Луна «Маг-ни-ты»
Чем может понравиться певица Луна? И в самом деле: голос — как у всех, музыка — простецкий синтипоп с прицелом на позднесоветскую дискотеку, тексты — наивные девчачьи. Но иногда сочетание, казалось бы, минусов, дает на выходе что-то, что вызывает и споры, и резонанс, и внимание, и интерес. Как в этом случае.
В том, что несовершенство способно быть крайне обаятельным, убеждать, думаю, никого не нужно. Шероховатый девичий лоу-фай-поп, где изъяны не ретушируются, а выпячиваются, заслуживал бы миллиона претензий, только предъявлять их совершенно не хочется. Ну а удивительнее всего то, как этим песням всякий раз удается удержать баланс и не свалиться в пошлость, когда кажется, что еще полшага и точно полетит вниз головой.
Декларируется, что альбом «Маг-ни-ты» написан самой Луной, то есть Кристиной Бардаш — это супруга Юрия Бардаша, главы украинского лейбла «Кружева», который теперь и сам генерирует хайп в промышленных объемах в составе проекта «Грибы». Естественно, любой параноик со стажем немедленно заподозрит за инди-поп-проектом руку кукловода — перед этим вспомнив, что и сочинять хиты для флагманского артиста «Кружев», группы Quest Pistols Show, приглашались представители киевского клубного андерграунда. Впрочем, совсем ведь не важно, только лишь усилиями Луны создан этот супернатуральный саундтрек неснятого фильма про взросление, либо специалисты помогли. А.Н.
«Не твое дело» «Best Hits»
В прошлом году на YouTube было залито трогательное видео: девушка в платье и с кейтаром наперевес поет песню в полупустом зале кафе «Ветерок». «Это же у нас, в Светлогорске», — комментировали его люди, опознавшие в клипе свой город и свой район. Девушка тоже недолго оставалась анонимной: в ней сразу признали Анну Айрапетову, экс-участницу группы Manicure. Песня «Я буду рядом» пошла гулять по соцсетям.
Сейчас у проекта Анны «Не твое дело» вышел первый альбом: песни, навеянные «Мираж»-вейвом 80-х (эстетика проявляется не только в том, как все звучит, но и в сопутствующем визуале: посмотрите «Интро», где она едет по Москве в компании мужчин с фактурой перестроечных рэкетиров), но обращающиеся с ним без шутки, злобы или иронии, как было принято раньше. Наоборот: делающие попытку ответить на вопрос, что в этой простецкой музыке находили миллионы. Ответ: искренность, надежду, те самые слова, которые иногда нужны каждому. Про это — песни «Жар-птица», «Эти правила» и «Я буду рядом»; и они здесь — действительно best hits.
Интересно, что альбом «Не твое дело» вышел почти в один день с альбомом певицы Луны. Обе пластинки похожи даже не тем, что обращаются за вдохновением в прошлое, а тем, насколько изящно встраивают звук и образ сколько-то летней давности в современность. Последний клип «Не твое дело», кстати, поставлен в декорациях клуба Gipsy — и все происходящее смотрится там еще органичнее, чем в кафе «Ветерок». Н.Р.
Слушать
«Мальбэк» «Сегодня»
Если вы посмотрите единственный на данный момент клип проекта «Мальбэк» «Владивосток», то подумаете, что это какая-то новая инкарнация хорошей, но пропавшей с радаров группы Ifwe. То есть тихий, полуакустический инди-поп для скромников. Их новая EP вас переубеждает. Она демонстрирует передовой урбан-поп: тут и холодная страсть дуэта Majid Jordan, и возвышенная тоска Джеймса Блейка, и легкая поступь Disclosure. Ноги «Мальбэка» растут из хип-хопа (оба участника, до того как придумать группу, в той или иной форме его записывали), отсюда и некоторая свойственная жанру беззастенчивость в мыслях и формулировках. В остальном это музыка обаятельная, курортная и немного с грустинкой. Ведь красиво взгрустнуть — без этого в 2016 году никуда. Н.Р.
Слушать
Джиган «Джига»
Артист, который прославился на лейбле Тимати Black Star, но ушел; который записал несчитаное число дуэтов с российскими и украинскими поп-певицами; который два года подряд, в 2014-м и 2015-м, к удивлению коллег и слушателей, забирал премию «Муз-ТВ» в номинации «Хип-хоп»; который сочинил песни «Надо подкачаться» и «Время похудеть»; который получил от рэп-слушателей прозвище Камень; который всего несколько месяцев назад презентовал трек со Стасом Михайловым под названием «Любовь-наркоз», — рецензию целиком можно было бы составить из такого рода иллюстративных фактов, когда бы не внезапный поворот. Новый альбом Джигана совсем не старается понравиться аудитории «Муз-ТВ», песни с него едва ли окажутся в эфире этого телеканала, да и «тарелку» в номинации «Хип-хоп» на этот раз взял Баста. «Джига» — это триумфально и горделиво звучащий рэп по недавним трендам — с синтезаторами, тяжеленными бас-линиями и трещотками драм-машин, где одессит Денис Устименко стал смотреться натуральным Риком Россом или кем-то вроде. «Красная «феррари», словно Джига — коммунист», — остроумно хвастает он, окончательно повергая хейтеров в недоумение. Ты думал «камень», оказался пазл. А.Н.
