Еще пятнадцать лет назад про виниловые пластинки можно было делать мемы «никто, абсолютно никто», а сейчас музыку на виниле снова много слушают и выпускают: например, дебютник Билли Айлиш издали аж в десяти с лишним версиях — как в 80-х.
Вместе с популярностью пластинок растут продажи проигрывателей и прочей аппаратуры, открываются новые магазины. С одной стороны, эпоха стриминга сделала музыку как никогда доступной, с другой — вызвала ответную реакцию. Оказалось, что физический контакт, треск иглы, крупная обложка и бумажный пакет сделали позабытый ритуал потребления песен вновь актуальным.
Но все становится слишком непонятно, когда дело доходит до деталей. К проигрывателю нужен еще и усилитель? А что такое тонарм? Сколько стоит хорошая аппаратура? Почему одни пластинки стоят 20 евро, а другое — 100? В чем подвох пластинок с рисунком? Давайте разберемся.
Внимание! Если какие‑то термины кажутся вам непонятными, обратитесь к словарю в конце статьи.
С чего начать?
Петр Чинават: Нужен проигрыватель, усилитель и колонки — это самый распространенный вариант. Второй вариант — проигрыватель, фонокорректор и активные колонки. В принципе, если смотреть по минимуму — можно забрать у бабушки с дедушкой какой‑нибудь старый проигрыватель типа «Веги» и постараться подключить его к усилителю/фонокорректору и колонкам. Кстати, на старые проигрыватели можно насадить современные иглы.
Михаил Соймонов: Я бы не торопился покупать новый красивый китайский проигрыватель, они имеют свойство быть красивыми только на картинке, а мы ведь планируем слушать и радоваться.
Алексей Александров: К базовому набору можно в перспективе дополнительно взять отдельный фонокорректор, повышающий трансформатор, обратить внимание на кабели, стабилизаторы питания и прочие радости аудиофила. Крайне важен выбор головки звукоснимателя (т.н. «иголки»). Тут нужно понять, что вы хотите от общения с пластинкой — хорошего звука и/или просто коллекционирования — и какие средства вы готовы на это тратить.
Вывод: не экономьте и не берите системы 3 в 1 — нужно взять проигрыватель, усилитель и колонки.
Обязательно ли нужен усилитель?
Петр Чинават: Да. Сигнал, который поступает на иглу с пластинки, изначально слабее сигнала, который приходит на CD-проигрывателе. Поэтому нужна штука, которая усилит этот сигнал. Она называется фонокорректор. Он есть почти во всех интегральных усилителях. Если его нет, то вам нужно приобрести маленькую коробочку с фонокорректором — обычно она небольшого размера.
Самые красивые усилители — 70-х годов выпуска, японские интегральные, со стрелочками. Но их не так просто найти. В продаже есть много усилителей 90-х годов со встроенными фонокорректорами, но мне больше нравится звук усилителей 80-х: они всегда лучше и приятнее звучат.
Вывод: Усилитель нужен.
Хорошо, сколько мне стоит потратить денег на аппаратуру?
Петр Чинават: Всегда лучше брать проигрыватель с прямым приводом. Еще желательно, чтобы у проигрывателя была кварцевая стабилизация — на базовых проигрывателях Technics и Pioneer 80-х годов она есть. Отсутствие стабилизации приводит к тому, что в музыке может быть легкое искажение тона.
Все более-менее нормальные проигрыватели в магазинах стоят от 30 тыс. рублей. Ни в коем случае не пользуйтесь нарядной и очень красивой продукцией Crosley. Это выглядит классно, но вы не то что разочаруетесь — это звучит хуже, чем mp3 с битрейтом 128 кб/с (то есть очень паршиво — Прим. ред.).
Еще можно купить активные колонки — например, мониторы JBL, каждая из них стоит в районе 10 тыс. рублей, добавить к этой аудиосистеме фонокорректор — и винил будет замечательно слушаться. Плюс нужен интегральный усилитель: самый базовый б/у-вариант вариант будет стоить от 5000 до 8000.
Михаил Соймонов: Если мы с вами говорим о деньгах, то 20–25 тыс. рублей хватит, чтобы купить аппарат начального уровня японской или немецкой сборки.
