Музыканты
«Если честно, у всех все планы сильно поменялись, все коту под хвост», — с досадой замечает рэпер Flesh. Весной он должен был поехать в большой тур по России, но отменил его. В большинстве заявленных городов тура пока нет ограничений по массовым мероприятиям, но артист решил, что здоровье фанатов — важнее.
«Если все будут относиться к этому ответственно, изолироваться и соблюдать меры предосторожности, мне кажется, вирус сам пропадет, заболеваемости станет меньше. — считает Flesh. — Я думаю, что я справлюсь, все хорошо. Осенью вывезем».
По словам артиста, перенос тура несильно скажется на его доходах, потому что он живет за счет стриминга. «Сейчас я за счет стримингов могу жить спокойно, путешествовать, делать новый контент — альбомы, клипы — и не гастролировать совсем», — признается он. Flesh добавляет, что доходы от концертов все равно нивелируются расходами на «аренду площадок, свет, воздушные пушки».
Рэп-артисты могут полагаться на стриминг, иная ситуация — у рок-музыкантов, чьими главными доходами остаются концерты. Например, группа «Дайте танк (!)» этой весной готовилась впервые в жизни собрать Adrenaline Stadium вместимостью 7000 человек, но из‑за запрета концерт пришлось перенести на начало июня. Аналогичная ситуация — и с петербургским выступлением группы.
Лидер группы Дмитрий Мозжухин расстроен: по его словам, из‑за переноса концертов «поехало все летнее расписание» — пришлось отменить выступления, которые группа собиралась анонсировать позже. «В условиях всеобщей неопределенности как‑то неловко усиливать рекламу. Думаю, истинный масштаб упущенных возможностей навсегда останется загадкой», — заметил артист. Но главный урон от переносов для группы, как считает Дмитрий, — эмоциональный.
«Члены нашего ансамбля имеют обычные источники заработка, поэтому мы не живем на доходы от творчества и не пытаемся превращать искусство в бизнес», — ответил артист.
Еще одни пострадавшие — группа «Увула». Она также должна была дать большие концерты в Москве и Петербурге. Концертный директор группы Женя Ойгн называет ситуацию «не катастрофической, но болезненной» — во многом потому, что выступления для группы не главный источник заработка. Однако потери от отмены их все равно существенны. Ойгн считает, что отмененный концерт должен был стать «рекордным сольником в истории «Увулы». «Поэтому бонус мы потеряли очень неплохой, да и не реализовали кучу мерча», — говорит он.
Его прогнозы не очень радужные: пандемия может затянуться на несколько месяцев, многие площадки закроются и не смогут вернуть группе сумму аренды из‑за банкротства, а перспективы поехать в тур в 2020 году туманные. «С одной стороны, можно сейчас уже договориться с кем‑то на осень. С другой, можно проделать кучу работы зазря [потому что площадки разорятся]», — говорит он.
Отменяются из‑за коронавируса и вечеринки. Диджей и участница рэп-дуэта ASC Карина Истомина признается, что потеряла «большую сумму», несмотря на то что ряд промоутеров уже перечислили ей предоплату. У Истоминой отменились все мероприятия до мая, в том числе вечеринка — презентация EP группы ASC. Многие из них — по ее личному решению. «Некоторые города хотели проводить вечеринки, но я понимаю всю серьезность ситуации и поэтому приняла решение их перенести, — говорит Карина. — Все-таки потные замкнутые пространства — это не самое лучшее место для предотвращения эпидемии».
Организаторы концертов
Вторая пострадавшая сторона от борьбы с пандемией — организаторы концертов, от промоутеров до агентств.
Корпорация PMI — привозили Metallica и Depeche Mode, сейчас собираются привозить Ленни Кравица и Эрика Клэптона — перенесла все концерты на лето и осень. «Для нас очень болезненная ситуация, — вздыхает глава корпорации Евгений Финкельштейн. — Проплачены площадки, реклама и много всего, связанного с индустрией».
Но, по его словам, «проблемы решаются»: «Будет встреча с Владимиром Владимировичем [Путиным], где будет поднят этот вопрос. Пострадали не только авиаперевозчики, но и театральная индустрия, шоу-бизнес. Как только начался карантин, продажи билетов упали в четыре-шесть раз»
Финкельштейн также владеет билетным оператором Kassir.ru, который также пострадал от введения карантина. «У нас [в Kassir.ru] работает почти 700 человек. Конечно же, ущерб огромный. Приостановлена вся деятельность. Произошел паралич. Плюс ко всему произошел скачок доллара. Сейчас никто не считает убытки — все пытаются выжить».
