— Это первый твой альбом, в котором ты сочинил не только слова, но и музыку?
— Да, все так.
— А сколько музыки было твоего авторства на прошлых своих двух лонгплеях?
— На «ЭЙА» моя музыка была только у песни «Вода». Я писал минус еще во Владикавказе, на старом разбитом ноуте, но аранжировка получилась классной, ну и песня стала большим хитом. Именно это меня стимулировало работать дальше. На «DA» моих было уже несколько песен, и я себе поставил цель выпустить наконец альбом, где моей будет вся музыка. Считай, два года работы, чтобы это наконец-то свершилось. Непосредственно над записью я трудился с прошлой весны.
— Я помню, с каким достоинством и удовольствием ты представлял только вышедшую тогда песню «Матранг» на сцене Gazgolder на Пикнике «Афиши».
— Да-да, и это было грандиозно. Под дождем она очень хорошо зашла, и песня вообще приободрила и меня, и слушателей.
— Вижу, что при этом ты не особо фиксируешься на уже выпущенном материале, потому что в альбоме уже другая версия песни «Матранг», а с момента выхода «DA» у тебя вышло девять оригинальных синглов, считай, это еще один альбом.
— Я просто стараюсь пахать. Когда «Медуза» только вышла и встряхнула индустрию, то в моей карьере почти все строилось на ней. Начальная волна интереса подспала, даже концерты, бывало, отменялись, так что я во всех смыслах приземлился и понял, что музыкант должен делать музыку, а не пытаться прикинуть, что где может взорвать. И с этими мыслями я начал работать над третьим альбомом.
— Если говорить про начальную хип-хоповую часть диска: насколько она похожа на то, что ты делал на заре своих взаимоотношений с музыкой?
— Это крайне автобиографичные песни, во-первых, а во-вторых, не сказать, что это прямо похоже, но есть в них части, которые перекликаются с моими первыми песнями, в том числе жанрово. В «Драме» есть отрывок (поет): «Поэтому сбегал ночами из своего храма, наутро находил себя на улице и пьяным» — он прямо отчетливо перекликается со звуком того времени.
— А как ты тогда искал себе минуса?
— Да как и у всех, в первое время, как и все андеграундные артисты, просто [крали] бит, брали то, что нравится и читали поверх. Стояли с пивчиком в парке, слушали эту краденую музыку с телефона и сочиняли поверх (смеется). Через какое‑то время, конечно, я стал эти биты покупать.
В начальной части «Три» я старался сделать интересно тем слушателям, которые находятся со мной с самого-самого начала. При этом вторая часть альбома — она такая, по которой меня уже узнал широкий слушатель.
— В этом плане самое, наверное, любопытная часть пластинки — третья. Здесь Matrang звучит совсем по-новому. Как ты пришел к такой форме?
— Если послушать сингл «Замыкать», то в нем, мне кажется, можно увидеть зачатки финальной части «Три», ее даже некоторые называют похожей на русский рок, она живая, с большим количеством инструментов, и, кстати, музыку в ней тоже написал я. Мне сложно сказать, как я именно к этому пришел, творчество рождается само.
После того как я написал песню «Засыпай», я понял, что альбом нужно поделить на три части, а не на две, как задумывал изначально. Для меня все сложилось, и я стал выбирать песни из тех, которые у меня есть, согласно этой идее разделения на три стиля внутри одной пластинки.
Так, в основной треклист должна была войти песня «Вельветовые часы», но она теперь выйдет отдельно синглом, я заменил ее, исходя из настроения и концепции на «Путь». Но вообще я постарался на этой пластинке сделать, с одной стороны, то, что люди любят и готовы воспринять, но при этом показать что‑то новое для тех, кто ищет, а также для тех, кто меня хорошо знает и понимает.
У меня есть определенная часть слушателей, самых заядлых и преданных, которым нравятся не самые очевидные и хитовые песни, а более глубокие и сложные, конечно, третью часть «Три» оценят в первую очередь они. Но я уверен, что, послушав более доступные первые две части и, что очень важно, предисловия к ним, каждый слушатель захочет дослушать альбом до конца. Тем более что у нас скоро выйдет клип на песню именно из финального блока.
— В сопровождающей альбом аннотации есть просьба слушать пластинку целиком.
— Это очень важно в плане концепции пластинки, в плане настроения. И если вслушаться, то там очень плавные и гармоничные переходы и между композициями, и между частями альбома. Концепция альбома достаточно понятная, есть три грани, три стиля, три направления, которыми я хотел одновременно отразить разные периоды своей жизни. Даже не обложке изображено три меня из трех разных времен: слева всем знакомый образ, справа на корточках — я делающий хип-хоп, а по центру — я нынешний, настоящий.
— Третья часть альбома — квинтэссенция тебя сейчас?
— Это скорее квинтэссенция меня сейчас сидящего на студии в одиночку, пока все нормальные люди спят.
— У тебя тема взаимоотношений с собой вообще прослеживается — и в недавнем сингле «С самим собой», и в «Засыпай»…
— Ну это естественный процесс для всех, кто становится старше и учится осознавать себя. Но с этим тоже надо быть осторожным, чтоб не переходило в самокопание.
— А веселый Матранг нам себя покажет?
— Конечно, у меня после альбома выйдет еще сингл, это будет просто разрыв, с альбомом ничего общего ни по звуку, ни по настроению. Уверен, это будет бомба.
— Ого, у тебя столько материала.
— Я провожу на студии много времени, практически каждый день, и совсем не хожу на какие‑то мероприятия. Но на самом деле это я просто дорвался до желаемого. Когда я только пришел на «Газ», я много смотрел на то, как местные парни работали в Logic Pro, раньше я работал в другой программе, и у меня просто слюни текли от того, как они умело и круто все делали, как у них все это получалось, у сволочей таких (смеется). Очень хотелось понять программу и начать, поэтому огромное спасибо пацанам, которые мне дали много дельных советов, помогали и показывали, если я что‑то спрашивал.
— А ты сам слушаешь других артистов так же, альбомами целиком, или синглами?
— Я очень специфичный слушатель (смеется), я в принципе мало слушаю чужой музыки. А ту, что слушаю, потребляю хаотично.
— В твоих песнях немало творческих рефренсов к музыке 90-х, это все обернуто в актуальный и стильный звук. Однако откуда такая расположенность?
— Я сам, честно говоря, пытаюсь понять, откуда это во мне. На меня, конечно, влияло все, что я слышал в детстве, и то, что отец слушал «битлов», Deep Purple, Queen и что я сам много чего пропускал через себя, от Круга до Цоя, и тот же MTV смотрел с модными хитами. Все повлияло понемногу.
— Можешь для себя выделить какую‑то особенно важную вещь с пластинки?
— Я сильно выделяю песни «Молодость» и «Засыпай». «Засыпай» настолько странная по музыке, но настолько при этом любимая, удивительная и глубокая, а в «Молодости» — супертекст, смысл, разрывающая душу музыка. В целом я сильно тащусь от этой пластинки. Для меня здесь нет ни одного слабого места, если после пластинки «DA» у меня были какие‑то сомнения в материале, то здесь их нет — над каждой песней я провел кучу времени, выверил, сделал все, как надо. Я уверен, что своего слушателя эта пластинка точно найдет.
— После многих претензий в абстрактности, особенно после истории с «Медузой», мне кажется, что «Три» — это максимально понятный альбом.
— Тоже верно, его надо просто включить и слушать.