Три альбома недели
Рина Саваяма «Sawayama». Уроженка японской Ниигаты, живущая в Лондоне, крайне убедительно перерабатывает наследие начала нулевых. Тут и бритни-поп, и дуболомный ню-метал, и R’n’B. То, что когда‑нибудь поп-музыка должна была заняться ревизией эпохи, давно было понятно — к ней можно отнести и работы Poppy, и последние два альбома Граймс. Хорошо, что Саваяма не слишком увлекается формой в ущерб песням.
Фиона Эппл «Fetch the Bolt Cutters». Расхваленный критикой — 10 баллов на Pitchfork не шутка — новый альбом последней большой певицы девяностых. Жутко физиологичная во всех смыслах пластинка — откровенные тексты о гендере и насилии, изломанные ритмы барабанов, которые будто стучат у тебя под боком, обнаженные аранжировки, в которых нет порой ничего, кроме травмированного госпела. Очень американский во всех смыслах альбом, важность и успех которого сложно понять без примечаний, пояснений и знания биографии самой певицы.
«Даша и Сережа» «Волшебство». Дуэт Даши Шульц и Сергея Хавро (Parks, Squares and Alleys) записал альбом из девяти душеспасительных песен. Под легковесное — как перышко, как пушинка — инди с примочками они поют о том, что даже в боли можно найти радость, и будто вторят старому таривердиевскому «а удачи — они попозже». Альбом, который хочется обнять и под который хочется обнять близкого.
Sobakasoma «Хемингуэй в штанах». Уроженец Костаная Самрат Иржасов проделывает вроде бы тот же фокус, что и Адиль Жалелов в Gruppa Skryptonite, — совмещает мутный инди-рок и хип-хоповый грув, но на этом сходства заканчиваются. Sobakasoma — это девять истеричных песен про маму, папу, мента и президента. Это вроде бы и танцевальная музыка, но чтобы танцевать одному, вроде бы и развлекательная, но такая, что за углом маячит петля. То, что русскоязычная музыка с хип-хоповыми корнями в последние полгода резко помрачнела, требует какого‑то подробного осмысления. Оно, надеемся, последует.
EOB «Earth». Эд О’Брайен из Radiohead на дебютном сольном альбоме играет альтернативу конца девяностых. Осколки «OK Computer», кусочки эпохи, когда совмещать смурную электронику со смурным же роком было еще интересно. Очень напряженная и притом очень сдержанная с точки зрения эмоций пластинка. Много увлекательных аранжировок — и много же увлекательных мелодий.
И еще несколько важных песен
Кумиры молодежи «Френдзона» тоже выпустили альбом, главное там — дуэт с другим кумиром молодежи, Дорой. Такая одновременно добрая и злобная отповедь лукизму. «Я ненавижу свое лицо, странное тело спрячу под шмот», — вообще, про такие вещи надо почаще петь.
Проект The Hotrats — участники Supergrass Гэз Кумбс и Дэнни Гоффи — записал кавер на «Milkshake» Келис. Получился такой флешбэк из нулевых — когда такие каверы часто можно было обнаружить на сборниках типа «BBC Live Lounge». Грязный и совершенно отчаянный психоделический рок, каким хочется озвучить какую‑нибудь печальную сцену в криминальном фильме. Оригинал хуже.
Фрешвумен месяца — жительница Лондона с русскими корнями и русским именем Татьяна. Раньше она записывала каверы популярных песен на арфе, а недавно занялась утонченной и красочной поп-музыкой. Ее дебютный сингл «Wild Card» — прекрасное эхо хитов восьмидесятых, от Human League до Кейт Буш, арфа тут тоже есть, и, оказывается, она идеально подходит для такой музыки. В чем‑то Tatyana похожа на Westerman: с помощью минималистичного инструментария и утонченных аранжировок пишет успокоительные и душеспасительные песни с обнаженными нервами. Будем следить.
Деклана МакКенну часто путают с Алексом Лоутером («Конец ******* мира») — и наоборот. Вполне логичным было их поместить в одно видео. Например, в новый клип МакКенны о борьбе сущностей под бодрящий рок с британским акцентом.
Странные танцы Леонида Федорова в новом клипе «Аукцыона». Семь минут плясок и безысходности на фоне московских — автор текста сперва счел их петербургскими — заборов и рельс. И одновременно самая доступная песня группы за долгое время — с коммунальным надрывом, с назойливыми духовыми, с нарастающим напряжением. Альбом 22 апреля.
Петербуржцы Theodor Bastard, работающие на стыке сложносочиненной электроники и мрачного фолка, записали альбом «Волчья ягода». Лучший трек оттуда — вот эта гипнотическая баллада. «Пожато» из заголовка очень хочется прочитать как «потрачено», учитывая обстоятельства времени.
Еще одно альтер эго Басты, Gorilla Zippo. Тут уже никакого хип-хопа — только плясовая электроника с деформированным вокалом. В понедельник обещан альбом.
Два трека, радующих фактом своего появления, но, увы, не впечатляющих по сути. Новый Джейми xx показывает, что он все еще мастер ритмов, но совсем забывает о мелодиях (а без них у него получается слишком механистичная музыка).
Майк Скиннер (The Streets) звонит друзьям и не может дозвониться Кевину Паркеру (Tame Impala) в их новом совместном треке. Когда‑то The Streets сделали совместную песню с Muse — получилась какая‑то невнятная чушь. Здесь все куда стройнее и понятнее, но выходит скучно — Скиннер старательно воспроизводит собственные методы середины нулевых, а Паркер аккуратно подпевает ему в куплете. Клип, как водится, про социальную дистанцию, но тема уже успела надоесть.
Что почитать
У группы «Винтаж» вышел альбом «Навсегда», танцевальная поп-музыка, учитывающая тенденции последних 10 лет, пусть и без особых открытий. По такому поводу Сергей Мудрик поговорил с Алексеем Романоф, который придумал концепцию альбома.
Александр Кушнир написал книгу про Майка Науменко. Кое‑что из нее уже удалось почитать, вердикт пока такой — даже если группа «Зоопарк» вам совсем не близка (как, скажем, автору текста), читать стоит. Во-первых, там все очень увлекательно рассказано, во-вторых, это книга не только про Науменко, но и про культуру позднего СССР, отношения Москвы и Ленинграда, рок-музыку и концерты — в общем, это захватывающая биография непростого человека на фоне не менее сложных обстоятельств. С разрешения автора публикуем отрывок книги. Заодно Кушнир составил для нас топ-15 песен Науменко, которые стоит послушать.
И еще несколько текстов не из «Афиши»
- Большой профайл Канье Уэста на GQ. Кому лень переводить — пересказ на The Flow.
- Программное интервью Фионы Эппл Vulure, там же подробный разбор каждого трека с ее нового альбома для желающих разобраться в феномене «Fetch the Bolt Cutters» (есть ощущение, что все это — от недостатка других больших альбомов, но черт знает), сюда же — рецензия из Pitchfork, где альбом рассматривается с точки зрения феминизма и общества, пережившего #MeToo.
- Неоднозначный рейтинг альбомов Pharaoh от The Flow, который можно рассматривать как подведение итогов его творчества.
- Интервью больше-не-ЗОЖ-рэпера Миши Маваши «Вписке», из которого мы узнаем, как он пришел от турников к наркотикам.