Наша последняя скрепа. Николай Овчинников — о том, почему спустя 30 лет Цой еще с нами

Наша последняя скрепа

Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года. За прошедшие 30 лет не нашлось другого такого героя, одинаково подходящего всем и каждому. «Афиша Daily» представляет спецпроект «Кончилось лето» о том, как Цой жил, что пел и как повлиял на нас. Во вступительной колонке редактор раздела «Музыка» Николай Овчинников объясняет, почему Цой оказался нашим всем.

Первый кадр: протестующие в Минске в 2020 году идут по широким проспектам, чтобы вскоре их разогнала милиция. Из машин, перекрываемая сигналами клаксонов, звучит песня «Перемен» группы «Кино».

Второй кадр: 12 декабря 2011 года. Проправительственный митинг на Манежной площади. Будущий глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заканчивает свое выступление цитатой «Перемен требуют наши сердца!». Тоже из песни «Перемен» группы «Кино».

Третий кадр: канал «Россия 1», постсоветское безвременье, Надежда Кадышева под грошовый синтезатор выводит все те же строчки про сигареты в руках и чай на столе. Да-да, из песни «Перемен» группы «Кино».

Песня «Перемен» все еще остается одним из главных протестных гимнов постсоветской культуры

Виктор Цой всегда сторонился политики и никак не высказывал свои взгляды. Его всегда интересовала музыка, свобода ее исполнять была его главной целью. В итоге песни «Кино» стали гимном перестройки, распада СССР, смены парадигм и приоритетов — и пережили ее.

За прошедшие со смерти Цоя 30 лет его музыка оказалась удобной и применимой в любых обстоятельствах. Поп-певица Натали перепевает «Звезду по имени Солнце», а моднейшая рок-группа «Мумий Тролль» — так и не изданного «Малыша», Кадышева берется за «Перемен», а Антон Севидов — за «Спокойную ночь». Эти песни поют в турпоходах и на площадях, в караоке и на уютных вечеринках с вином. Она звучит на митингах «Другой России» и ее противников из проправительственного движения «Местные».

Цой — наша последняя скрепа. А больше никого такого нет. Пушкин слился со школьной программой. Других поэтов многие и не знают наизусть. Большинство текстов Высоцкого стало сложно понимать без знания особенностей советской жизни. Гребенщиков сложен. Шевчук имеет слишком явные политические взгляды.

Песни Цоя лишены меток времени и геотегов. Их можно применить к любой ситуации, не боясь быть непонятым. Они максимально просты и доступны для интерпретаций. Да, постпанк и новая волна, вроде бы много раз повторенная стилистика прошлого, но легко воспроизводимая при помощи новейших выразительных средств. Цой — не только вечно молодой, но и вечно модный. Его лаконичный стиль, его стойку, его пальто и кожаную куртку можно надеть в любых обстоятельствах.

Цой — наша последняя настоящая скрепа, последний бесспорный герой для всех и каждого. Больше никого такого и не будет. Через 10 лет следующие поколения на площадях постсоветских городов споют другие песни и на других языках. Кончилось лето.

Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
До 12 марта
Кино
Пророк. История Александра Пушкина
Драма
До 27 февраля
Кино
Красный шелк
Детектив
До 26 февраля
Кино
Манюня: День рождения Ба
Комедия
До 27 февраля
Кино
Екатерина Великая
Исторический
До 26 февраля
Кино
Злой город
Боевик
До 27 февраля
Кино
Оставь это ветру
Мелодрама
До 26 февраля
Кино
Война и музыка
Исторический
С 22 февраля
Кино
Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича
Приключение
До 26 февраля
Кино
По любви
Мелодрама
февраль - март
Концерт
Главный стендап
На 3 площадках
февраль - май
Спектакль
Идеальный муж
На 3 площадках
До 10 марта
Выставка
Futurione
Арт-пространство Futurione
Рекомендуем вам
[]