Алексей Александров: Не рекомендую для начала тратить менее 10–15 тыс. рублей за б/у-компонент, хотя бывают удачные исключения. Я настоятельно не рекомендую рассматривать к покупке современные китайские комбайны — портятся пластинки, и звука вы там не услышите. Поверьте, это действительно очень плохо.
Оптимально для начала я бы рассматривал проигрыватель типа REGA P1. Новый стоит 22–25 тыс. рублей, за б/у — примерно 12–15 тыс. рублей.
Вывод: Готовьтесь отложить минимум 20 тыс. рублей на аппаратуру: проигрыватель и колонки
Вы сами снимаете тонарм со стойки, перемещаете к нужной дорожке, с помощью микролифта или вручную опускаете на пластинку. По окончанию прослушивания вы сами поднимаете тонарм и возвращаете его в исходное положение — и выключаете привод проигрывателя.
Когда пластинка заканчивается, срабатывает автоматика, которая сначала поднимает тонарм, а затем возвращает его в исходное положение и выключает привод. Такой тип полуавтомата встречается чаще всего, хотя и встречаются образцы, которые просто поднимают тонарм и выключают вращение опорного диска. При этом нет механизма, отвечающего за перемещение тонарма из исходного положения к началу пластинки
Данный тип проигрывателя самостоятельно запускает двигатель и выводит тонарм из парковочной стойки к началу пластинки. По окончании проигрывания тонарм поднимается и возвращается в исходное положение, а двигатель выключается. Размер пластинки и скорость задаются вручную. Также существуют полные автоматы — с помощью специальных датчиков они умеют определять размер пластинки и нужную скорость проигрывания.
Какой проигрыватель выбирать: с автоматическим или ручным управлением?
Петр Чинават: Если вы покупаете проигрыватель только для себя, то можете взять аппарат с ручным управлением, потому что вы наверняка будете бережно к нему относиться. Но, если к вам приходят гости, подпускать их к проигрывателю с ручным управлением не стоит.
Был пример: в одном московском отеле в холле поставили проигрыватель. Что произошло? Посетители отеля, не желая никому причинить вред, поломали иглы — потому что все забыли, как пользоваться проигрывателем. Поэтому для людей, которые вообще не понимают, как все устроено, лучше покупать проигрыватель с автоматом.
Но у «автомата» есть и минусы. Мы, продавая в магазине Dig всякую б/у технику, периодически возим мастерам. Они говорят: автоматика — это удобно с точки зрения использования, но ее дико неудобно ремонтировать. Так что везде есть плюсы и минусы — решайте сами.
Михаил Соймонов: Я бы советовал аппарат с ручным управлением — его легче и чинить, и использовать.
Алексей Александров: Ручной или автоматика — дело сугубо персональное. Я предпочитаю ручное.
Вывод: все зависит от того, берете вы его только для себя или для кого‑то еще.
Диск проигрывателя вращается с помощью передачи вращения от мотора на опорный диск с помощью ремня — пассика. Обычно его изготавливают из резины, а на более дорогих моделях — из металла или синтетической нити. Преимуществом данного привода считается отсутствие электромагнитных наводок от работающего мотора на головку звукоснимателя и гашение излишних вибраций.
Опорный диск установлен на роторную часть мотора. К плюсам можно отнести быстрый разгон до требуемых оборотов. Вышедшая из‑под умелого инженера, эта конструкция практически не имеет недостатков.
Наиболее архаичный на сегодняшний день привод. Вращение диска не передается напрямую или через пассик, а происходит с помощью специального ролика, касающегося одновременно оси мотора и опорного диска. Чаще подвергается ремонту, т. к. сама конструкция подразумевает большее количество подвижных элементов, соприкасающихся друг с другом.
На что еще стоит обратить внимание при покупке проигрывателя?
Петр Чинават: Если вы берете проигрыватель с пассиком, нужно понять, в каком состоянии он находится: растянут или нет. Также нужно понять, в каком состоянии находится игла. Нужно или воспользоваться лупой и посмотреть, или послушать совершенно новую пластинку и понять, нет ли лишних шумов. Посмотрите, как работает мотор, насколько быстро останавливается диск. Но вообще, проигрыватель — это простой механизм: все либо работает сразу, либо нет.
Усилители — вещь более сложная: там много микросхем, бывают лампы и тразисторы. Если у вас нет доступа к внутренностям и инженерского образования — то смотрите на внешний вид. Важно проверить, шуршит ли ручка громкости на усилителе или нет. Когда покупаете колонки, посмотрите, в каком состоянии находятся динамики. Если там нет ни трещин, ни дырок, ни царапин — берите.
