Известно, что «Аукцыон», даром что между альбомами берет продолжительные паузы, любит записывать музыку быстро, с ходу. «Девушки поют» был записан за неделю, «Юла» — за одиннадцать дней, а «На солнце» — за восемь. Группа часто записывает песни с одного дубля, максимум — с трех-четырех, лишь иногда уделяя музыке немного больше времени. Спонтанность для нынешнего «Аукцыона» не каприз, а система существования.
«На солнце» страдает как раз от спонтанности. Если песни на «Юле» были конденсированы, cпрессованы и укладывались в большинстве своем в три или четыре минуты, если на «Девушки поют» группу облагораживали маститые импровизаторы, заставляя музыку растекаться и расплываться во все стороны сразу, то на новой пластинке «Аукцыон» словно топчется на месте и толком не знает, что поделать с теми мелодиями, что у него есть. Почти у каждой песни есть начало, но толком нет конца, есть душа, но нет формы.
Музыка здесь действительно будто жарится на солнце — она никуда не торопится и ни к чему не ведет. За исключением «Сынка» (которую Андрей Бухарин в Rolling Stone уместно сравнил с King Crimson — ровно та же тяжесть и тот же всепроникающий сквозь музыку катарсис) да «И ночь, и день» (драматично меняющейся в середине и по своей сути протяжной — словно кубанская песнь), конструкции остальных песен утяжелены громоздкими, вялыми и откровенно неинтересными импровизациями. Помнится, Леонид Федоров как-то сказал, что у «Аукцыона» никогда не бывает проблем с тем, где найти материал; возможно, это правда — но с тем, чтобы с этим найденным материалом сделать что-то по уму, у группы на новом альбоме есть большие проблемы.
Радует только одно: пространность, по-хорошему, единственный недостаток, который можно предъявить «На солнце». «Аукцыон» в своих мелодиях, вечных бойких аранжировках, внутренней наточенной мощи, всегда точных причудливых оборотах слов Озерского и интонациях Федорова сохраняет свой стиль, убедительных аналогов которому нет и не предвидится. Глупо будет расписывать эти достоинства по отдельности: кто знает «Аукцыон» — поймет с ходу, что все так, как надо; кто с ним еще не знаком — получите, распишитесь, да и расписаться, по-хорошему, давно уже пора. Эта группа не станет никого дурить и обманывать: «Аукцыон» давно уже перешел из категории искусства современного в категорию искусства классического. «На солнце» — пластинка столь же вневременная, не привязанная к цайтгайсту, но от этого только больше рассказывающая про день сегодняшний, сколь и все остальные альбомы группы.
Жаль только, что время на солнце тянется медленней, чем в хмурую погоду.