«Fantasy»
би-сайд сингла «Waiting for the Day», 1990 год
Пожалуй, самый растиражированный из номинальных ауттейков музыканта, этот легкомысленный танцевальный номер всегда звучал как эпилог к его недолгой, но яркой карьере в составе дуэта Wham!. При этом Джордж Майкл впервые записал «Fantasy» годы спустя, работая над своим каноническим сольником «Listen without Prejudice Vol. 1», через восемь лет выпустил ее ремикс, а уже после смерти Майкла песню еще раз переиначил Найл Роджерс из Chic. Но издававшаяся на двух синглах, в нескольких сборниках и саундтреке к «Рождеству на двоих» оригинальная версия по-прежнему лучшая.
«Crazyman Dance»
би-сайд сингла «Too Funky», 1992 год
В планы Майкла выпустить «Listen without Prejudice Vol. 2» вмешались его разногласия с Sony: подав на собственный лейбл в суд, музыкант в сердцах отдал все три песни, записанные для будущего альбома, на сборник благотворительной организации Red Hot. Самой известной из них стала жгучая «Too Funky», в клипе на которую вновь, как когда‑то в видео «Freedom! ’90», снялись главные топ-модели момента, а на выпущенном отдельно сингле нашлось место для еще одной новинки, горько-сладкой «Crazyman Dance».
«You Know That I Want To»
би-сайд сингла «Spinning the Wheel», 1996 год
Би-сайдами экстра-класса запомнился третий сингл в поддержку третьего же альбома Майкла «Older», вошедшего в историю британского песенного чарта благодаря полудюжине поочередно оказавшихся в его Топ-3 синглов. Через полтора года после релиза величайшая пластинка певца была переиздана под названием «Older & Upper», где многие впервые услышали эту похотливую балладу, не брезгующую даже семплами, уместными в саундтреке к софткору.
«Safe»
би-сайд сингла «Spinning the Wheel», 1996 год
«You Know That I Want To» была идеальной спутницей «Spinning the Wheel» — элегантной, с вкраплениями джаза и трип-хопа, песни о продиктованных чумой XX века волнениях влюбленного. А вот находившаяся на том же сингле немногословная, серьезная и страшно красивая «Safe» эмоционально подошла бы в пару к «Jesus to a Child» или «You Have Been Loved» — пронзительным посвящениям умершему от СПИДа Ансельме Фелеппе, роман с которым вдохновил Майкла на создание «Older».
«The Grave»
со сборника «Hope», 2003 год
Майкл не был особенно плодовитым автором (его без малого 30-летняя сольная карьера уложилась в четыре альбома оригинального материала), поэтому он всегда охотно записывал кавер-версии: в 1999 году их хватило на полнометражную пластинку «Songs from the Last Century». Один из самых мощных каверов в исполнении Майкла — эта спетая где‑то под акустическую гитару, а местами и вовсе а капелла перелицовка баллады о солдате Дона Маклина, которую Джордж записал для сборника некоммерческой организации War Child в поддержку жертв иракской войны.
«Understand»
с делюкс-версии сборника «Twenty Five», 2006 год
25 лет в музыке Майкл отметил с подобающим поп-звезде его калибра размахом: отчетной коллекцией лучших песен, разделенных на категории «бодряки» («For Living»), «медляки» («For Loving») и «вам, фанаты» («For the Loyal»). Четыре из них издавались впервые, а наименее раскрученная из этих четырех — «Understand» — оказалась вполне выдающейся: судя по ее звучанию (и шестиминутному хронометражу), эта песня осталась за бортом последнего студийного альбома Майкла «Patience».
«Feeling Good»
с переиздания сборника «Twenty Five», 2008 год
Готовясь к своему первому заокеанскому турне за 17 лет, Джордж выпустил американскую версию «Twenty Five», на которой внезапно очутилась кавер-версия «Feeling Good» — песни, которую канонизировала Нина Симон, не испортили Muse, и в разные годы исполняли все на свете, от Джона Колтрейна до диджея Авичи. В работе над этой версией приняла участие актриса Лоретта Дивайн, известная ролями в «Анатомии страсти» и вдохновленном песнями Джорджа сериале «Элай Стоун» (для которого ее, строго говоря, и записывали).
«December Song (I Dreamed of Christmas)»
неальбомный сингл, 2008 год
По меркам Майкла вообще и его рождественских песен в частности «December Song» так себе откровение, но предыстория у песни довольно интересная. Джордж и его регулярный напарник Дэвид Остин сочиняли ее для Spice Girls, а потом чуть было не отдали Майклу Бубле, но накануне Рождества 2008 года Майкл записал ее сам, а год спустя выпустил в формате «CD + рождественская открытка», приурочив этот релиз к 25-летию, чего же еще, «Last Christmas».
«Song to the Siren»
би-сайд сингла «White Light», 2012 год
В начале уходящей декады Джордж увлекся электроникой, сначала злоупотребив вокодером в дикой (но, что ты будешь делать, симпатичной) кавер-версии «True Faith» New Order, а затем записав — и исполнив на церемонии закрытия лондонской Олимпиады — клубный трек «White Light». Однако действительно запомнилось это смутное время еще одним кавером — вдохновенным прочтением «Song to the Siren», взявшим за образец для подражания не оригинал Тима Бакли, а версию This Mortal Coil.
«This Is How (We Want You to Get High)»
из саундтрека к фильму «Рождество на двоих», 2019 год
Этой осенью в прокате появилась — и преуспела — придуманная Эммой Томпсон по мотивам понятно какой песни трагикомедия «Рождество на двоих». Это кино с непростительным сюжетным поворотом (оскароносная сценаристка решила трактовать текст «Last Christmas» буквально) — и великим саундтреком, где наряду с золотыми стандартами Майкла издана и его совсем новая песня. Так или иначе, в иерархии бессменных спутников сегодняшнего праздника Джордж окончательно занял место по соседству с «Рождественской песнью» Диккенса.