Михаил Соймонов: Покупая проигрыватель, внимательно изучите механизм, проверьте его на оборотах (33 и 45), проверьте место сборки — может понадобиться стабилизатор напряжения, чтобы ничего не перегорело, проверьте, какая розетка подходит, все ли провода в наличии, не забывайте про заземление.
Алексей Александров: Обратить внимание стоит в целом на работоспособность. Выражаясь простым языком: как держит скорость, не «гуляет» ли шпиндель, нет ли ненужного фона, насколько хорошо выглядит внешне — к примеру, однажды мне пытались продать аппарат даже с трещиной в тонарме. Покупать новый проигрыватель в этом смысле проще. В этом случае соотношение цена/качество — это определяющий параметр.
Вывод: новый проигрыватель покупать проще — но он не всегда будет лучше. Покупаете старый — все внимательно проверьте, желательно вместе с опытным и разборчивым слушателем винила.
А что с иглой? Как часто ее надо менять?
Петр Чинават: Если вы купили первый проигрыватель — вы, скорее всего, не будете ее менять, если только сами не захотите иглу получше. К примеру, мы слушаем в нашем магазине пластинки восемь часов в день ежедневно. Мы меняем свою иглу где‑то раз в 9–12 месяцев. Давайте считать: допустим, вы слушаете пластинки 2–3 часа раз в несколько дней. На несколько лет вам иглы точно хватит. Признаки износа? Дополнительные шумы — и вы их услышите.
Михаил Соймонов: Игла — очень интимная штука, от нее очень многое зависит. Иглы не любят грязные и «запиленные» пластинки. По опыту скажу: если игла прослужила 1000 часов, это здорово, после этого ее можно поменять. Не покупайте первую попавшуюся иглу: попробуйте их предварительно послушать, почитать о них подробнее на форумах. Также скажу, что универсальных с точки зрения музыки игл мало: грубо говоря, каждый жанр любит «свою» иглу.
Алексей Александров: Менять иглу нужно по мере износа. Либо на слух, либо визуально. Под сильным увеличением видно, когда кончик иголки становится более округлым. Кроме того, кантеливер (иголка-палочка, которая выходит из головки звукоснимателя) изготавливается из разных материалов, которые по-разному подвержены износу. Больше всего головки боятся сильных нагрузок, а иголки — неправильных настроек и грязных пластинок.
Вывод: Иглу, скорее всего, надо менять после нескольких лет использования. Главное держите винил чистым.
Теперь к пластинкам! На что стоит обращать внимание при их покупке? Как быть, если видишь царапину?
Петр Чинават: Обычно ценники в магазинах подписаны ручкой, и там есть пометки о состоянии — Very Good, Very Good+, Near Mint: ориентируйтесь на них. Если на пластинке написано Near Mint — то это суперкачество. Very Good+ — тоже нормально. Very Good — готовьтесь услышать дополнительные шумы, «песочек». Все, что ниже (Good+, Good, Fair), — это уже плохо. Если на пластинке есть царапины, не пугайтесь. Это не значит, что ее невозможно слушать.
Если есть царапина, как понять, будет ли пластинка «прыгать»? Мягонько, подушечкой одного пальца проведите по этой царапине: если вы ее не чувствуете и это место гладкое — то с пластинкой все будет в порядке. Если вы чувствуете, что это место царапает кожу, значит, пластинка будет скакать. Вообще, лучше всего, чтобы царапин не было совсем. Если в магазине есть возможность помыть пластинку — обязательно ей воспользуйтесь.
Михаил Соймонов: Если видите царапины — не вешайте нос: попробуйте пластинку сперва послушать — может, она и не такая страшная, как кажется.
Алексей Александров: Нужно иметь в виду, что есть лейблы, чьи пластинки будут «хрустеть» от любой, даже поверхностной, царапины. Бывают и обратные ситуации: на пластинке будто бы катались с горки, а она играет чисто. Качество материала пластинки играет большую роль, и тут только опыт вам поможет принять правильное решение при покупке.
Вывод: Читайте внимательно описание, смотрите на царапины, прислушивайтесь к звуку. Царапины — не конец света, но лучше обойтись без них.
