— Название вашего дуэта связано с вашей первой съемной квартирой на улице Турмштрассе. Помимо того что это мило, для многих это знак, что вы простые ребята из берлинского района Моабит, которые пришли к успеху с низов. Это правда или это такое сознательное выстраивание имиджа?
— Все так — была съемная квартира, где мы встретились и начали писать музыку. Но внесем ясность: наша улица Турмштрассе находится в маленьком городе на севере Германии. Берлинский район Моабит к нам отношения не имеет, то есть нам было еще тяжелее. Мы начали в 1995-м, и нами двигало простое любопытство. Росли на окраине и чувствовали себя первооткрывателями — все, что мы делали, было приключением. Интернета, каким мы знаем его сейчас, не было. Вечеринки и большие рейвы рекламировались с помощью флаеров, почтовых рассылок, ну и сарафанное радио помогало. У нас не было возможности каждый уикенд ходить в клуб. Раз в месяц, если к тому же выпадали длинные выходные, можно было поехать Гамбург и попасть на большую техно-вечеринку.
Пожалуй, это было самое важное время для нас. Наш нынешний успех, безусловно, результат активности тех лет, когда нас никто не знал. Мы обязаны маленьким площадкам и клубам, андеграундным мероприятиям, в которые вкладывалось много любви.
— Но сейчас-то вы переехали. Где базируетесь — в Берлине или Гамбурге?
— После того как мы пожили в Берлине и посетили кучу других городов, мы осознали, что наиболее счастливы в Гамбурге. Нас часто спрашивают, где более активная сцена — в Гамбурге или Берлине? Чьи клубы лучше? По опыту можем сказать, в обоих городах клубы и движуха одинаковые. Они мало чем отличаются от других европейских столиц.
— Со стороны может показаться, что хайп вокруг техно-музыки закончился. Клуб Berghain уже породил столько интернет-мемов, что, кажется, он волнует исключительно туристов. Что интересует самих немцев?
— Электронная музыка по-прежнему популярна и круто поднялась по социальной лестнице. Сцена стала очень профессиональной, благодаря чему наши ранние творческие масштабы сейчас превратились в бизнес-модель. Агенты, лейблы, артисты, издатели — все хотят заработать на техно. Для нас как музыкантов все стало гораздо проще: больше профессионализма, но меньше приключений. Для вас как потребителей — много случайностей и больше коммерции. Если хотите почувствовать дух сцены, вам не нужно идти в Berghain или Watergate. Чаще всего магия случается на маленьких неизвестных площадках.
— Насколько трудно музыкантам оставаться в молодой танцевальной культуре? Становится ли вам тяжелее играть в клубах, где все меньше ваших ровесников?
— Что значит «трудно»? Быть успешными музыкантами — это не только удовольствие. У каждой монеты две стороны. Вы много получаете, но также и много отдаете. Да, появляются возможности делать невероятные вещи, в которые раньше и не верилось. Но как распорядиться этими возможностями, каждый решает сам, и это требует огромной дисциплины. Например, дисциплина — это не тусоваться каждый уикенд до последнего. Мы уже видим третье поколение тусовщиков, которое приходит нас послушать. Иногда бывают моменты, когда мы думаем: «А вам разрешено законом быть здесь?» Но ведь мы были такими же молодыми. Свежая публика оживляет ночные клубы лучше, чем трезвые старички, качающие головой в углу зала.
— Вы принимаете активное участие в жизни лейбла Diynamic. Что происходит с вашим лейблом Musik gewinnt Freunde?
— Будучи членами Diynamic Family, мы играем на всех важных мероприятиях лейбла. В апреле начали отмечать 10-летний юбилей в Берлине — в Watergate и Ritter Butzke, и это была одна долгая и прекрасная ночь. Затем продолжили в Бразилии, где все также было на высшем уровне. Получили огромное удовольствие от этой поездки. А наш собственный лейбл — это игрушка, где с самого начала выходили сайд-проекты Kollektiv Turmstrasse. Мы запускали его без задачи клепать релизы нон-стоп. Собственно, философия описана в названии — «Музыка собирает друзей». Мы часто работаем вместе с музыкантами, которых знаем лично, и когда получается что-то новое, тогда и выпускаем пластинку. Если вы каждый месяц ищете хит, то лучше, конечно, следить за другими издателями.
— В ваших треках часто присутствуют вокальные семплы. Как вы их отбираете? Есть ли какой-то специальный месседж?
— Мы не большие поклонники вокала. Очень часто голосовые семплы заполняют дыры в производственном процессе, когда мы ищем элемент, которого не хватает при аранжировке. Но иногда вокал хорошо попадает в трек и так там и остается.
— Принято считать, что люди в ночных клубах отдыхают. А как техно-музыканты отдыхают от работы? Опишите ваш идеальный выходной.