Гендиректор PMI надеется на помощь со стороны правительства: «Мы надеемся, что нам помогут компенсировать [убытки]. Все-таки это форс-мажор, который от нас не зависит. Мы для этого платим налоги, [поэтому] надеемся на понимание правительства». По его словам, «во всем цивилизованном мире [убытки концертной индустрии] компенсируются, если это не компенсируется деньгами [в России], то это будет крах всей индустрии».
Насколько PMI сильно придется сократить концертный план по западным артистам, точно не известно. Финкельштейн признается, что корректировать придется, и «по сравнению с тем, что произошло, падение рубля даже на 20–30% не такая большая потеря». «Когда рушится общий рынок, когда люди перестают ходить на концерты, я на курс не реагирую, — говорит он. — Когда людей придется увольнять сотнями и тысячами, это отразится на общем рынке. Нужно спасти индустрию, чтобы она хоть как‑то начала выживать».
Чуть лучше ситуация с летними фестивалями. Пикник «Афиши» пока не объявляет артистов, но готов сделать анонс, «как только ситуация с вирусом нормализуется и мы сможем быть уверенными в безопасности наших гостей», говорит Влад Микеев, музыкальный директор фестиваля. По его словам, проблем с букингом артистов нет: «со многими мы договорились до объявления пандемии. В данный же момент как зарубежные, так и отечественные артисты проявили понимание и готовы с нами ждать дальнейшего развития событий».
Дмитрий Магадов, концертный директор группы «ЛСП» и CEO-агентства Family Business (организация выступлений «ЛСП», Saluki, Гречки и других) говорит, пришлось отменить около 60 концертов в регионах. По его словам, потери понесли или понесут все без исключения игроки музыкальной индустрии, и никому не удастся пройти этот кризис безболезненно: «Страдают клубы: там каждое непроведенное мероприятие — это минус день прибыли, а оплачивать персонал и нести какие‑то базовые ежедневные расходы необходимо всегда. Страдают организаторы — гонорарная система позволяет артисту не возвращать организатору аванс в случае форс-мажора. При нулевой выручке это жесткая работа в убыток».
«Также страдает артист: многие люди потеряли доступ к работе в принципе и начали возвращать деньги за билеты. А так как государство — это один большой организм и лишних сфер деятельности в нем нет, то, [потеря денег в одном месте] влечет цепную реакцию».
Агентство Sarafun PR, которое занимается пиаром финского фестиваля Flow в России и организацией других мероприятий (не только музыкальных), планировало быть загруженным до сентября этого года и уже в феврале, по признанию соосновательницы Насти Гамаюновой, «не работало на входящие», то есть не принимало заказы на новые проекты. А сейчас работа агентства «сократилась на 75–80%», перенесено 7–8 проектов.
Есть ли риск того, что фестиваль Flow не состоится? Гамаюнова отвечает, что «подготовка к фестивалю ведется», и агентство «следит за ситуацией: если поступят инструкции, предписывающие отменить событие, деньги за билеты будут возвращены».
Клубы
В крайне нерядовой ситуации оказались клубы: совершенно точно на месяц их работа в буквально смысле парализована.
Пиар- и SMM-директор петербургского клуба «А2» (вместимость — около 5000 человек) Евгения Фролова называет ситуацию «жуткой и несправедливой катастрофой», в которой, по ее замечанию, сплотилась вся музыкальная сфера — от артистов до площадок. «В информационном поле случилось что‑то страшное».
Однако, по ее словам, ни один артист не отменил концерт — все запланированные выступления перенесены на более поздний срок, а офис ушел на удаленную работу. Евгения согласна с решением властей: «Проводить концерты сейчас, даже если бы не случилось официального запрета, было бы пиром во время чумы».
Фролова надеется, что город поможет компенсировать клубу материальный ущерб. Она говорит, что сейчас «A2» пытается всеми силами сдерживать возвраты. «Русский человек по природе своей человечен. Если беда — мы справляемся все вместе. От этого, конечно, теплее. Надеюсь, не только у нас так», — говорит она.