Примеры DIG, «Винилотека», «Звуковой барьер»
Плюсы: Самый очевидный и верный вариант: можно прийти и лично оценить состояние пластинки, а иногда даже и послушать — если пластинка не запечатана. В отличие от покупки пластинки с рук, более вероятно, что здесь винил хранится бережно, а продавцы верно оценивают состояние пластинки, указывают год и страну выпуска. Во-вторых, рекордсторы — традиционное место встреч любителей винила, так что найти единомышленников здесь легче всего.
Минусы: Чаще всего, один: вы переплачиваете по сравнению с онлайн-магазинами и частными продавцами. Кроме того, к сожалению, даже в магазинах пластинки не всегда хранятся надлежащим образом.
Плюсы: Традиционно для любого рынка, на интернет-маркетах за товар вы отдадите, скорее всего, сильно меньше денег, чем в офлайн-магазине. В случае с винилом пластинка даже с учетом иностранной пересылки может вам обойтись дешевле, чем в обычном магазине.
Минусы: В данном случае придется иметь дело с пересылкой — и всеми вытекающими последствиями. Этим, кстати, с удовольствием пользуются продавцы обычных магазинов и часто рассказывают страшилки про переломанный винил, прошедший доставку «Почтой России».
Заказанный по почте винил действительно может прийти уже не в лучшем состоянии — часто с потертыми уголками конверта. Другое дело, что эти минусы нивелируются, когда речь идет об онлайн-магазине в родном городе при наличии самовывоза.
Как их искать: Самый легкий способ найти частных продавцов — это вбить по поиску слово «винил» или «пластинки» во «ВКонтакте»: вам сразу же выдаст много профильных групп по теме. Также их много на онлайн-маркетах вроде Avito или «Юлы». Наконец, есть Discogs. О нем — чуть позже.
Плюсы: В данном случае речь идет о старых и зачастую раритетных пластинках. Если в магазинах чаще всего продается либо новый, либо выпущенный большими тиражами и нераспроданный старый винил, то у частных продавцов вы можете найти коллекционные редкости.
Минусы: К сожалению, здесь (как и везде) могут попасться недобросовестные и малокомпетентные продавцы. Они могут — намеренно или нет — неверно определить состояние, страну и год выпуска, тип пресса и адекватную цену пластинки.
Примеры: Например, «Левша» в Новоподрезково и рынок возле «Удельной» в Петербурге
Плюсы: Как и на любых барахолках: среди груды неликвида здесь можно натолкнуться на коллекционные жемчужины и редкости — порой и по цене сильно ниже рыночной.
Минусы: Часто — неупорядоченность товара, некомпетентность продавцов с вытекающими последствиями, не слишком бережное хранение и несправедливо завышенная оценка стоимости товара.
Примеры: «До мажор винил», «Винил мне мил»
Плюсы: Считай, те же барахолки, но организованные людьми в теме. Десятки продавцов винила приезжают в одно место, чтобы продавать и покупать пластинки. Полезное мероприятие для тех, кто хочет избавиться от ненужного винила, а еще и место встречи людей по интересам. Главный плюс — возможность «выкопать» коллекционные редкости.
Минусы: Опять же — необходимо внимательно смотреть на состояние, цену и данные о пластике: они могут быть представлены неправильно.
Какие пластинки стоит брать: новые или старые? Первые прессы или переиздания?
Петр Чинават: Стандарт качества — это первопресс, это старые пластинки. Почему они лучше? Звук на них наносился с мастерлент, то бишь аналоговых носителей. А аналоговый звук — это то, за что мы любим винил. На современных пластинках этого часто не бывает, потому что при записи музыки на пластинку сейчас часто используют цифровые аппараты. Я помню, как 10 лет назад Universal, по-моему, переиздавал пластинку Metallica: я слушал ее — и это было очень плохо.
Однако сейчас рынок винила растет, и все стараются внимательнее относиться к записи музыки на пластинку, и откровенно плохих записей сейчас почти не встретишь. Есть даже профильные лейблы, которые специализируются на издании винила строго по аналоговым технологиям.
Старые прессы всегда лучше и всегда в цене. Первопрессы дорожают каждый день — и это, ко всему прочему, хорошее вложение денег. Чьи издания лучше брать? Стандарт качества — США, Великобритания, Германия. Итальянские тоже неплохие.
