Критическая масса

«Грэмми-2020»: что это было

27 января 2020 в 13:46
Фотография: Alberto E. Rodriguez/Getty Images
Хотя к премии «Грэмми» с каждым годом все больше вопросов, мы все равно ее смотрим. Раздача статуэток с граммофоном фиксирует положение дел в музыкальной индустрии с точки зрения тех, кто этой индустрией управляет. Мы посмотрели церемонию и рассказываем о главных моментах до нее и во время нее.

Этой церемонии «Грэмми» предшествовал скандал, после которого стало ясно, что Национальной академии искусства и науки звукозаписи США нужны системные реформы. За 10 дней до вручения наград академия отправила в административный отпуск — фактическую отставку — президента Дебору Дуган. Она была первой женщиной на этом посту. По данным The New York Times, незадолго до отстранения Дуган выступила с жесткой критикой своих бывших коллег. Она обвинила их в конфликте интересов — якобы они активно проталкивали определенных артистов и спокойно добавляли их в списки номинантов, если им хотелось — и харассменте, а своего предшественника Нила Портноу — в изнасиловании артистки. Он меж тем после отставки всячески старался сохранить работу в индустрии, и Дуган, по ее словам, навязали контракт с ним на сумму $750 тыс.

Все это предшествовало самой скучной церемонии «Грэмми» за последние годы. Очевидные фавориты получили свои награды, выбор в некоторых номинациях был максимально предсказуемым. Главной интригой было: Билли Айлиш или Лиззо отхватит большую часть наград в основных номинациях («Песня года», «Запись года», «Альбом года», «Лучший новый артист»). В итоге все четыре награды получила Айлиш. Она — первая женщина, собравшая комбо из главных наград, и первый исполнитель, кто это сделал с 1981 года. Это тот случай, когда предпочтения аудитории максимально совпали с интересами представителей индустрии. Билли Айлиш — артистка 2019 года, смиритесь.

Один из главных моментов церемонии — трибьют погибшему накануне «Грэмми» баскетболисту Коби Брайанту

Занятно, что две награды получил за продакшен ее брат Финнеас. Во-первых, потому что граммофон получил альбом, буквально записанный в спальне. Во-вторых, за звание продюсера года Финнеас О’Коннелл боролся с людьми, у которых по десятку альбомов за год в послужном списке, ему для победы хватило одного.

Другая героиня вечера — как по нам, куда более заслуженная — Лиззо, у нее три награды: в R’n’B и поп-категориях. Ее альбом «Cuz I Love You» — отличный пример дерзкого женского R’n’B, конкурентов у него в прошлом году не было. Вдобавок эффектный лайв на самой церемонии и трогательная речь с благодарностью родителям и поклонникам. Самой популярной песне в мире — «Old Town Road» — достался один граммофон («Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой»).

Награды в хип-хопе и R’n’B — признак застоя в наиболее прогрессивных в последние годы жанрах. «Igor» Тайлера — единственный хотя бы условно рэп-альбом, который в 2019 году оказался интересен кому‑то за пределами комьюнити. Песня «A Lot» и вправду великая. А Андерсон Пак уже давно заслужил «Грэмми»: «Ventura» — не лучший его альбом, но тут важен сам факт признания: интереснее R’n’B-артиста сейчас попросту нет.

В ключевых для нас — рок- и альтернативных — номинациях меж тем царит унылый консерватизм. В прошлом году победили имперсонаторы Led Zeppelin — группа Greta Van Fleet. В этом — человек, явно выбравший за ролевую модель Хендрикса и архаичный блюз-рок. Гэри Кларк-младший исполняет музыку максимально старомодную, проникнутую традициями афроамериканской культуры последних 70 лет. В итоге он получил награды и как блюз-исполнитель, и за лучшую рок-песню, как исполнитель и автор. К той же когорте консерваторов можно отнести и Cage the Elephant с их ретророком, получивших вторую статуэтку в карьере.

Две электронные награды — у The Chemical Brothers (теперь у них шесть «Грэмми», причем в 1998 году они получили статуэтку за лучший рок-инструментал). Награда за метал-трек — у Tool (теперь у них четыре «Грэмми»). Награда за альтернативный альбом — у Vampire Weekend (вторая). Сплошь проверенные и всем знакомые артисты — ну хорошо, что не Бек, который у академии будто всегда про запас, на случай когда лень выбирать.

Ашер и FKA Twigs с посвящением Принсу

«Грэмми» в 2020 году — все еще лучший способ узнать, как на музыкальную индустрию смотрит самая консервативная ее часть. С одной стороны, она пытается пойти на поводу у времени (награды давно ругали за гендерный дисбаланс — теперь в номинантах и лауреатах по основным категориям сплошное равенство), с другой — сохраняет совершенно консервативный взгляд, когда речь идет о менее заметных категориях. С учетом скандалов, которые сопровождают «Грэмми» в последние годы, академии — а то и всей индустрии — нужны реформы.

Расскажите друзьям
Читайте также