощренная баллада на злобу дня показалась музыкантам слишком политической для альбома «Cast of Thousands», но тут оказалась в самый раз.

«The Long War Shuffle»

би-сайд сингла «Leaders of the Free World», 2005

Буквально через пару дней после релиза «Help!» у Elbow вышла третья пластинка «Leaders of the Free World», давшая понять, что они готовы и умеют быть проще, удобрив почву для будущего прорыва в мейнстрим. К счастью, это не означало, что Elbow отвадились шагать в сторону. Одним из самых необычных ауттейков группы остается этот раздраженный и даже злой би-сайд, в первый (и, кажется, последний) раз в истории Elbow отправляющий их на территорию, страшно сказать, дельта-блюза.

реклама

«Hotel Istanbul»

би-сайд сингла «Grounds for Divorce», 2008

Справедливости ради, блюзовые интонации отчетливо слышны и в «Grounds for Divorce» — самой тяжелой, самой привязчивой и одной из двух самых известных песен Elbow. На «The Seldom Seen Kid» они взяли принципиально новые высоты. Это не просто их лучший, но и наиболее монолитный альбом, и пожалеть на нем можно разве что об отсутствии «Hotel Istanbul» — экспансивного, эйфорического трека, в иных обстоятельствах претендовавшего бы на то, чтобы стать эмоциональной кодой пластинки.

«Lullaby»

би-сайд сингла «One Day Like This», 2008

На «The Seldom Seen Kid» было место только для одного 7-минутного эпоса, и его занял «One Day Like This» — упоительный, заразительный триумф бесстыжих струнных, энергичного вокала и жизнеутверждающей лирики, который только ленивый не сравнил с «Bittersweet Symphony». После такого водопада эмоций музыканты явно нуждались в передышке, поэтому би-сайдом «One Day Like This» стала красноречиво озаглавленная «Колыбельная», текст которой состоит ровно из 16 коротких слов (во главе со старательно повторяемым «спи»).

«Buffalo Ghosts»

би-сайд сингла «Open Arms», 2011

В 2010-х институт би-сайдов более-менее отжил свое, уступив инициативу не нуждающимся в дополнениях цифровым синглам, но за Elbow осталось последнее — и какое! — слово. «Buffalo Ghosts» — их предельно простой (гитара да голос Гарви) и самый пронзительный ауттейк, перекликающийся с «Whisper Grass» и навсегда врезающийся в память строчками «The journey makes me taller/The journey brings me you». Вся суть и соль творческого метода Elbow выражена в этой песне — и этих словах — нагляднее некуда.

реклама

«And It Snowed»

с EP «Lost Worker Bee», 2015

Внезапным откатом в прошлое оказался выпущенный между шестым и седьмым альбомами Elbow и посвященный их родному Манчестеру EP. В том же 2015-м Гарви начал сольную карьеру и совместную жизнь со своей будущей женой, дочерью Дайаны Ригг и тоже актрисой Рейчел Стирлинг, так что «Lost Worker Bee» выполнил успокоительно-утвердительную функцию: группа жива, в порядке и в состоянии сочинять благодушно-воздушные хиты вроде этого — звучащего так, словно на дворе 2005 год и надо показать Keane, кто в лесу хозяин.

«Golden Slumbers»

внеальбомный сингл, 2017

Рождественская реклама сети магазинов John Lewis & Partners — многолетняя британская традиция, включающая в себя, в частности, релиз кавер-версии какой‑нибудь старой песни артистом помоложе (по итогам чего в хит-парадах обычно появляются и кавер, и оригинал). Четыре Рождества назад пришла очередь Elbow, взявшихся за один из самых мимолетных — и наиболее запоминающихся — эпизодов битловского «Abbey Road» (а сам ролик снял тогда Мишель Гондри). Вышедший у группы кавер стал их самым успешным синглом со времен «One Day Like This» и бонус-треком на сборнике их хитов.

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
До 19 марта
Кино
Пророк. История Александра Пушкина
Драма
До 12 марта
Кино
Красный шелк
Детектив
До 12 марта
Кино
Северный полюс
Боевик
До 12 марта
Кино
Манюня: День рождения Ба
Комедия
До 13 марта
Кино
Обезьяна
Комедия
До 6 марта
Кино
Екатерина Великая
Исторический
До 12 марта
Кино
Кончится лето
Драма
До 5 марта
Кино
Война и музыка
Исторический
До 5 марта
Кино
Оставь это ветру
Мелодрама
До 6 марта
Кино
Злой город
Боевик
До 5 марта
Кино
Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича
Приключение
До 12 марта
Кино
Королевские приключения
Мультфильм
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
[]