Михаил Соймонов: Надо четко понимать, для чего вы собираете пластинки. Первый пресс пластинки из 60-х — это, в первую очередь, история. Очень часто люди недовольны, как звучит старая пластинка (треск, «песок», скачки), помните про классификацию винила.
Состояние играет важную роль в ценообразовании — особенно на легендарные альбомы и группы. Новодел имеет свою прелесть: он свежий, там может быть ремастеринг, бонусы, буклеты. Его не стоит недооценивать, но я предпочитаю оригиналы. Если хотите найти первопресс, то я бы посоветовал пойти от простого: берете альбом — сразу изучаете, где он выходил впервые.
Алексей Александров: Если вы хотите аутентичный, «тот самый» звук (и ваша аппаратура позволяет это услышать) или вам просто приятно иметь фонотеку с оригинальными записями, то стоит брать, конечно, первопрессы или близкое к этому. Если же больше нравится запах свежей краски, ощущения от вскрытия девственной упаковки, или вы просто не хотите париться поиском пластинки в идеальном состоянии либо же попросту любите только современную музыку — тогда, конечно, вам лучше подойдет новодел. Традиционно считается, что звук английских и американских изданий — лучше прочих, но везде есть исключения, и их немало: это большая отдельная тема.
Сергей Климов: И среди первых прессов, и среди переизданий встречаются как замечательные по качеству примеры, так и совершенно отвратительные. Перед приобретением того или иного издания первым делом я советую ознакомиться с отзывами в сети и на тематических форумах. Так вероятность разочарования будет сведена к минимуму.
Свое предпочтение я чаще всего отдаю переизданиям, так как в большинстве случаев они являются обновленной, доработанной, улучшенной версией первого издания. Но это применимо только в тех случаях, когда издатель добросовестно подошел к вопросу: провел глубокую исследовательскую работу, пообщался как с музыкантами, так и с причастными к первому изданию людьми (разумеется, если такая возможность имелась), а также занимался реставрацией не только фонограмм, но и графического оформления альбома.
Что касается первых прессов, то в них, безусловно, есть собственный шарм. Я предпочитаю охотиться за так называемыми private press (т.е. «частный пресс») — пластинками, которые были изданы самостоятельно авторами или музыкантами, либо же на собранные или спонсорские средства. На пластинках со слегка неуклюжим оформлением можно найти убойный и грязный хард-рок, космическую синтезаторную музыку, а также психоделические школьные хоры южных штатов Америки 70–80-х годов. Каждая такая пластинка — это настоящее открытие. И, что немаловажно, в руках — самый настоящий слепок того времени. Сложностью чаще всего является поиск таковых изданий и их стоимость: чем менее доступно издание, тем оно дороже.
Вывод: Первые прессы — это аналоговый мастеринг и часто недешевое, но, как правило, безошибочное вложение. На новых пластинках звучание больше похоже на CD — часто из‑за цифрового мастеринга.
Каких ошибок стоит избегать, покупая пластинку?
Петр Чинават: Давайте начнем с цены: ориентируйтесь в первую очередь по средней цене на сайте Discogs.com. Там отражена рыночная цена, к которой вы можете еще приплюсовать доставку (из Германии — условно 8 евро) — и понять реальную цену. Если хотите вкладываться и собирать вечную коллекцию, которая достанется и вашим внукам, старайтесь покупать оригиналы.
Михаил Соймонов: Не покупайте все подряд. Обычно проходит время — и коллекционер начинает чистить свою коллекцию. Придерживайтесь списка и денежного лимита: это занятие очень затягивает!
Алексей Александров: Если вы решились покупать первопрессы, то следите, чтобы это были действительно они самые! Порой продавцы сами не знают, что продают, и готовы наговорить что угодно, лишь бы продать. Второй момент: многие переплачивают за первопрессы — и далеко не все оригиналы дорогие! Не думаю, что это можно сто процентов называть ошибкой, но почти все начинающие винильщики проходят через это — первые купленные пластинки оказываются, мягко говоря, не самыми удачными по соотношению цена/качество.
Вывод: Следите за соотношением цена/качество, не покупайте все подряд.
Как работает Discogs? Почему там часто очень разные цены на альбомы? Как вообще пластинка может стоить больше $1000?
Устроено все просто: есть покупатели, а есть продавцы — площадка собирает их в одном месте, упорядочивает и регулирует их деятельность. Как все работает: покупатель заходит на сайт, ищет пластинку — находит ее у продавца, смотрит на указанное состояние — делает заказ и оплачивает через PayPal.
