Крупные организаторы концертов помогают депутатам написать закон, крупные музыканты собирают против него подписи, а «Афиша» объясняет, как это получилось.

Что произошло

1 декабря депутаты Государственной Думы РФ Сергей Гаврилов и Зугура Рахматуллина внесли на рассмотрение проект федерального закона «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации». 15 декабря закон был принят в первом чтении.

С чего все началось

О том, что группа крупных концертных промоутеров помогает депутатам Госдумы разработать какой-то закон о концертах, стало известно еще летом. В ответ на вопросы «Афиши» они рассказали о планах создания некой саморегулируемой организации — так в прессе впервые всплыла неблагозвучная аббревиатура СРО. Из разговоров с инициаторами закона и другими промоутерами делалось понятно, что непонятно на данный момент ничего, причем ни первым, ни вторым. Поэтому оставалось на всякий случай переживать, не идет ли речь идет об инсталляции нового хитрого способа запрещать концерты неблагонадежных артистов — и ждать конкретики.

В чем проблема

Конкретика появилась 4 декабря, когда Андрей Матвеев, крупный промоутер, один из лоббистов закона, дал интервью «Коммерсанту». Он объяснил, что по новому закону концертным промоутерам нужно будет объединяться в саморегулируемые организации — так называемые СРО. Первая из них уже готова — она создана Андреем Матвеевым и его товарищами и носит название «Союзконцерт».

В интервью прозвучали две испугавшие всех цифры. 150 000 рублей — столько должен платить ежегодно организатор за право состоять в СРО и заниматься профессиональной деятельностью. 400 квадратных метров — если площадь вашего клуба меньше, то действие закона на него не распространяется (но если речь об общей площади — с кухней, кладовкой и так далее, то это очень мало).

Кто стоит за ассоциацией «Союзконцерт»

В материале «Коммерсанта» обнародован следующий список: Иосиф Пригожин, Игорь Крутой, Александр Достман (владелец культурно-благотворительного фонда «Артэс»), Надежда Соловьева и Владимир Зубицкий (SAV Entertainment/Русский шоу-центр), Андрей Матвеев («C.A.T.»), Евгений Финкельштейн (PMI), Михаил Шурыгин (NCA), Дмитрий Богачев (Stage Enterneinment).

Почему на это так остро отреагировали

У создателей «Союзконцерта» серьезная проблема с коммуникацией. Они оказались не в состоянии внятно объяснить, зачем этот закон нужен, — и всех перепугали. Шум подняли те, кого закон может вообще никак не коснуться, — мелкие промоутеры и начинающие артисты, развернувшие анти-СРО-активность. Стали появляться возмущенно-озабоченные посты в фейсбуке. Информация начала искажаться — так телеканал «Дождь» сообщил зрителям, что Дума «приняла законопроект, по которому все артисты должны регистрироваться в так называемых СРО, иначе им запретят концерты» (хотя это не так), далее опять следовал вопрос, не станет ли это фильтром от неблагонадежных музыкантов.

На какие вопросы не могут дать ответ инициаторы закона

Генеральный директор «Союзконцерта» Андрей Матвеев любит спрашивать у оппонентов, сколько лет они занимаются концертной деятельностью, и подчеркивать, что сам он в бизнесе с 1984 года. Это не мешает ему давать довольно беспомощные объяснения о том, зачем нужен новый закон. Как правило, начинает он с того, что «государство не понимает, сколько вообще игроков на рынке». Стало быть, СРО поможет их пересчитать. Но зачем?

Второе объяснение: предполагается, что если я, безответственный организатор, продал билеты и убежал с кассой, а концерт отменил, то деньги пострадавшим зрителям вернет СРО, в котором я состою. Звучит красиво, осталось узнать, сколько концертов отменили организаторы-мошенники хотя бы в 2015 году. Если посмотреть на Москву, то причины отмен не связаны с мошенничеством, да и вообще, похоже, что такой проблемы нет, а слова о массовых отменах — ложь. Кстати, как отсутствие СРО мешало заводить уголовные дела на мошенников?

Далее Матвеев объясняет, как закон снизит коррупцию: «Де-факто главные профессионалы в этой сфере не участвуют в тендерах на проведение Дней городов, новогодних праздников. Эти заказы достаются карманным агентствам. В законе прописан механизм, согласно которому в тендерах должны участвовать члены СРО».

Ну и последний аргумент Матвеева и коллег: время сейчас сложное, обеспечить антитеррористическую безопасность концертов по плечу только профессионалам из «Союзконцерта».

Что они отвечали бы, живи мы в идеальном мире

Возможно, было бы честнее сказать, что мы, самые крупные концертные промоутеры в стране, давно недовольны тем, что обладатели шальных денег тоже лезут на концертный рынок и готовы платить условной Мадонне в два-три раза больше («Неизвестные ковбои вбрасывают на рынок космические предложения, не имеющие обеспечения», — формулирует Михаил Шурыгин). При этом они, с одной стороны, теряют деньги, а с другой — задирают цены.

И мы нашли решение — написали закон, обязывающий всех потенциальных организаторов состоять в картелях не менее 50 юрлиц в каждом. И пока закон готовился, первыми создали такой картель.

Теперь мы не только «ковбоев» с рынка выдавили, но и сделали так, что привозить условный Aerosmith на праздник варенья в Москве тоже должен будет участник СРО. Можно ли называть это обыкновенным переделом рынка с элементами борьбы за госфинансирование? Решайте сами.

Или, может быть, они должны были сказать, что закон им спустили «сверху» — а если это не так, то почему, Михаил Шурыгин пишет: «Если бы мы не участвовали в подготовке того, что сейчас принимается в Госдуме, это бы сделали за нас»?

Что происходит сейчас

Закон должны были принять в начале 2016-го, с тем чтобы с 1 июля он вступил в силу.

Уже 23 декабря, видимо, реагируя на недовольство некрупных организаторов, Матвеев начал отвечать на комментарии в фейсбуке и объяснять, что все не так страшно. На самом деле 150 000 рублей будут вносить только участники «Союзконцерта», а в других СРО могут быть другие взносы — других СРО, правда, пока нет. Что в законопроекте четко пропишут норму «концертная зона в 400 квадратных метров» — и в клубах, где она меньше, выступления можно организовывать без всяких СРО. Что артистов это вообще не коснется.

Но исправлять пиар-провалы уже было поздно — 24 декабря в аккаунте Бориса Гребенщикова на фейсбуке было опубликовано открытое письмо российских музыкантов против законопроекта, перечисляющее негативные последствия его принятия, предлагающее остановить его принятие и существенно доработать с учетом всех претензий. Письмо опубликовало большинство крупных новостных сайтов, и это можно считать полным пиар-поражением лоббистов СРО.

Депутат Дмитрий Гудков тут же рассказал, что позвонил одному из авторов законопроекта — Сергею Гаврилову из КПРФ, и сообщил ему, «что в таком виде закон будет выгоден только крупным лоббистам от концертного бизнеса».

Гудков пообещал в январе организовать в Думе круглый стол, куда пригласил все заинтересованные стороны. «Второе чтение будет где-то весной, так что к тому времени документ, надеюсь, сможем исправить», — подытожил он.