Московскому клубу «16 тонн» немного легче. Клуб продолжает свою работу как ресторан с собственной пивоварней, и, по словам пиар-менеджера клуба Максима Королькова, оттока гостей не наблюдается. «Мы выполняем (как, в общем, и ранее) все рекомендации для безопасности и спокойствия наших гостей и сотрудников: в наличии и антисептики, и термометры, — говорит Максим. — Также сделали скидки на некоторые позиции в меню: в финансовом плане сейчас сложно многим».
В «16 тоннах» не было отмен концертов — все выступления перенеслись на поздний срок. Максим говорит, что с 11 апреля все концерты будут идти вновь по расписанию. Масштаб ущерба от карантина в «16 тоннах» оценить пока не могут. Тем не менее клуб надеется минимизировать финансовые риски.
Лейблы
Люди сидят дома — значит больше слушают музыку, соответственно, больше стримов и денег. Так ли это? «Мысль логична», — говорит Бахтияр Алиев, сооснователь лейбла Zhara Music. Но добавляет: «Даже если так, увеличение количества стримов не увеличит количество денег на рынке. То есть распределение долей останется прежним, и, с точки зрения бизнеса, ничего не поменяется. Компания, которая занимается дистрибуцией, зарабатывает на стриминге, а деньги в стриминге формируются в зависимости от количества платных подписчиков музыкальных сервисов».
При этом последние данные Spotify показывают, что люди стали меньше слушать музыку во время пандемии.
«Во многих лейблах существуют концертные отделы и контракты с артистами на букинг. Если доходы формируются также за счет концертов артистов, то потери очевидны», — добавляет Алиев.
Также, по его словам, отмены концертов могут отразится на темпах выпуска музыки: «Если смотреть на это с точки зрения дистрибуции, то артисты, у которых отменились концерты, а отменились они у всех, будут сейчас больше времени проводить в студии, записывать большее количество песен, больше выпускать, и на рынке вырастет конкуренция. Соответственно, лейблам придется больше работать, чтобы просто удержать позиции».
В Warner Music Russia пока не могут сказать, как повлияет карантин на стриминговые показатели. «Данных довольно мало, и они противоречивы», — говорит Ольга Ким, заместитель генерального директора лейбла по вопросам бизнеса и внешним связям. Она вторит Алиеву по поводу падения доходов из‑за отсутствия концертов: «традиционно концерт — это не только заработок для артиста, но и для лейбла промо релиза в стриминге, а для автора — выплаты через [Российское авторское общество]. Наш лейбл сейчас мобилизует силы на компенсацию подобных потерь другими направлениями».
«Для артистов мы сейчас придумываем массу активностей, на которые у них не хватало времени раньше: лайв-стриминги, прямые эфиры в соцсетях, коллабы с блогерами, — говорит Ольга. — Важно, чтобы, несмотря на все ограничения, фаны не теряли связи с любимыми артистами, продолжая переживать совместный опыт и впечатления даже в такое непростое время».
Регионы
Промоутер Давид Шелтер управляет пермским агентством «Рассвет» и занимается концертами в местном клубе Panopticum: он привозит в Пермь в основном рок-артистов — от Sonic Death до группы «Комсомольск». Несколько дней назад в Перми, как и в столицах и других крупных городах, запретили проводить мероприятия численностью больше 50 человек. Агентству пришлось перенести все апрельские концерты и часть майских — по подсчетам Давида, на каждом из них ожидалось «от 200 до 700 человек».
Шелтеру сложно сейчас посчитать убытки: «Нет мероприятий — нечем платить аренду за концертный зал, то есть мы покрываем расходы из финансовых запасов, пока они есть». Промоутер считает, что на данный момент компенсировать убытки нельзя: «Позднее мы будем закрывать финансовую брешь, постепенно восполняя так называемую финансовую подушку. Если будет плохо — придется брать кредит».
Интернет-трансляции
Тренд текущих дней — интернет-трансляции концертов. Они проходят по-разному: если у Леонида Федорова это похоже на кухонные посиделки с гитарой, то у «Би-2» — студийный лайв.
Петербургское агентство Doing Great Agency запустило онлайн-платформу Stay, после того как у него отменилось 90% концертов, которые оно поддерживает. Работает она так: это онлайн-клуб, куда нужно покупать билет. Уже анонсированы концерты «Аигел», RSAC, Velial Squad, Verhovski, «Хадн дадн» и Oligarkh. Например, концерт «Хадн дадн» состоится 29 марта — сейчас билет на него стоит 200 рублей. По словам соосновательницы Doing Great Agency Тани Пантелеевой, для концертов на платформе Stay поступает много входящих заявок от артистов, и лайнап будет постоянно обновляться.