Есть система рейтингов пользователей: если состояние пластинки оказалось хуже заявленного продавцом, то покупатель вправе поставить ему негативную оценку и снизить его репутацию — и теперь продавцу будет сложнее сбывать пластинки. Если покупатель не заплатил за заказанный товар — его рейтинг тоже страдает.
Кроме того, Discogs — это огромная картотека музыкальных релизов вообще: тут можно почитать информацию об альбомах, посмотреть на обложку и узнать, где, когда и какими тиражами что издавалось.
Также Discogs автоматически устанавливает рыночную цену, исходя из истории продаж пластинок. Лайфхак: хотите купить пластинку с рук или в магазине и сомневаетесь по поводу цены — заходите на Discogs и сверьтесь там.
Это зависит от года, страны, тиража, типа, состояния пластинки и востребованности музыки, которая на нее записана. Какие пластинки самые дорогие? Часто это первые/редкие прессы культовых альбомов.
Порой доходит до абсурда: редкий английский пресс одноименного альбома Led Zeppelin недавно был продан на Discogs 1400 евро. В чем дело? В бирюзовых буквах, которыми на конверте напечатали название группы. При этом американское издание того же года можно найти там же за 15 евро — вот такой парадокс. Среди самых дорогих релизов попадаются и наши исполнители, например, летом 2018 года в топ-30 айтемов по цене был Высоцкий.
В среднем самые дорогие пластинки — это издания 90-х и 00-х годов. Причина проста: падение интереса к винилу в то время радикально уменьшило объемы тиражей. Так они быстро осели на полках коллекционеров, а после всплеска интереса к винилу в 2010-х они в явочном порядке взлетели в цене.
Пример: альбом постбритпоп-группы Athlete «Tourist» вышел в 2005 году. Можно зайти на онлайн-маркет Juno и увидеть, что он стоил около 25 фунтов стерлингов по тогдашнему курсу. Сейчас на Discogs он продается за 600 с лишним евро.
Пикчер-диски (пластинки, на которых напечатана обложка альбома) — норм?
Петр Чинават: Пикчер-диск— это плохо. Звук на пикчер-диске всегда хуже, чем на черной пластинке, — видимо, из‑за состава пластика. Обычный черный винил лучше звучит, чем прозрачные, цветные и прочие пластинки.
Михаил Соймонов: Цветной винил и пикчер-диск — это, в первую очередь, красиво, во вторую — эксклюзивные ограниченные тиражи. Но, как говорят снобы и знатоки, звук там хуже: спорить не буду.
Сергей Климов: В цветных пластинках я не вижу ничего плохого, хоть и предпочитаю классический черный винил. Ни для кого уже не секрет, что исходное сырье является бесцветным, т. е. прозрачным. Но для придания эффектного внешнего облика его окрашивают. Современные технологии изготовления как сырья, так и самих виниловых пластинок за последние годы сделали большой шаг вперед, в результате чего как таковой разницы при прослушивании черных или пластинок другого цвета вы не услышите. На своем опыте проверено, что буквально пять лет назад пикчер-диски звучали отвратительно, но те, которые изготавливают сейчас, стали заметно лучше звучать.
Вывод: Пластинкам с напечатанным на массе принтом альбома лучше предпочесть черный или цветной винил.
Советские прессы стоит брать?
Петр Чинават: К сожалению, советские пластинки, как и советские автомобили, телевизоры и все советское — это очень плохо. К примеру, включаешь западные пластинки, которые издавали очень большим тиражом (вроде Барбры Стрейзанд или Кэта Стивенса), и которые порой даже никогда и не распечатывались, — это звучит идеально.
Включаешь, например, пластинку Аллы Пугачевой, пусть даже и в идеальном состоянии — все равно слышишь какие‑то дополнительные шумы. [Есть ли годные] постсоветские пластинки? Завод Semikols, который сделал Андрей Алгоритмик, делает пластинки хорошего качества.
Михаил Соймонов: Советские пластинки — это уникальная кладовая, на пластинках фирмы «Мелодия» выходило очень много шикарной музыки: от классических произведений мировых композиторов до эксклюзивного редкого джаз-рока советского разлива. Качество было разное — но для ознакомления чаще всего они подойдут.