Obladaet «Double Tap»
Уроженец Иркутска и житель Санкт-Петербурга начинал с удачной кавер-версии на Дрейка, продолжал опытами в области грайма, а теперь выпустил дебютный альбом «Double Tap», для которого характеристика «между Дрейком и граймом» будет не то чтобы медицински точной, но приемлемой. На «Double Tap» все согласно обновленческому рэп-канону: темп то разгоняется так, чтобы слова от зубов отскакивали, то растекается патокой под сиропный автотюн припева; слова песен складываются в стильный монохромный комикс, говорящий о жизни нынешнего поколения 20-летних как минимум не меньше, чем куплеты группы Centr о молодежи середины нулевых — в нем Готэм-сити соседствует с Tinder и Telegram; в нем чем чаще строчки нагружаются вторым смыслом, тем лучше, — даже если и в ущерб изяществу: «Я надел черное и все чинно/Как одел черного Рубчинский».
IC3PEAK «Fallal»
«Я не хочу оглядываться, я не хочу возвращаться» — такими словами начинается альбом, что довольно иронично, если помнить, что предыдущий альбом дуэта кончался песней «Я хожу по кругу». IC3PEAK здесь действительно вырываются вперед — от аудиотерроризма они на этот раз приходят к вариациям на тему нового RʼnʼB, тяготеющим, впрочем, к тому, что сейчас делают, например, Brood Ma или Lotic. Голос все так же выбивает из колеи, не дает успокоиться — с витч-хаусом, к которому ранее причисляли их музыку, их роднит разве что описание «как в мясной избушке помирала душа» (см. рецензию «Афиши» на группу Salem). В очередной раз плачут микросхемы, а бит не дает голосу прорваться (собственно, весь альбом и представляет собой битву голоса с музыкой, и кто побеждает, так до конца и не понять). К альбому под названием «Безделица» нельзя относиться с точки зрения хорошо/плохо, но отрадно, что после оглушения слушателя дуэт перешел к более-менее песенной форме и не прогадал. Впрочем, как альбом «Fallal» слушать довольно сложно; в формате постепенного попесенного прослушивания он хотя бы не воспринимается как развитие одной-двух, хоть и достаточно интересных тем. Сейчас очень часто идет разговор о местной электронной музыке — и почему-то кажется, что за такие песни, как «Go with the Flow», «Touch Me» и «Iʼm Not Afraid» иные исполнители согласились бы отдать многое. А.М.
Слушать
Charusha «Навсегда»
Не упомянуть сразу голос певицы Чаруши — значит, покривить душой, утаить от читателя самое главное. Чаруша поет специфически, иногда не заботясь о срывающемся голосе, — примерно так же ньюкаслский трубадур Ричард Доусон воспевает быт своего края, не заботясь о том, дрожит его голос или нет. Разница между героем журнала Wire и подписанткой лейбла Gazgolder, впрочем, очевидна — по меркам поп-музыки это достаточно рискованный шаг. По степени любви к нью-эйджу и творческой раскованности «Навсегда» близок к декабрьскому альбому Уиллоу Смит — впрочем, находится здесь место и лана-дель-реевской истоме, и Джоанне Ньюсом (скорее, конечно, ранней), и какой-то кабацкой совершенно атмосфере, и музыке из вестернов. Тут есть и лирика на грани фола, вроде «В интернете пишут — мы рождаемся снова и снова», Чаруша сравнивает себя с индейцем и называет песни «Карма Song, ч. 1» и «Карма Song, ч. 2», и прочее, прочее, прочее. Все это могло бы пройти мимо радаров или стать курьезом, о котором можно вскоре и забыть, — если бы прослушивание «Навсегда» не было бы таким интересным. Здесь попросту не знаешь, что произойдет в следующей песне, в следующем куплете, какой будет следующая строчка, — и это просто восхитительно. Пока самую занимательную в СНГ поп-музыку делают украинцы с белорусами, за все в России отвечает, с переменным успехом, Максим Фадеев — и, довольно успешно, Баста с Gazgolder. Но это уже повод для совсем другого разговора. А.М.
Bisamråtta + Foresteppe «Around»
Совместную запись петербуржца Владимира Лучанского (Bisamråtta, «выхухоль» по-шведски, гитара) и бердчанина Егора Клочихина (Foresteppe, «лесостепь» по-английски, все остальное) достаточно точно описывает выражение Ролана Барта «слышать непосредственное присутствие». Клочихинские манипуляции с магнитной пленкой и полевые записи вкупе с односложными названиями («Wind», «Snow», «Soil» и так далее) создают четкие ощущения определенных моментов, тогда как вкрадчивые гитарные переборы Лучанского служат связующим элементом путешествия по явлениям природы. Кричат птицы, шумит вода, невидимый пастух играет мелодию на дудочке — все тут звучит очень благостно и естественно. Это музыка не ночи, но раннего утра, как по Пришвину: «В солнечном огне все гудело в цветах, заваривалось, благоухало, как будто все вместе тут общими силами варили варенье». Вообще, большая часть эмбиента логично смотрелась бы в паблике «я надеюсь, ты уснешь», тогда как «Around» больше подошел бы на страницу «слава богу, ты проснулся». Н.В.
Слушать