С похожей инициативой вышли организаторы фестиваля «Боль». Первый лайв-марафон с участием тех же «Хадн дадн», Шарлота, «Спасибо» и других групп состоится 25 марта.
Выход из ситуации
Самое логичное решение для музыкантов — писать новую музыку. «Мы уже заперлись на загородной студии, — говорит Flesh. — И уже открыли трэп-лагерь в нашем бункере: у нас в каждой комнате — компьютер и студия, у нас в режиме 24/7 создается новый музон. Ну и в свободное время мы успеваем поиграть в компьютерные игры. Поэтому проводим время весело и с пользой. Музон пишется».
Карина Истомина тоже собирается писать новую музыку — альбом для ASC. Группа «Дайте танк (!)» должна была презентовать на больших площадках новый альбом, который должен выйти скоро. И его судьба, по словам лидера группы Дмитрия Мозжухина, вызывает «больше трепета», чем потерянные доходы. «Мы много трудились и надеемся, что релиз не пострадает от обстоятельств», — говорит Дмитрий.
Клуб «А2», по признанию пиар- и SMM-директора клуба Евгении Фроловой, отправляется в «уникальный творческий отпуск». «У нас сейчас есть время все осознать и принять. Мы потратим эти неплановые выходные на разработку антикризисных концепций и важных решений на будущее, — говорит Евгения. — Потому что в один момент все твои планы на сегодня, на месяц, на год — все может рухнуть».
Лейбл Zhara Music перевел сотрудников на удаленную работу — что, по словам Бахтияра Алиева, не ухудшило, а даже во многом улучшило работу по дистрибуции. «Рабочие процессы, конечно же, изменились, — говорит он. — Многие вопросы, которые сотрудники решали при личном контакте в офисе, сейчас решают при помощи мессенджеров и телефонов в онлайн-режиме. Это накладывает дополнительную ответственность на каждого сотрудника, так как они не находятся сейчас под контролем своих прямых руководителей. Но в случае с музыкальным лейблом Zhara Music я могу уверенно сказать, что у нас и без того сверхответсвенный коллектив, ребята подходят к делу с должным вниманием, и мы пока не видим каких‑то изменений эффективности сотрудников в худшую сторону. Конечно же, сотрудники стали глубже пользоваться CRM-системами (системы работы с клиентами — Прим. ред.), стали больше интегрироваться в онлайн-процессы. В долгой перспективе, как бы это ни звучало в свете последних событий, это может сыграть им на пользу».
Удаленно работают теперь и сотрудники Warner Music Russia. «Мы продолжаем работать как и раньше — наши артисты и авторы не должны почувствовать никаких негативных эффектов от изменения режима работы», — говорит Ольга Ким.
Перспективы
Когда индустрия пойдет на поправку, точно никто не может предсказать. Глава PMI Евгений Финкельштейн настроен крайне пессимистично;
«Я уверен, что миллионы людей сейчас окажутся без работы», — считает Финкельштейн.
Настя Гамаюнова из Sarafun считает, что «выживут самые сильнейшие и креативные» люди в индустрии. А соосновательница Doing Great Agency Таня Пантелеева не рискует оценить ущерб для всей индустрии и как ее игроки будут от этого ущерба оправляться, но полагает, что будет «интересно смотреть на то, как все приспосабливаются к новым реалиям и генерируют различные решения».
В «16 тоннах» не могут точно предсказать, что случится через месяц или два. «Можно лишь делать все возможное, этим мы и займемся», — говорит пиар-директор клуба Максим Корольков.
В клубе «А2», несмотря ни на что, настроены оптимистично: «За счет того, что у нас нет ни одной отмены, связанной с коронавирусом, а все концерты перенесены, нас ждет теплое концертное лето и невероятно жаркая осень», — говорит Евгения Фролова. «В графике концертов на осень уже не осталось ни одного выходного дня, скоро будут забронированы и все будни. Этой осенью мы ждем лучшего концертного сезона за всю историю нашего клуба. Мы верим, что мир быстро оправится, все встанет на свои места, и мы встретимся на лучших концертах этого города, вспоминая, что всем нам пришлось пережить. Так победим».