Алексей Александров: Считается, что наши прессы хуже западных. Звукозапись сама у нас была очень и очень неплоха. Но тут проблема, скорее, в массе (буквально — в пластинке и из чего она была сделана. — Прим. ред.), хотя в разное время были разные ГОСТы. Например, я слушал немало записей с классической музыкой на «Мелодии», которые звучали великолепно.
Популярные перепечатки западной рок- и поп-музыки, изданные в конце 80-х/первой половине 90-х это «пиратки», к которым очень много вопросов и по качеству записи, и полиграфии. Однако, они недорогие, доступные и все еще пользуются спросом.
Вывод: можно найти неплохие записи с классикой, но в общем лучше покупать западные прессы.
Как правильно ухаживать за пластинками?
Петр Чинават: Каждый раз перед прослушиванием я беру антистатическую щетку и провожу ей по пластинке: во-первых, это снимает пыль, во-вторых, статику, которая накапливается на пластинке, пока она лежит в конверте. Спреи с тряпочкой тоже можно использовать — но это уже при серьезных загрязнениях. Мы в магазине используем специальную мойку, которая работает как пылесос. Вообще, если вы держите пластинку дома, просто старайтесь закрывать ее в конверте.
Михаил Соймонов: Процесс чистки пластинок имеет свойство их оживлять. Я всем советую любимые старые пластинки помыть ультразвуком хотя бы один раз — а потом дома для профилактики щеточкой и средством для мытья ухаживать за ней.
Алексей Александров: Ухаживать нужно обязательно. Необходимо держать пластинки вертикально, не делая очень длинные тяжелые стопки. Мойки есть разные: кто‑то моет руками с помощью моющих средств и мягких тряпочек или губок. Кто‑то использует спрей и микрофибру, а кто‑то заливает винил клеем ПВА и потом его удаляет вместе с грязью (старый народный метод).
Ультразвук считаю самым действенным средством, результат присутствует всегда — зачастую пластинки играют заметно лучше. Однако к самодельным машинкам есть вопросы, а промышленные модели действительно дорогие. От мойки пластинок зависит не только количество «песка» или щелчков в звуке (если это, конечно, не царапина), но и жизнь иголки — она больше всего стачивается именно о грязь.
Сергей Климов: Некоторым ритуалом для меня является хранение виниловых пластинок в дополнительных плотных полиэтиленовых обложках: во-первых, в конверт попадает меньше пыли; а во-вторых, конверт не деформируется и длительное время сохраняет свой первоначальный облик.
Приобретение аппарата для ультразвука — удовольствие не из дешевых, но в крупных городах можно найти одного-двух владельцев подобного оборудования и договориться о помывке за адекватные суммы. Например, в Санкт-Петербурге помыть одну пластинку на ультразвуковой мойке можно за 100–250 рублей.
Вывод: Не жалейте денег на мойку винила, купите специальную щеточку и обязательно перед прослушиванием протирайте пластинку.
Что с современными российскими изданиями? Почему их так мало? Почему группа Ploho издается на виниле, а группа «Пошлая Молли» — нет?
Сергей Климов: То, что группа Ploho издается на виниле — это очень хорошо. Это хоть и капля в море отечественной музыкальной сцены, но хоть какое‑то движение. Дело в том, что сейчас на российском рынке имеется засилье переизданий. Переиздается проверенный временем и зарекомендовавший себя материал, уже полюбившийся слушателю, во-вторых, ностальгия неплохо подталкивает на приобретение пластинок, чему издатель не может быть не рад.
Но при этом как такового развития на музыкальной сцене в рамках издания музыки на физических носителях, не происходит — на прилавках в большинстве случаев вы увидите те же имена, что видели 10-20, а может быть и 30 лет назад. Становится неинтересно ни мне как слушателю, ни мне как издателю, так как хочется видеть живую и активную сцену ничем не хуже, чем в Европе, Великобритании и США. Я рад, когда выходят пластинки современных музыкантов вне зависимости от стилей и жанров.
Но и одних только инициатив музыкантов, и попыток независимых издательств, недостаточно. Так уж сложилось, что в России отношение к винилу сравни к чему-то сакральному: если на виниле издан не рок или его производные, то подобное вовсе не имеет права на существование, и восприниматься не будет. Я же призываю относиться к винилу как к одному из форматов физических носителей и никак иначе. Ровно, как и к любым музыкальным стилям и жанрам — все они имеют право на существование.
