Ретро

История группы «Дети Пикассо» словами Гаи Арутюнян

27 ноября 2019 в 20:01
Группа «Дети Пикассо» прошла путь от витиеватого русскоязычного рока, привечаемого на FM-волнах, до сложносочиненного прога на армянском. 28 февраля группа Гаи Арутюнян отметит 20-летие в клубе «Москва». «Афиша Daily» вместе с основательницей «Детей Пикассо» кратко рассказывает о каждом альбоме группы.

«Месяц улыбок» (2002)

Что: Дебютный альбом группы, который большинство точно знает благодаря песне «Как Будда». Очаровательный и вертлявый рок, в котором аккуратно найдена грань между вечным отчаянием и вечным покоем. Одна из самых удивительных пластинок нулевых, добиравшихся до хит-парадов и телеэфиров.

Прямая речь: «Альбом, на который нас подписал мейджор. Нам по 20–22, мы-наглые, удачливые, работоспособные, море по колено. Пишемся на классной аналоговой студии, миксуем авторские русскоязычные и этнические армянские песни… И сразу после релиза нас ждут ротации на ТВ и радио и дистрибуция от Питера до Набережных Челнов».

«Ethnic Experiments» (2004)

Что: Не менее изящный шаг вбок. Вместо задушевного полиритмичного поп-рока — скрещение прога и армянской этники. Получилось сколь эффектно, столь и доступно, и без туристической лубочности. Одна из ключевых постсоветских пластинок нулевых, которую по странному стечению обстоятельств можно найти не на всех стриминговых сервисах.

Прямая речь: «Это наш первый осознанный шаг в направлении интерпретации армянских народных песен. Мы его записали на собственной студии им. Джими Хендрикса в особняке на Полянке, в котором в XIX веке находилась женская тюрьма, а позже доходный дом. Мы, по-прежнему, без тормозов в аранжировках и делаем что хотим: брасс-секции, перкуссии, бытовые шумы, записи на диктофон, мужской хор, все идет в ход! Выпускаем сами и в альбом вкладываем рецепты блюд армянской кухни и специи в пакетиках. Многие пытаются это курить (смеется). Все, что мы зарабатывали, вкладывали в свою студию, где проводили по семь часов в день!»

«Глубина» (2006)

Что: Самый мрачный и лучший альбом группы, с дюжиной щемящих мелодий, с которыми хоть сейчас на сцену любого летнего фестиваля, с простыми, но тяжелыми текстами, с вокальными пируэтами, которые обоснованы не стилем, но эмоцией. Арутюнян то нежно тянет колыбельную, то шепчет, то кричит под гитарный гвалт. Таких альбомов — женственных и жестоких, сложных и доступных — с тех пор на русском и не было больше.

Прямая речь: «Это самый наш мистический альбом. Мы его записали со струнным квартетом. Мы сперва проработали год, не вылезая из студии, в ущерб концертам и фестивалям. После года работы над ним, однажды придя в студию, обнаруживаем пустой жесткий диск. Это был глюк компа, который уничтожил работу целого года. Нам пришлось начать все сначала. Год мы работали над восстановлением альбома от дорожки к дорожке. Зато мы именно за «Глубину» получили лучшую критику и фидбэк от слушателей».

«Turbo Mairik» (2009)

Что: Продолжение этнических экспериментов. Только более сумрачное и нервное. Кое-где мелодии теряют ритм и тонут в тумане народных инструментов и гитарного нойза. А потом приходят барабаны и начинается настоящий пир во время чумы.

Прямая речь: «Этнический альбом. Мы с ним объехали более 90 европейских городов с гастролями. Армянский этнорок с психоделическим замесом не играет здесь больше никто, мы экзоты, к нам поэтому много внимания. Именно после этого альбома нас упомянули в двухтомном издании «История венгерского рока» как самую значимую группу с постсоветского пространства».

«Герда»/«Кай» (2010)

Что: Записанная после переезда группы в Венгрию драматичная и драматическая дилогия о противопоставлении мужского и женского. «Герда» — это сказочные запевы и этническая полиритмия, колыбельные про то, что «чудо знает, чудо ждет» и почти что романс с истероидным «театр закрыт» под конец. «Кай» — более напряженная работа, где жесткий грув чувствуется даже в пастельных клавишах.

Прямая речь: «Этот альбом мы записали, уже когда перевезли нашу студию на поезде в Будапешт. Это разделенный двойной альбом. Концепция была в том, что Герда и Кай не вместе. Это две версии одного альбома — мужская и женская. Мужская версия, жесткая, бешеная, многослойная, вышла на CD. Женская версия, мягкая, меланхоличная, авангардная, выходит ограниченным тиражом на деревянных флешках с гравировкой Deti Picasso. Ее мы записали с контрабасистом Владимиром Волковым, который специально приезжает в Будапешт, и певицей Тиной Кузнецовой».

«Motherland» (2015)

Что: На данный момент последняя работа «Детей Пикассо». Равным образом продолжение исследования группой родной армянской этники, продолжение ее мейнстримовых работ и подведение итогов за шестнадцать лет. Тут и минимализм с народным инструменталом, и сложноустроенный гитарный рок, и успокоительные песни о самом главном, спетые тонким-тонким голосом.

Прямая речь: «Первый альбом, выпущенный по итогу удачной краудфандинг-кампании. Мы его писали в аналоговой студии. Она находилась в особняке на окраине Будапешта. И это новая формация «Детей Пикассо»: арфа, альт, барабаны, гитара, клавиши, голос. Это лирический, бесконечно прекрасный альбом, в основу которого взяты армянские песни из семейного архива, из католической деревушки».

«Дети Пикассо» выступят 28 ноября в клубе «Москва». Петербургский концерт, который должен был состояться 1 декабря в «Морзе» перенесен на неопределенный срок.

Расскажите друзьям