— Здесь опять речь о дисциплине. Нужно проводить четкую грань между работой и досугом. Конечно, бывает, мы тоже отдыхаем в клубе, но это невозможно делать регулярно. Если бы мы постоянно тусовались, то перестали бы быть частью музыкального бизнеса. Когда мы возвращаемся домой — обычно в воскресенье или понедельник, — то у нас есть несколько часов, чтобы поваляться на диване. А дальше снова начинаются дела: семья, дети, работа в студии, организационные вопросы, ежедневная рутина, которая есть у каждого. Идеальный выходной — это что-то типа семья на каникулах, забитый холодильник, телефоны отключены… Продюсер большой игровой компании приглашает нас стать первыми, кто протестирует пятый Fallout на PlayStation. Маловероятно, конечно, но ходить иногда на рыбалку было бы неплохо.
— Это не первая ваша поездка в Москву. Какие в целом впечатления от города?
— Мы бы сильно преувеличили, если бы сказали, что Москва наш второй дом. Но так как мы с востока Германии, то русская культура нам не чужда. Москва обладает своим очарованием, тут бурная ночная жизнь. С другой стороны, наверняка все будет как обычно: долгие пробки из аэропорта, проблемы с коммуникацией, новая площадка, новые знакомства… На самом деле мы очень рады заехать в Москву.
По волнам амнезии
Еще 10 техно-хитов, которые вы могли слышать и/или забыть за последние 10 лет
Промоутер, журналист и знаток берлинской ночной жизни Георгий Слугин составил личный плейлист из композиций, которым удалось добиться такой же умеренной популярности за пределами танцполов, как песне «Sorry Iʼm Late» Kollektiv Turmstrasse.
Напоминание о том, что в 2006-м заумный IDM формата Autechre еще имел влияние на танцевальную музыку, но уже не был магистральным жанром. Идеальная пара Эллен Аллиен (хозяйка лейбла BPitch Control, идеальная берлинская красавица) и Саша Ринг (группа Apparat, ныне супергруппа Moderat) в совместном альбоме «Orchestra of Bubbles» поставили жирную точку на вокальных экспериментах, оставив пространство для откровений и сладких припевов.
Привет из далекой Австралии от продюсера Кармело Бьянкетти, который добавил агрессивность и вдохнул вторую жизнь в хаус-исповедь Роланда Кларка. Хорошо знакомое настроение всем, кого накрывало на танцполе от момента истины где-то около 6 утра. До сих пор одна из самых востребованных пластинок на посылторге Juno.
Уморительно смешное и правдивое собрание стереотипов о круглосуточных тусовщиках, которые открывают глаза в пятницу вечером по прилету в Берлин, а закрывают c утра в понедельник — все там же, в самолете, на обратном пути. Ужасно? Отвратительно? Да-да, бросайте все и смотрите, сколько стоят билеты в столицу Германии.
Наплевать, что в баре закончился алкоголь, девушка зовет домой, а охранник грозит расправой. Нет, никуда мы не пойдем — мы хотим танцевать! Возможно, это лучший урок немецкого языка за всю его историю.
Утренний мегахит Энтони Ротера — еще одного героя, которому удавалось со своими вещами мигрировать с танцполов в поп-чарты и который совсем недавно выступил в московском «Конструкторе». Кстати, автор удалил этот явно недешевый клип из своего официально плейлиста на ютьюбе: насколько прекрасна сама композиция, — настолько ужасно было самолюбование Энтони перед камерой.
Цветной винил от эксцентричного музыкального продюсера, начинавшего карьеру в детройтских музыкальных магазинах. Moodymann, как чуть раньше Queen в роке, доказал, что техно-оперы с драматическим накалом возможны. Трек попахивает издевательством (женский голос сообщает о разрыве), при этом он идеально встает в любой диджейский сет с любого отрезка.
Продюсер и основатель лейбла Diynamic Младен Соломун своего рода Давид Гетта от мира техно. В этом треке он доходчиво рассказывает, что происходит, если поздним утром тебя выгнали на улицу, а ты не можешь перестать танцевать (в Москве в прошлом декабре сам Solomun успел отыграть аж в трех местах — начиная со Space). Песню «Kackvogel» можно поставить на повтор и проходить с улыбкой весь день.
Конечно, главным хитом 2013-го стала «Bad Kingdom» от Moderat, но клип, который просмотрел миллион человек, вряд ли можно считать малоизвестным. В Москве пару тысяч ему добавили люди, посмотревшие на Beat Film Festival документалку «B-Movie» об истории берлинского андеграунда от панка до техно. От романтики даже у 18-летних текут слезы.
К черту ностальгию. Аня Шнайдер — владелица лейбла Mobilee, где вышел релиз, — утверждает, что это самый сексуальный трек, который нужно слушать в пятницу перед походами по клубам. Впрочем, для занятий по кроссфиту в субботу утром тоже подойдет.
Пример того, какой взрывоопасной может быть смесь американского гетто и берлинского бита. В композиции, ради которой и задумывался этот плейлист, засемплирован малоизвестный рэппер Black Rob из обоймы Пи Дидди.
Берлинец Вилли Шумахер, прячущийся за названием Midas 104, в начале марта выпустил хит со словом «секс» в названии и незамысловатым текстом, чем обеспечил себе безбедное гастрольное будущее на несколько лет. Вышел на лейбле Katermukke — рекорд-компании клуба Kater blau, наследника Kater Holzig и Bar 25.