Вывод: ностальгия и сакрализация винила мешает рынку.
Многофункциональное устройство, позволяющее выводить многоканальный звук. Подойдет людям, которые, кроме прослушивания музыки, собираются смотреть фильмы и играть в видеоигры.
Важная настройка тонарма, компенсирующая силу скатывания. Без грамотного подхода к настройке антискейтинга ваши пластинки будут быстрее изнашиваться в левой или правой части дорожки.
Специальная съемочная площадка для установки тонарма в плинт, который позволяет данную операцию. Под каждый тип тонарма существуют свои армборды. Они также бывают выносными (в таком случае их называют струбцинами).
Неофициальное — пиратское издание — альбома.
Разворотный конверт с изображением или дополнительной информацией внутри. Как правило, содержит в себе два винила.
Маркетинговая инициатива лейбла, объединяющая два альбома под одной картонной коробкой и продающаяся за меньшую сумму.
Гибрид ресивера и кассетной деки. Обычно является представителем бюджетного сегмента.
Поводок, на котором устанавливается игла звукоснимателя. Характеристики кантеливера напрямую влияют на звук системы. Отвечает за передачу в магнитную систему точных перемещений иглы, самостоятельно не влияя на звучание. Именно его чаще всего гнут любители музыки, задевая тонарм рукой.
Железный диск, с которого печатается пластинка. Одна матрица соответствует одной стороне. При производстве пластинки на нижнюю матрицу кладут виниловую заготовку и прижимают верхней матрицей с давлением 100 атмосфер.
Механизм, позволяющий плавно опускать тонарм на пластинку. Бывает гидравлическим и электрическим.
Вид звукоснимателя с подвижным магнитом внутри. По этой технологии производится большинство бюджетных головок. Если только начинаете знакомство с винилом, то обратите внимание на MM-звукосниматель.
Мечта любого аудиофила. Головки, произведенные по этой технологии, играют более детально, не искажая высокие частоты. К минусам данного типа головок можно отнести высокую стоимость и невозможность ремонта (за некоторыми исключениями).
Полоска, обрамляющая левую сторону японского винилового издания. Как правило, содержит дополнительную информацию об исполнителе и альбоме.
Издание пластинки, вышедшее в год релиза альбома. Может быть любой страны и относится к различным матрицам.
Ремень, приводящий в движение опорный диск проигрывателя или его часть.
Прозрачная пластинка, содержащая внутри изображение (часто с артворком альбома).
Это корпус проигрывателя винила. Обычно изготавливается из дерева и/или алюминия. Встречаются более люксовые варианты из натурального камня, стали.
Издание пластинки, вышедшее в год релиза с использованием первых матриц. Также может быть, например, японским или американским.
Копия альбома, не предполагающая коммерческого использования. Как правило, такие релизы предоставлялись лейблами для радиостанций и владельцев музыкальных магазинов.
«Мозговой центр» системы любого аудиофила. Через него происходит вся коммутация (подсоединяется вертушка, CD-плеер, кассетная дека, колонки, etc.). Работает в паре с усилителем мощности.
Изоляционный слой из различных материалов (обычно это либо резина, либо фетр, либо пробка), гасящий вибрации, передающиеся через шпиндель.
Предмет мебели, в котором выставляются все компоненты аудиосистемы. Обычно это проигрыватель винила, CD-плеер, кассетная дека, усилительный тракт.
Первые тестовые пластинки, которые изготавливаются с целью оценки качества используемых матриц.
Важнейший механический узел проигрывателя, задачей которого являются перемещения головки звукоснимателя по канавкам от начала пластинки к ее центру. Бывают S-образные, J-образные (так называемые прямые) и тангенциальные тонармы. Последние наиболее редкие из‑за сложности конструкции и дорогого обслуживания.
Вынесенная в отдельный корпус часть полного усилителя. Отвечает за усиление сигнала, получаемого от предварительного усилителя. Зачем? Считается, что все компоненты аудиотракта должны быть вынесены в отдельный корпус и отвечать за одну определенную функцию.
Отдельный прибор или часть усилителя, преобразующая слабый звук с головки звукоснимателя (phono) в более сильный линейный звук. Бывают транзисторными, ламповыми и гибридными.
Площадка для крепления головки звукоснимателя. Они бывают съемные и несъемные.
Это шарнир, через который продевается пластинка непосредственно перед прослушиванием.
__